Автор: Петрова Анна Александровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 28.11.2016

Статья просмотрена: 313 раз

Библиографическое описание:

Петрова А. А. Проектная деятельность как средство развития коммуникативных навыков младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 574-577.



В данной статье автором отмечается значимость проектной технологии в образовательном процессе начальной школы, в работе с младшими школьниками. Данная технология дает возможность школьнику экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Ключевые слова: современные педагогические технологии, проектная технология

Стремительные перемены в социально-экономической, политической и культурной жизни нашего общества требуют кардинальных изменений в сфере образования на всех его уровнях. В Концепции модернизации российского образования способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования [8].

В современном образовании все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Так в Федеральном Образовательном стандарте начального общего образования приведен перечень требований к результатам освоения обучающихся основной образовательной программы, среди которых мы особое внимание уделили такому требованию как: освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами [17].

Выделяя основные тенденции в современном образовании, А. Г. Асмолов отмечает: «Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узко предметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанным подходом здесь выступает деятельностно-ориентированное обучение: учение, направленное на решение проблем; проектные формы организации обучения» [1].

Анализируя методическую литературу и отмечая в ходе реализации программ развивающего обучения, можно выделить ряд проблем, затрудняющих переход школьников на следующую ступень образования: очень низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью школьников и практическими упражнениями и заданиями, в ходе которых отрабатываются навыки; отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Среди многочисленных вариантов реформирования системы образования в целом, переход к инновационному обучению и внедрению новых современных педагогических технологий, рассматривается сейчас в качестве главного направления развития. Одним из решений этих проблем является введение в педагогический процесс современных педагогических технологий, в контексте нашего исследования приоритетной для нас является проектная технология.

Проектные технологии как метод обучения приобрели на сегодняшний день огромную популярность у педагогов, занимающихся как теоретическими исследованиями так и их практической реализацией в различных учебных заведениях и имеют следующие сущностные характеристики такие как: интеграция знаний в реальную деятельность; активная самостоятельная деятельность; выбор, обоснование и оценка эффективности выполненной работы; взаимодействие в команде; созидание продукта деятельности [4].

Так, Е. С. Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [13]. В. Н. Стернберг в результате исследований делает вывод, что «в современном толковании термин «метод проектов» представляет собой творческую работу учащихся в рамках заданной темы», и отмечает «интегрированный характер «метода проектов», его способность вмещать в себя различные методы обучения» [16].

Перед современным образованием стоит задача ‒ помочь ученикам освоить такие способы действия, которые будут являться необходимыми в их будущей жизни, объективно оценить свои силы и возможности, интересы и склонности, [10] реализовать данные задачи можно с помощью внедрения в образовательный процесс современной школы гуманитарных технологий, а именно кейс-технология[5], квест-технология [14], [7], на современном этапе образования одной из наиболее востребованных считается проектная технология [4], [11].

Главной задачей метода проектов является стимулирование интереса школьников к учебной деятельности, а также он ориентирован на самостоятельную деятельность, в ходе которой учащиеся приобретают социальные, нравственные знания, связанные с планированием личной познавательной деятельностью [6], которую они выполняют в течение определенного времени, что способствует приобретению социальной практики за пределами школы, адаптации к современным условиям жизни [12], развитию таких качеств личности как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Семенова Н. А. отмечает, что основными задачами проектной технологии в начальной школе на современном этапе является [15]:

‒ формирование навыков самостоятельной деятельности, применение знаний в нестандартных ситуациях;

‒ формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков; формирование навыков научно-исследовательской работы.

Использование метода проектов в начальной школе — это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни [15].

Использование проектной технологии в начальных классах школы, важно и необходимо, так как данная деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека, Участвуя в проектной деятельности, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, самостоятельность, самоконтроль. Для успешной реализации проектной технологии необходимо: создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы сотрудничества учителя и ученика; обеспечение учащихся информационно-коммуникационными средствами; интеграция в рамках межпредметной связи; использование мотивационных методов, которые позволят учащимся проявлять самостоятельность и творческую активность.

В процессе решения проектных задач формируются следующие коммуникативные умения: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе); сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя; умение применять полученные знания в жизни.

Таким образом, исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что данная технология ориентирована на практический, реальный результат, так как во время выполнения заданий строятся новые отношения между учениками и учителем, расширяется их образовательный кругозор, возрастает познавательный интерес, появляется возможность проявить свои организаторский способности [9], а так же он позволяет школьнику возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного образования.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 2008 г. 158 с.
  2. Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе. М.: Просвещение, 2009. 196 с.
  3. Дьюи Дж. Школа будущего. М.: Госиздат, 1926.
  4. Жеребятникова Г. В. Формирование созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза. диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Забайкальский государственный университет. Чита, 2013.
  5. Жеребятникова Г. В. Кейс-технология как средство формирования созидательной активности будущих педагогов в образовательном процессе современного вуза. Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 3–4 (45). С. 13–14
  6. Жеребятникова Г. В., Лучкина Т. В. Модель формирования созидательной активности социальных педагогов в образовательном пространстве современного вуза // Гуманитарный вектор. Серия «Педагогика. Психология». 2013. № 1 (33) SPIN-код 5096–7723
  7. Игумнова Е. А., Радецкая И. В. Квест-технология в образовании. Учебное пособие для студентов высш. и сред. учебных заведений. Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2016. 184 с.
  8. Концепция модернизации Российского образования до 2020 г. URL: http://edu.mari.ru (дата обращения: 9.11.2016 г).
  9. Камалова Х. А. Проектная деятельность как средство развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения немецкому языку // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. Уфа. 2014. С. 96–99.
  10. Матросова Л. В. Развитие творческих способностей учащихся в проектной деятельности. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola (дата обращения: 15.10.2016 г).
  11. Николаюк И. В. Методика выполнения творческих проектов: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей / И. В. Николаюк. Чита. Забайкал. гос. гум.-пед. ун-та. 2008. 88 с. SPIN-код: 8593–5802
  12. Николаюк И. В. Содействие адаптации студентов младших курсов педагогического вуза к учебной деятельности посредством технологии проектного обучения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Забайкал. гос. гум. пед. унив.им. Н. Г. Чернышевского. Чита, 2009. 24 с. SPIN-код: 8593–5802
  13. Полат, Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат. М.: Академия, 2008. — 392 с.
  14. Радецкая И. В., Сорока И. Ю., Варфоломеева О. Г.. CONTEMPORARY EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN // ПедагогическийжурналБашкортостана. № 5(60). 2015. С. 84–90. SPIN-код: 8593–5802
  15. Семенова Н. А. Проектная деятельность младших школьников в урочное время // Научно-педагогическое обозрение. 2013. № 1 (1). С. 70–74.
  16. Стернберг, В. Н. Теория и практика «метода проектов» в педагогике ХХ века: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / Стернберг Вера Николаевна. — Владимир, 2002. 206 с.
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)
Основные термины (генерируются автоматически): проектной технологии, учебной деятельности, начальной школе, Проектная деятельность, общего образования, начального общего образования, Жеребятникова Г, современного вуза, образовательном пространстве современного, пространстве современного вуза, кандидата педагогических наук, современных педагогических технологий, активности будущих педагогов, созидательной активности, созидательной активности будущих, образовательном процессе, формирования созидательной активности, проектной деятельности, коммуникативные навыки, современном образовании.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос