Автор: Соловьёва Татьяна Игоревна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 14.03.2015

Статья просмотрена: 4416 раз

Библиографическое описание:

Соловьёва Т. И. Современные педагогические технологии в начальной школе // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 684-686.

Учителя, родители, руководители образовательных учреждений часто задают себе вопрос о том, что же изменилось в школах с переходом на новые образовательные стандарты.

Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом — проблема, над которой работают теоретики и практики. Достаточно полистать несколько журналов «Начальной школы», чтобы увидеть многообразие поисков и находок в системах, технологиях, методиках, отдельных приёмах обучения. При этом в педагогических поисках ведущей является идея развивающего обучения. Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий. Разработка новых методов и средств обучения, их классификация и систематизация привели к «рождению» инновационных педагогических технологий. Однако в понимании самого термина «педагогическая технология» и в его употреблении до сих пор существуют разногласия. Термин «педагогическая технология» иногда употребляют в качестве синонима термину «педагогическая система», а иногда приравнивают к методикам. (1)

«Технология» — это совокупность методов, приемов, применяемых в каком-либо, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлена тремя аспектами:

1)        научным: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2)        процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3)        процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. (1)

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а, следовательно, повышению качества обучения.

Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начальной школы.

Например: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровье сберегающие и информационно-коммуникативные.

Однако, в своей работе я чаще всего использую технологии проблемного обучения, проектную деятельность, игровые, ИКТ и здоровье сберегающие.

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность?

Лабиринт

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т. д. (3).

Создание проблемных ситуаций на уроках — это один из способов развития творческого мышления младших школьников.

Методы проблемного обучения можно применять на всех уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

Игра — одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной педагогике игра, дидактическая игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.

Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д. (2)

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

-          для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок — спектакль «Народные праздники»);

-          в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Это разнообразные игры — соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т. д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.

Также в своей работе я использую здоровье сберегающие технологии.

В моём классе она включает в себя проведение тематических физкультминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и района, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания в школе для всех учащихся, серию встреч с врачом общей практики, организацию подвижных игр на переменах. Думаю, что наша задача, задача учителей сегодня — научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.

Лабиринт

Особое внимание в урочное и внеурочное время я уделяю проектной деятельности.

Проектную деятельность младших школьников можно рассматривать как исследовательскую деятельность. Дело в том, что именно исследовательская деятельность ставит целью проекта получение новых знаний, а это соответствует целям образования. Учитель, предлагая проектную исследовательскую деятельность детям, ориентируется на получение новых знаний, в соответствии с учебными программами.

Основной целью проектной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности. А также немаловажным является развитие следующих умений и навыков:

Осмысленно читать художественные, научно — популярные и публицистические тексты, соответствующие возрасту, выделять в тексте главную мысль; пересказывать текст; искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках;

Выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально, совместно ставить новую задачу, определять последовательность действий по её решению; доводить начатое дело до конца;

Описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения;

Видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям; обращаться к взрослым с запросом недостающей информации или просьбой о консультации, а главное — склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде;

Вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, организовывать свою работу в малых группах, владеть приёмами и навыками учебного сотрудничества (умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого, содержательно оценивать достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников по совместной работе, скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата)

При выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя), мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.

Во 2 классе учащиеся моего класса составили и защитили следующие проекты «Рассказ о слове», «Шоколад: вред или польза», «История развития автомобиля», «Новогодняя красавица», «Легенды о Русской Матрёшке».

Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.

 

Лабиринт

Литература:

 

1.                  Научно-методический журнал «Практика образования», № 1 (32) /2012г.

2.                  Иванов М. Г. Дифференцированное обучение младших школьников// Начальная школа. Издание Министерства образования Российской Федерации.- № 11,2006.

3.                  Ягодко Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе.

Основные термины (генерируются автоматически): проблемного обучения, технологии проблемного обучения, Современные педагогические технологии, познавательных интересов учащихся, «педагогическая технология», качества обучения, и в качестве, Методы проблемного обучения, обучения и проектирующая педагогические, получение новых знаний, идея развивающего обучения, методов и средств обучения, исследовательскую деятельность, отдельных приёмах обучения, гуманистические способы обучения, проблемы результативности обучения, реального процесса обучения, рациональные пути обучения, повышения эффективности обучения, повышению качества обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос