Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 18.04.2017

Статья просмотрена: 264 раза

Библиографическое описание:

Заболотная С. М., Щербакова С. В. Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 571-573. — URL https://moluch.ru/archive/149/42095/ (дата обращения: 16.08.2018).



Современный педагог — не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление.

Л. С. Выготский

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. В современной педагогической деятельности меняются традиционные роли учителя и учащихся — здесь они равноправные соучастники творческого процесса. Учитель является ведущим, «мастером», который организовывает творческий процесс, принимает участие в нем, а не передает свои знания незнающему и не умеющему ученику.

Основная задача учителя — компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс; развивать у учащихся подвижность и способность творческого мышления, учить рассуждать и мыслить; сохранить здоровье школьников, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.

И для реализации этих задач на уроках внедряются инновационные технологии: игровые технологии; проблемное обучение; здоровьесберегающие технологии; информационные технологии; технология проектного обучения.

Они способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе, помогают эффективно организовать работу на уроке, способствуют повышению качества знаний.

Самая оптимальная в работе с первоклассниками — это игровая технология. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету. Игры способствуют психологической раскрепощённости на уроках, проявлению творчества. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание и стремление к знаниям.

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

‒ Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета — урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок — игра «Путешествие по стране сказок» и т. д.;

‒ В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) — игры «в слова», игры «со словами», игра «Дополни слово», игра «Перевёрнутые слова», игра «Соедини половинки слов», игра «Снежный ком», игра «Арифметическая эстафета» и т. д.

Можно провести и весь урок в форме игры, например, урок–сказка, урок–аукцион, «В мире животных», «Следствие ведут знатоки», КВН, «Путешествие по станциям», «Ярмарка» задач и другие.

Игровые формы обучения на уроке — эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Увлёкшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Проблемное обучение используется на этапах сообщения темы урока, целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создается проблемная ситуация на уроке — удивление, затруднение.

Так, обучая детей, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания — незнания. Так же через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся формулируют тему и цель урока. Технология ведения проблемного урока, разработанная автором Е. Л. Мельниковой, даёт возможность учителю по-новому открывать знания с учениками.

Информационно-коммуникативные технологии используются на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности.

Многие уроки проводятся с использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Окружающий мир — «Путешествие по городу», «В Ботаническом саду», «Россия — Наша Родина»; русский язык — «Учим буквы», «Занимательная азбука». При закреплении знаний о гласных и согласных звуках, такие упражнения как «Найди звук», «Составь звуковую схему», «Составь слово»; литературное чтение «Творчество писателей», «Узнай сказку» и т. д.

Используются компьютерные презентации при устном счёте, самостоятельной работе в тетради, чтении скороговорок, проведении физкультминуток.

Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Начиная с начальной школы, обучающиеся нацелены на использование компьютера при подготовке к урокам: докладам, презентациям, выступлениям.

Технология проектного обучения используется в работе, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. Она не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.

Предметные проекты нашли широкое распространение на уроках окружающего мира: «Растения зимой», «Растения нашего класса», «Что растет на клумбе», «Домашние животные»; чтение: «Загадаю — отгадай», «Занимательная азбука», «В дружбе — сила»; математика: «В мире чисел» и многие другие.

В рамках проектной работы учащиеся могут подготовить мини-проекты на темы: «Домашние животные», «Рыбы наших водоемов», «Природа села», «Улицы нашего села», макет «Мой дом. Моя улица» и др. Проекты выполняются коллективно и индивидуально. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Данный метод стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему.

Формирование ответственного отношения к своему здоровью — необходимое условие успешности современного человека. Особое место в начальной школе имеют здоровьесберегающие технологии, которыеприменяются как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование разных видов деятельности.

На уроках проводятся физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, упражнения на релаксацию. Выбирать физкультминутку нужно в зависимости от преобладающей деятельности на уроке. Если преобладающий вид деятельности письмо, то используются упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение — гимнастику для глаз; слушание, говорение — гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.

На переменах проводятся оздоровительные игры, до уроков — утренняя зарядка, между уроками — динамическая пауза. На классных часах и кружках внеурочной деятельности ребята беседуют на темы «Чистота — залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности», «Режим дня».

На уроках математики и русского языка также нужно прививать своим ученикам навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач и упражнений. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах мёда, овощей и фруктов, орехов и ягод, о том, что, употребляя эти продукты, мы обеспечиваем свой организм необходимыми витаминами и тем самым повышаем его способность самостоятельно бороться с некоторыми заболеваниями. Текстовые задачи и упражнения также дают возможность сообщать детям о положительном воздействии физических упражнений на здоровье каждого человека.

Важным звеном цепи здоровьесберегающих технологий является психологический климат на уроке. Каждый урок начинается и заканчивается с психологического настроя класса. После доброжелательного приветствия и по завершению урока можно предлагать детям «Лист настроения». Из изображенных на нём гримас они должны выбрать одну, соответствующую их настроению на данный момент. Учителю это даёт возможность скорректировать свои планы и действия, и найти индивидуальный подход к каждому ребёнку так, чтобы в конце урока настроение у всех было хорошее.

А учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.

Задачи, которые решает применение данных технологий тесно пересекаются с задачами по формированию ключевых компетенций, выраженных в следующих УУД:

Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т. д.

Коммуникативные УУД: осознавать речь, как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Таким образом, можно сказать, что применение современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться, а, следовательно, повышается качество знаний.

Литература:

  1. Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. — 2010. — № 2. — С.107–114
  2. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. — М.: Школа-Пресс, 2002. — 120 с.
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 306 с.
  4. Ягодко Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л. И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. — 2010. — № 1. — С.36–38.
Основные термины (генерируются автоматически): урок, игра, учащийся, начальная школа, окружающий мир, проблемная ситуация, упражнение, проблемный диалог, проблемное обучение, внеурочная деятельность.


Похожие статьи

Организация внеурочной деятельности: проблемы...

Похожие статьи. Организация процесса самообразования и самовоспитания через методы проблемного обучения на уроках информатики и во внеурочной деятельности.

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

внеурочная деятельность, начальная школа, проблемно-ценностное общение, кружок, художественное творчество, социальное творчество, младший школьник, игровая деятельность, внеклассная работа...

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

ребенок, проблемная ситуация, проблема, знание, ситуация, противоречие, задача, дошкольный возраст, деятельность педагога, окружающий мир.

Проблемно-поисковые технологии на уроках в начальной школе

Проблемно-поисковый метод обучения часто использую при постановке исследовательских задач. Характеризуется он тем, что содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Организация процесса самообразования и самовоспитания через...

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению...

Методическая разработка урока русского языка в первом классе...

Учебная ситуация на уроке мотивирует ребенка к обучению.

М.: Вентана-Граф, 2012 (Начальная школа XXI века). Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников.

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения...

Е. Л. Мельниковой разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного диалога универсальна, т. е...

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

– Создание проблемных учебных ситуаций. – Стимулирование активности ребенка на занятиях.

Обучение контролю в процессе деятельности. Дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность.

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

Кейс-метод способствует формированию познавательных и логических универсальных действий. Он создает условия, мотивирующие и стимулирующие самостоятельную поисковую деятельность учащихся через решение основной и дополнительных проблемных ситуаций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Организация внеурочной деятельности: проблемы...

Похожие статьи. Организация процесса самообразования и самовоспитания через методы проблемного обучения на уроках информатики и во внеурочной деятельности.

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

внеурочная деятельность, начальная школа, проблемно-ценностное общение, кружок, художественное творчество, социальное творчество, младший школьник, игровая деятельность, внеклассная работа...

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

ребенок, проблемная ситуация, проблема, знание, ситуация, противоречие, задача, дошкольный возраст, деятельность педагога, окружающий мир.

Проблемно-поисковые технологии на уроках в начальной школе

Проблемно-поисковый метод обучения часто использую при постановке исследовательских задач. Характеризуется он тем, что содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Организация процесса самообразования и самовоспитания через...

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению...

Методическая разработка урока русского языка в первом классе...

Учебная ситуация на уроке мотивирует ребенка к обучению.

М.: Вентана-Граф, 2012 (Начальная школа XXI века). Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников.

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения...

Е. Л. Мельниковой разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного диалога универсальна, т. е...

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

– Создание проблемных учебных ситуаций. – Стимулирование активности ребенка на занятиях.

Обучение контролю в процессе деятельности. Дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность.

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

Кейс-метод способствует формированию познавательных и логических универсальных действий. Он создает условия, мотивирующие и стимулирующие самостоятельную поисковую деятельность учащихся через решение основной и дополнительных проблемных ситуаций.

Задать вопрос