Критериальное оценивание заданий в контурных картах у учащихся на уроках географии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: География

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 05.04.2017

Статья просмотрена: 4621 раз

Библиографическое описание:

Пугаева, Е. М. Критериальное оценивание заданий в контурных картах у учащихся на уроках географии / Е. М. Пугаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 299-302. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41488/ (дата обращения: 05.10.2024).



Основная цель географии в системе общего образования — это познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину; формировать у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни.

Достижение этой цели становится невозможным без овладения учащимися основного навыка, умения работать с географической картой. Географическая карта является для учащихся одним из языков «международного общения». [1]

Работая с географической картой учащиеся не только формируют естественно-научную картину мира, но и учатся анализировать, преобразовывать и классифицировать информацию, сравнивать и делать выводы. Все эти компетенции необходимы для развития гармоничной личности. Именно поэтому работа с картой в современной школе занимает важное место в деятельности учителя и учащегося на уроках географии.

Одним из видов работ с географической картой является работа с контурной картой.

Контурная карта — это одно из необходимых пособий по географии. Работа с контурными картами активизирует педагогический процесс, способствует формированию конкретных представлений о связях между отдельными географическими явлениями и прочному закреплению полученных знаний у учеников, что значительно повышает успеваемость. Но вместе с этим существует и проблема оценивание заданий в контурной карте. Классическая система оценивания работ в контурной карте хорошо описана в статье Рочева С. А. «Технологические аспекты работы с географической номенклатурой на уроках географии в средней школе» и выглядит следующим образом:

− «Отлично» выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

− «Хорошо» выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.

− «Удовлетворительно» выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.

− «Неудовлетворительно» выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю. [5]

Существующие критерии оценивания являются довольно спорными и уже не способными удовлетворить современных потребностей обучающегося предмету. Из-за этого между участниками образовательного процесса может возникнуть недопонимание и неприятие выставленной отметки. Решением этой проблемы может послужить критериальное оценивание, так как неотъемлемые его составляющие это — «объективность оценки» и «создание условий для достижения наивысших результатов». При критериальном оценивании:

− ребенок должен знать свои «слабые места»;

− знать свои перспективы;

− понимать, как оценивается его уровень знаний;

− быть заинтересованным в дальнейшем обучении. [2]

Для более объективной оценки работ в контурных картах мной был разработан аналитический рубрикатор для оценивания заданий в контурных картах на уроках географии. Данный рубрикатор представлен в таблице 1. «Аналитический рубрикатор для оценивания выполнения заданий в контурной карте на уроках географии». Аналитический рубрикатор имеет четыре критерия, по которым и будет производиться оценка работы. В зависимости от качества выполнения задания можно получить от 0 до 3 баллов. Это дает большие возможности для учителя, оценивающего работу. Становиться возможным не просто оценить работу как правильно или не правильно выполненную, а оценить качество каждого аспекта этой работы и получить более объективную картину.

Таблица 1

Аналитический рубрикатор для оценивания выполнения заданий вконтурной карте на уроках географии (составлено автором)

Критерии оценивания

Работа выполнена строго всоответствии сзаданием

Аккуратность выполнения контурной карты

Правильность выполнения задания

Правильность оформления работы

Баллы

0–1-2–3

0–1-2–3

0–1-2–3

0–1-2–3

Расшифровка баллов

«0» — Критерий не полностью не соблюден;

«1» – Большая часть критерия не соблюдена или допущены существенные ошибки при выполнении;

«2» – Большая часть критерия соблюдена, допущено несколько несущественных ошибок;

«3» – критерий оценивания полностью выполнен.

Максимальное количество баллов — 12

Правильно оформленная контурная карта должна включать в себя:

− Название, которое подписывается в верхней части карты. Оно должно быть чётким и лаконичным, и соответствовать изучаемой теме.

− Определите условные знаки, которые вы будете использовать, отметьте их в специально отведенном месте на карте.

− Все изображенные на карте объекты должны быть отражены в легенде (в условных обозначениях), в том числе заливка (цвета), штриховка, значки, сноски и др. В легенде карты должна быть расшифровка любого цветового обозначения.

− Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами), и их названия подписывают в условных знаках.

− Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми. Названия рек, гор и городов пишите четко, печатным шрифтом.

− Объекты орографии (элементы рельефа) наносятся черным цветом, гидрографии (водные объекты) — синим.

− Закрашивание объектов, необходимых для выполнения заданий, производится только цветными карандашами. Никогда не используйте фломастеры и маркеры!

− Каждая форма рельефа имеет свою цветовую гамму, которая соответствует шкале высот и глубин атласа.

− Названия небольших объектов в масштабе используемой карты, например, вулканов или горных вершин, желательно размещать справа от самого объекта, вдоль параллели.

− Названия линейных объектов, например, гор, рек или течений, нужно размещать по протяженности, так, чтобы можно было их прочитать, не переворачивая карту.

− Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют небольшие объекты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом или дана ссылка в виде цифры, которая расшифровывается в легенде

− Если вы обозначаете площадной объект, например, равнину или море, то границы этих объектов не обводят линиями. Надпись названия показывает территорию равнины или акваторию моря. [4]

Полученные баллы являются техническими, их целесообразно перевести в отметку с использованием процентной шкалы, например, если учащийся выполнил работу на 91–100 %, то есть набрал 12–11 баллов, то ему можно поставить за выполненную работу отметку «5». Если на 71–90 %, это 8–10 баллов, то «4». От 45–70 % процентов выполненной работы, от 6–9 баллов — это «3». Отметка «2» ставится, если ребенок выполнил менее 45 % работы, то есть набрал меньше 6 баллов. Такой перевод баллов представлен в таблице 2. Перевод технических баллов отметку, в зависимости от процента правильно выполненной работы.

Таблица 2

Перевод технических баллов отметку, взависимости от процента правильно выполненной работы (составлено автором)

Процент правильности выполненной работы,%

Количество баллов

Оценка

91–100

12–11

5

71–90

8–10

4

45–70

6–9

3

Менее 45

Менее 6

2

Использование такого критериального оценивания делает процесс оценивания более прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Учитель сможет сделать выставленные отметки более объективными; родителям, зная критерии оценивания, будет проще контролировать правильность выполнения домашних заданий в контурных картах, и отметка за выполненное задание станет для них еще более понятной. Критериальный подход также позволяет перейти к самооцениванию. Основной функцией оценивания при таком подходе становится обратная связь и коррекция учебной деятельности. Это также способствует приобретению опыта через развитие рефлексивных и аналитических способностей обучающегося. [3] Каждый учащийся может с помощью рубрикатора и шкалы перевода технических баллов в отметку оценить свою работу и работу, например, своего одноклассника.

Литература:

  1. География: программа: 5–9 классы/ [А. А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя]. — М.: Вентана-Граф, 2013. – 328 с.
  2. Современное школьное оценивание. Крылова О. Н. http://www.sch612.edusite.ru/Krilova-O.N-ocenovanie.pdf
  3. ФГОС: Критериальное оценивание. Любомирская Н. В. http://ib.ms45.edu.ru/media/filer_public/6b/7a/6b7a5c87–6066–4b58–8ab6–34238b83d2f7/09_kriterialnoe_otsenivanie_.pdf
  4. Правила работы с контурной картой. В. Л. Марков, С. В. Жукова, М. А. Седелкин http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/geografiya/metodicheskie-materialy/pravila-raboty-s-konturnoj-kartoj-po-geografii.html
  5. Рочев С. А. Технологические аспекты работы с географической номенклатурой на уроках географии в средней школе. http://festival.1september.ru/articles/575198/
Основные термины (генерируются автоматически): контурная карта, выполненная работа, аналитический рубрикатор, балл, географическая карта, работа, урок географии, критериальное оценивание, критерий оценивания, отметка.


Похожие статьи

Методика подготовки учащихся 9 класса к решению заданий ОГЭ повышенной сложности

Технология чтения-рассматривания на уроках во 2 классе

Особенности формирования проектных умений младших школьников на уроках русского языка

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках математики

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Приемы создания проблемных ситуаций для формирования универсальных учебных действий на уроках физики

Комплект заданий для учащихся 5-го класса по формированию математической грамотности

Особенности работы по развитию творческих способностей на уроках русского языка в начальных классах

Функциональная грамотность на уроках английского языка

Особенности проектной деятельности обучающихся на уроках географии и математики

Похожие статьи

Методика подготовки учащихся 9 класса к решению заданий ОГЭ повышенной сложности

Технология чтения-рассматривания на уроках во 2 классе

Особенности формирования проектных умений младших школьников на уроках русского языка

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках математики

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Приемы создания проблемных ситуаций для формирования универсальных учебных действий на уроках физики

Комплект заданий для учащихся 5-го класса по формированию математической грамотности

Особенности работы по развитию творческих способностей на уроках русского языка в начальных классах

Функциональная грамотность на уроках английского языка

Особенности проектной деятельности обучающихся на уроках географии и математики

Задать вопрос