Линейные уравнения
Авторы: Парканова Светлана Ивановна, Ревтова Светлана Николаевна, Котлярова Татьяна Михайловна
Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (5) апрель 2016 г.
Дата публикации: 26.01.2016
Статья просмотрена: 4004 раза
Библиографическое описание:
Парканова, С. И. Линейные уравнения / С. И. Парканова, С. Н. Ревтова, Т. М. Котлярова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 2 (5). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/27/615/ (дата обращения: 17.12.2024).
Математика — это язык, на котором говорят все точные науки.
Н. И. Лобачевский
Введение.
Математика — предмет, без которого не могут быть изучены, ни одно явление, ни один процесс в окружающем мире. Применение математических исчислений, в том числе линейных уравнений, являются составной частью в новых научных исследованиях и вносят большой вклад в развитие современной науки и технического прогресса в целом.
Актуальность: Уравнения в математике занимают ведущее место. На их изучение отводится времени больше, чем на любую другую тему. Овладевая способами их решения, мы находим ответы на различные вопросы из науки и техники (транспорт, сельское хозяйство, промышленность, связь и т. д.).
Цель:
Изучить свойства линейных уравнений;
Отрабатывать навыки решения линейных уравнений.
Исторический экскурс.
Кто придумал уравнения?
Ответить на этот вопрос невозможно! Задачи, приводящие к решению простейших уравнений, люди решали на основе здравого смысла. Еще 3–4 тысячи лет до нашей эры египтяне и вавилоняне умели решать простейшие уравнения, вид которых не был похож на современные. Греки унаследовали знания египтян, и пошли дальше. Наибольших успехов в развитии учения об уравнениях достиг греческий ученый Диофант
“Он уйму всяких разрешил проблем.
И засухи предсказывал и ливни.
Поистине его познанья дивны”
Большой вклад внес среднеазиатский ученый Мухаммед аль Хорезми (IX век). –среднеазиатский математик, астроном, историк, географ — один из крупнейших ученых средневековья.
Его труды по арифметике, изложенные в «Книге об индийском счете», привели к грандиозным последствиям в науке вообще и древней математики в частности. Внес вклад в преобразование линейных уравнений.
Жаутыков Орымбек Ахметбекович (1911–1989г)
Ученый — математик. Внес значительный вклад в развитие математических наук. Академик Национальной Академии наук Республики Казахстан. Доктор физико-математических наук, профессор. Автор первого национального учебника по высшей математике. Основные научные труды посвящены математическим уравнениям, теоретической и прикладной механике.
Линейные уравнения содной переменной
Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенной буквой, называется — уравнением. Выражение, стоящее слева от знака равенства, называется левой частью уравнения, а выражение, стоящее справа от знака равенства, — правой частью уравнения. Каждое слагаемое левой и правой части уравнения называется членом уравнения.
Уравнение вида: ax+b=0
Называется линейным уравнением с одной переменной
(где х-переменная, а и b некоторые числа).
Х-переменная входит в уравнение обязательно в первой степени!
Корнем уравнения называется, то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное числовое равенство.
Уравнение может иметь один корень: 3x+5=0
Несколько корней: y(y-2)(5+2y) = 0 Бесконечно много корней: 7(x+1) = 7x+7 Уравнение может не иметь корней: x+3=x
Решить линейное уравнение— это значит найти все его корни или установить, что их нет. При решении уравнений могут быть использованы свойства уравнения:
- Корни уравнения не изменяются, если любой член уравнения перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом знак на противоположный.
- Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.
Решение многих уравнений сводится к решению линейных уравнений.
При решении уравнений используют свойства:
Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится равносильное уравнение.
Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число
(не равное нулю), то получится равносильное уравнение.
Алгоритм решения линейного уравнения
- Раскрыть скобки в обеих частях уравнения;
- Перенести слагаемые, содержащие переменную в одну часть, а не содержащую в другую;
- Привести подобные члены в каждой части;
- Разделить обе части на коэффициент при переменной.
Рассмотрим решение уравнения:
(13х-15)-(9+6х)=-3х
Раскроем скобки:
13х-15–9-6х=-3х.
Перенесём с противоположными знаками неизвестные члены в левую, а известные — в правую часть уравнения, тогда получим уравнение:
13х-6х+3х=15+9.
Приведём подобные слагаемые.
10х=24.
Разделим обе части уравнения на коэффициент при неизвестном.
х=2,4
Ответ: 2,4
Так же вашему вниманию представлены следующие решения уравнений:
8у -3(2y-3) = 7y — 2(5y + 8)
8у — 6у + 9 = 7у — 10у -16
8y — 6y — 7y + 10y = -16–9
5y= -25
y= -25: 5
у= — 5
(0,5х + 1,2)-(3,6–4,5х)=(4,8–0,3х)+(10,5х + 0,6)
0,5х + 1,2–3,6 + 4,5х = 4,8–0,3х + 10,5х + 0,6
0,5х + 4,5х + 0,3х — 10,5х = 4,8 + 0,6–1,2 + 3,6
—5,2х = 7,8
х= -1,5 Ответ: -1,5
5(3х+1,2) + х = 6,8,
15х + 6 + х = 6,8,
15х + х = 6,8–6,
16х = 0,8,
х = 0,8: 16,
х = 0,05, Ответ: 0,05
5,6–7у = — 4(2у — 0,9) + 2, 4,
5,6–7у = — 8у + 3, 6 + 2,4,
8у — 7у = 3,6 + 2.4–5,6,
у = 0,4, Ответ: 0,4
—3(у + 2,5) = 6,9–4,2у,
— 3у — 7,5 = 6,9–4,2у,
4,2у — 3у = 6,9 + 7,5,
1,2у = 14,4,
у = 14,4: 1,2,
у = 12, Ответ: 12
3 (х + 6) + 4 = 8 — (5х + 2)
3х + 18 + 4 = 8–5х — 2
3х + 5х = — 18–4 + 8–2
8х = — 16
х = — 16: 8
х = — 2
Ответ: -2
Задачи на составление линейных уравнений содной переменной.
Решение задач с помощью уравнений состоит из нескольких этапов:
- неизвестную величину, значение которой мы хотим определить, обозначаем буквой, например x;
- используя эту букву и имеющиеся в задаче данные, составляем математическую модель, где два разных выражения равны друг другу;
- записывая эти выражения через знак равно, мы получаем уравнение,решение которого поможет найти ответ к задаче;
- если необходимо, выполняем дополнительные действия для нахождения ответа к задаче.
Задача: В холодильнике в общей сложности 19 куриных и перепелиных яиц. После приготовления яичницы из 2 куриных и 5 перепелиных яиц, перепелиных стало в два раза больше, чем куриных. Сколько куриных яиц было в холодильнике изначально?
Составляем модель уравнения:
Нам надо решить, какую величину мы обозначим переменной x.
Рассмотрим вариант, где x — кур. яйца изначально;
Составляем математическую модель и уравнение.
x — кур. яйца изначально;
x — 2 — кур. яйца после;
2(x — 2) — пер. яйца после;
2(x — 2) + 5 — пер. яйца изначально;
Составляем модель уравнения:
Рассмотрим выражения, которые мы можем уравнять, сумму яиц до приготовления яичницы.
x + 2(x — 2) + 5 — сумма яиц изначально
19 — сумма яиц изначально
x + 2(x — 2) + 5 = 19 уравнение, решение которого находит ответ к задаче.
Решение:
х + 2х — 4 + 5 = 19
3х = 18
х = 18: 3
x = 6
Ответ: изначально в холодильнике было 6 куриных яиц.
Задача: По шоссе едут две автомашины с одной и той же скоростью. Если первая машина увеличит скорость на 10км в час, а вторая уменьшит на 10км в час, то первая за 2 часа пройдет столько же, сколько вторая за 3 часа. С какой скоростью едут автомашины?
Составление таблицы
Пусть х — первоначальная скорость машин, тогда (х + 10) — скорость первой машины, а (х — 10) — скорость второй машины.
Расстояние для первой машины 2(х + 10)
Расстояние для второй машины 3(х — 10)
Величины |
Первичная скорость |
Скорость по условию |
Время |
Расстояние |
1 машина |
х |
+ 10 |
2 |
2 (х + 10) |
2 машина |
х |
- 10 |
2 |
3 (х — 10) |
Составление уравнения
Так как по условию задачи первая машина прошла за 2 часа столько же, сколько вторая за 3 часа, составим уравнение:
2(х + 10) = 3(х — 10)
Решение:
2(х + 10) = 3(х — 10)
2х + 20 = 3х — 30
2х — 3х = — 20–30
—х = — 50 Х = 50
Скорость первой машины 50+10=60км ч
Скорость второй машины 50–10=40км ч
Ответ: 1 машина — 60км ч
2 машина — 40км ч
Задача: Были куплены яблоки и груши на сумму 4200 тенге. Килограмм яблок стоит 300 тенге, а груш — 1200тенге. Сколько килограммов яблок было куплено?
Составление таблицы
Мы знаем, что 1 кг груш стоит 1200тг. Пусть х — количество купленных яблок, тогда количество купленных груш (х + 1).
Получаем, что 300х — сумма, уплаченная за яблоки, тогда 1200(х + 1) — сумма уплаченная за груши.
Величины |
Цена, тг |
Кол-во, кг |
Стоимость, тг |
Яблоки |
300 |
х |
300х |
Груши |
1 200 |
(х + 1) |
1200(х + 1) |
На 1 кг |
Всего: 4200 |
Решение:
Теперь можно составить и решить уравнение:
300х + 1200(х + 1) = 4200
300х + 1200х + 1200 =4200
1500х = 3000
х = 3000: 1500
х = 2 Ответ: было куплено 2 килограмма яблок.
Выводы:
Итак, мы рассмотрели, что представляют собой линейные уравнения, их свойства и способы решения, заглянули в историю.
Научились решать линейные уравнения и задачи. Надеемся, что данный проект поможет учащимся в изучении темы «Линейные уравнения».
Литература:
- Т. А. Алдамуратова, Т. С. Байшоланов «Математика 6 класс» Алмата «Атамура» 2011.
- В. А. Гусев, А. Г. Мордкович..«Справочные материалы» Математика М. «Просвещение», 1988
- К. П. Сикорский. «Факультативный курс» М. «Просвещение», 1969.