Роль проектной деятельности в достижении современных образовательных результатов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 18.02.2015

Статья просмотрена: 984 раза

Библиографическое описание:

Поляничева Н. О. Роль проектной деятельности в достижении современных образовательных результатов // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 611-613. — URL https://moluch.ru/archive/84/15702/ (дата обращения: 17.12.2018).

Пересмотр знаний в сложившейся системе образования стал причиной того, что в последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование личности, готовой к саморазвитию.

Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых:

-          обучение деятельности — умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий;

-          формирование личностных качеств — нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности;

-          формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

Все эти цели и задачи успешно реализуются при деятельностном подходе в обучении, который лежит в основе ФГОС второго поколения. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации.

Исходя из этого, иной становятся задачи учителя — не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

Деятельностный метод обучения помогает конструктивно выполнить задачи образования 21 века, т. к. данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

-          формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

-          формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

-          формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Главной задачей учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребность в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Деятельностный подход — это обучение, реализующее принцип деятельности, метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений «учитель — ученик».

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов. Перечислим основные из них:

1)        Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2)        Принцип непрерывности — означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3)        Принцип целостности — предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4)        Принцип психологической комфортности — предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

5)        Принцип вариативности — предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

6)        Принцип творчества — означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей.

Особенностью нового образовательного стандарта является то, что учитель должен творчески подходить к процессу обучения и воспитания, при этом используя как можно больше на своих уроках существующую информационную базу. Поэтому одной из основных технологий, обеспечивающей системно — деятельностный подход к воспитанию и обучению, является метод проектов, который практически вбирает в себя элементы многих других современных технологий, например, обучение в сотрудничестве, проблемный метод обучения и др.

Метод проектов — это технология достижения требуемой дидактической цели через подробную проработку конкретного вопроса, которая в результате должна иметь какой-либо оформленный вид.

Данный метод был разработан для того, чтобы найти различные способы и пути активного самостоятельного развития мышления у ребенка с целью не просто обучить его запоминать и воспроизводить знания, получаемые им в школе, а уметь применять их на практике.

В целом, метод проектов является целенаправленной, полностью самостоятельной деятельностью обучающихся, но руководимой учителем, направленной на решение какой-либо исследовательской или социально значимой проблемы, а также на достижение конкретного результата в виде какого-либо идеального или материального продукта. Другими словами, результатом проекта ученика может стать идеальный продукт (выработанное после изучения информации умозаключение, вывод, какое-либо полученное знание) или материальный продукт (участие в какой-либо деятельности, сопровождаемое ведением записей в дневнике, альбом, рекламный проспект, выпуск газеты и пр.).

Хочется отметить, что само по себе обучение с помощью проектов активно воздействует на мотивационную сферу учащегося, что на сегодняшний момент достаточно актуально.

Работа над проектом позволяет находить решение к таким важным задачам, как:

-          обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижение цели на протяжении всей работы);

-          формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

-          формирование умения анализировать (креативность и критическое мышление);

-          формирование умения составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать информацию);

-          формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы);

-          организация проектной деятельности с целью формирования проектного мышления учащегося;

-          мотивация детей на получение знаний;

-          включенность всех учащихся в самостоятельную работу;

-          самостоятельное «добывание» требуемых знаний из различных информационных источников (в том числе сети Интернет);

-          развитие умения пользоваться полученными знаниями для разрешения новых познавательно-практических задач.

К важным положительным факторам проектной деятельности можно отнести:

1)        повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака — самостоятельного выбора;

2)        развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата;

3)        формирование чувства ответственности происходит подсознательно — учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор.

Основные требования к использованию метода проектов:

-          Наличие значимой в творческом, исследовательском плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование влияния антропогенной нагрузки на экосистему леса/пруда, изучение проблемы утилизации полимерных бытовых отходов, изучение вопросов энергоэффективности с последующей разработкой конкретных мер по экономии энергоресурсов и т. д.)

-          Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о состоянии данной экосистемы, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий, проект закона об охране лесов в разных местностях, видеоклип и т. д.)

-          Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

-          Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Таким образом, грамотно организованная проектная деятельность обучающихся позволит реализовать главную цель современного образования — научить детей учиться.

 

Литература:

 

1.         Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М: Просвещение, 2013 г. — 175 с.

2.         Мяташ Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. Серия: Высшее профессиональное образование. М: Академия, 2014 г. — 160 с.

3.         Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении для учителей и студентов педагогических вузов. Серия: Методическая библиотека.- М: АРКТИ, 2011 г. — 112 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, метод проектов, проектная деятельность, готовый вид, формирование умения, учебная деятельность, умение, Принцип деятельности, обучение деятельности, обучение, метод обучения, материальный продукт, знание, достижение цели, формирование учащимися.


Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся как средство...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке (краткосрочный проект).

В своей работе нам хотелось бы остановиться на методе проектов. Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации...

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу. Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной...

Формирование исследовательских умений обучающихся как...

Таким образом, формирование исследовательских умений студентов как одного из условий успешной подготовки будущих специалистов является

Исследования важны не только для познания новой области, но и как метод обучения в системе профессионального образования.

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, типология проектов.

Метод проектов представляет собой систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий — проектов.

Трудности использования проектной деятельности в обучении

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент.

Эффективность применения метода проектного обучения

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.

Метод проектов — педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на

Можно выделить несколько групп УУД, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние

Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской...

Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской деятельности на уроках технологии. Annotation. The article is devoted to the training of students of design activity in technology lessons. Features of training is project-oriented focus of the students in the choice of their profession.

Проектная деятельность как необходимый компонент...

В современной школе проектная деятельность включена в практику обучения сравнительно недавно.

В процессе проектной деятельности учащиеся изучают не только средства, но и способы конкретной деятельности [4, с. 8].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся как средство...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке (краткосрочный проект).

В своей работе нам хотелось бы остановиться на методе проектов. Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации...

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу. Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной...

Формирование исследовательских умений обучающихся как...

Таким образом, формирование исследовательских умений студентов как одного из условий успешной подготовки будущих специалистов является

Исследования важны не только для познания новой области, но и как метод обучения в системе профессионального образования.

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, типология проектов.

Метод проектов представляет собой систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий — проектов.

Трудности использования проектной деятельности в обучении

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент.

Эффективность применения метода проектного обучения

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.

Метод проектов — педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на

Можно выделить несколько групп УУД, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние

Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской...

Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской деятельности на уроках технологии. Annotation. The article is devoted to the training of students of design activity in technology lessons. Features of training is project-oriented focus of the students in the choice of their profession.

Проектная деятельность как необходимый компонент...

В современной школе проектная деятельность включена в практику обучения сравнительно недавно.

В процессе проектной деятельности учащиеся изучают не только средства, но и способы конкретной деятельности [4, с. 8].

Задать вопрос