Конспект урока литературы (по рассказу В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»)
Автор: Овчинникова Сабина Азеровна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (14) март 2019 г.
Дата публикации: 18.02.2019
Статья просмотрена: 6508 раз
Библиографическое описание:
Овчинникова, С. А. Конспект урока литературы (по рассказу В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала») / С. А. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/3957/ (дата обращения: 16.12.2024).
Предмет: литература
Класс: 7
Тема: «А чем плохо на телеге?» (по рассказу В. М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»)
Цель урока:
– знакомство учащихся с биографией В. М. Шукшина;
– определение роли автора и его творчества в русской и мировой культуре;
– знакомство с рассказом «Космос, нервная система и шмат сала».
Задачи урока:
– осветить факты биографии В. М. Шукшина, особенности его творчества;
– привлечь внимание учащихся к творчеству писателя;
– провести анализ рассказа, вызвать у учащихся желание задуматься о назначении жизни человека, о ценностях истинных и мнимых;
– определить особенности уникального стиля В. М. Шукшина;
– выявить характерные черты шукшинского рассказа.
Методические формы и приемы, используемые на уроке:
высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока; заголовок-вопрос; сравнение и аналогия; фишбоун; игра «Ромашка»; ассоциативные гипотезы; метод наглядности; аналитическая работа с текстом; дифференцированное домашнее задание.
Формы работы:
Индивидуальная, фронтальная, работа в паре.
Компьютерные технологии:
ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока.
- Здравствуйте, ребята.
Сегодня на уроке нам предстоит знакомство удивительно талантливым человеком, поистине уникальным явлением в русской литературе и культуре нашего народа.
- Прошу вас обратить внимание на экран. Здесь представлены иллюстрации: часть из них — портреты известных писателей, поэтов; остальные — фото мест, которые так или иначе связаны с ними.
Попробуйте вспомнить фамилии этих выдающихся людей, факты из их биографии и сопоставьте портреты с изображением местности (на доске они представлены в случайном порядке).
(А. С. Пушкин) |
(М. Ю. Лермонтов) |
(А. П. Чехов) |
(В. М. Шукшин) |
(Царское Село) |
(горы Кавказа) |
(Дом-музей в Мелихово) |
(Алтайский край) |
Рис. 1
Учащиеся достаточно легко сопоставляют изображение Царского Села и
А. С. Пушкина, вспоминают образ маленького Мишеля (Лермонтова) и бескрайний простор горячо любимого Кавказа, а также свежи в памяти образы А. Чехова (сравнительно недавно рассматриваемого на уроках литературы) и его знаменитой усадьбы.
Какое фото осталось без внимания? (Учащиеся указывают на портрет В. Шукшина)
А что за просторы открываются на последнем изображении? (Ребята отмечают красоту горных вершин, прозрачной реки, изумрудного леса. Возможно, кто-то догадается, что это виды Алтая).
Итак, давайте знакомиться. В центре нашего внимания сегодня — творческая личность Василия Макаровича Шукшина. (Инициалы и фамилия автора фиксируется в тетрадях).
- Скажите, что мы обычно узнаём, когда встречаемся с тем или иным автором впервые?
(Его биографию, названия произведений, темы, которые он затрагивал в своем творчестве).
Мы пойдем проверенным путем и как обычно начнем с биографии. Вот только сегодня вы будете представлять её вместе со мной, как самые настоящие исследователи. Готовы?
(Примеч.: цитаты, включенные в биографические сведения, выводятся на экран).
Автор родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. Окончил семилетнюю школу в 1943 году, поступил в Бийский автомобильный техникум. Однако вынужден был прекратить обучение. Сколько лет было тогда будущему писателю, ребята? (13 лет). Таким же, как вы сейчас. Он стал настоящим кормильцем семьи, главным мужчиной в доме, ведь время было непростое, нужно было зарабатывать деньги. Через три года он покидает родное село. [1, с.263–264]
«...проводила меня за село…села на землю и заплакала. Я понимал, ей больно и тоже страшно, но еще больней, видно, смотреть… на голодных детей», — это цитата из воспоминаний самого В. Шукшина. Как вы думаете, о ком речь? (О матери). [4]
Вы правы. Мама оказала большое влияние на развитие творческих способностей и талантов автора. По словам известного писателя и главного редактора журнала «Новый мир» С. П. Залыгина, она «оставалась человеком небольшой грамотности, но душа ее была развита и сильна сама по себе, от природы и своего народа. Она была чуткой к слову, к песне, картине, любому искусству, и не только чуткой, но и способной к нему». [3, с. 170]
Несмотря ни на что, Шукшин всегда отличался тягой к знаниям, к новому. Кем только ни приходилось ему работать: строителем, разнорабочим, слесарем, маляром, грузчиком, срочником на флоте. Как такое отношение к жизни и труду характеризует писателя? (Он был разносторонне развит, получил большой опыт в разных сферах жизни и труда, был мастером на все руки и т. п.) Как вы думаете, чем следует заниматься человеку, накопившему достаточный жизненный опыт и знания? (Делиться им с окружающими). Верно. А кто этим занимается? (Учителя).
«Одно время я был учителем сельской школы для взрослых. Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно… Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье», — признавался Шукшин. [4]
Новая жизнь началась, когда он поступил во ВГИК. С 1957 года Шукшин начал сниматься в кино, а с 1958 года в печати стали регулярно выходить его произведения. Они были разными: рассказы, напоминающие пословицы своим лаконизмом и остротой образов; романы, в том числе и модные «сибирские семейные романы поколений». Но самое интересное, что вы можете увидеть Шукшина в роли актера достаточно известных кинофильмов: «Калина красная», «Печки-лавочки» и др. [1, с. 263–264]
Подводя итог услышанному, попробуйте нарисовать словесный портрет личности писателя.
- Без чего не может существовать писатель? (Без произведений).
А потому мы с вами продолжаем и обращаемся к рассказу, представленному в ваших учебниках. Он называется «Космос, нервная система и шмат сала».
– Что интересного вы заметили уже в самом названии рассказа? (Оно кажется каким-то непривычным/длинным/непохожим на обычные названия).
– А давайте попробуем подключить ваше воображение и прибегнуть к миру ассоциаций. Символом чего может служить космос? (Жизни, разума, Вселенной, мистики, путешествий, знаний и проч.) нервная система? (науки, анатомии/биологии, человеческого организма) шмат сала? (еда)
– В каких отношениях находятся эти понятия: родственных или противоречивых? (Противоречивых). Что и чему противопоставляется в этом рассказе и соответствует ли ему название? (Да, соответствует. Так как все эти образы встречаются в тексте. А еще главные герои всё время спорят, у них разные взгляды на жизнь).
Дома вы познакомились с текстом. Давайте отметим черты, которые заметно отличают этот рассказ от других.
1) Сколько героев представлено в рассказе? (Всего двое).
2) Какова временная протяженность действия, происходящего в рассказе? (Один вечер).
3) На чём держится сюжет произведения, а чего он лишен? (По большому счёту сюжет — это диалог героев, зато в тексте нет пейзажных зарисовок, длинных описаний). О чем это говорит? (Для автора большей ценностью обладает предмет разговора, а не что-то другое).
4) Можете ли вы представить себе героев? Нарисовать их? Описать? (Да). Но ведь в рассказе нет ни слова о портретных характеристиках персонажей. Как же автору удается передать особенности образов своих героев? (С помощью их речи: реплики старика изобилуют просторечиями, бранными словечками, а речь мальчика полна терминов, даже иностранных фраз, он старается говорить правильно, как завещает наука).
– Обратите внимание на тему урока (на доске; фиксируется в тетрадях). Кому принадлежат эти слова? (Науму Евстигнеевичу)
– Давайте подумаем, чему соответствует образ телеги, что символизирует? (Старый жизненный уклад, вековые традиции и в то же время неграмотность, ограниченность, «приземлённость» героя). Какой образ антонимичен телеге, и чему соответствует он? («ираплан» = аэроплан, который в понимании старика является непременным символом прогресса, современности).
– Итак, какова же тема произведения? (Столкновение различных взглядов, спор героев).
Чтобы лучше разобраться с предметом их спора, предлагаю обратиться к методу под названием «фишбоун» (примеч.: если класс работает с ним впервые следует объяснить правила). Для этого вы должны обратиться к тексту, а чтобы работа шла быстрее и продуктивнее, предлагаю вам объединиться в пары с соседом по парте.
(Работа оформляется в тетради или на карточках).
Рис. 2
Проблема (проблемный вопрос): почему спорят герои?
Причины: разный возраст; Юрка уже 8 лет как обучается разным наукам, а Наум Евстигнеевич не имеет образования; мальчик стремится к достижению благородной цели — стать хирургом, а главное развлечение старика — пьянство и лежка на печи.
Факты: доводы Наума Евстигнеевича строятся на жизненном опыте деревенского мужика, а Юркины — на научном опыте; образование, наука облегчают жизнь людей, даже самых простых (у старика в доме есть радио); прогресс в медицине, развитие космоса вызывают интерес даже у равнодушного старика.
– Вспомните, ребята, чья личность особенно увлекла и поразила Наума Евстигнеевича? (Павлова).
– Как вы думаете почему? (Он проникся к нему сочувствием, разглядел в ученом простого=смертного человека, возможно, почувствовал с ним некоторую связь. Ведь недаром старик спросил Юрку о том, были ли у исследователя дети).
– Отчего он задал последний вопрос? (Наум Е. тосковал по собственным детям, которые жили в городе и редко навещали отца. От этого он и казался строгим, вредным и жадным).
– Но был ли на самом деле Наум Евстигнеевич так жаден и строг? Что произошло в финале рассказа? (Он принёс Юрке шмат сала, чтобы тот перекусил).
– А почему? (Раньше старик видел в нем ребенка, а теперь зауважал).
- Ребята, на слайде изображена ромашка, каждый лепесток которой содержит литературный термин, так или иначе относящийся к теме сегодняшнего урока. «Сорвите» те лепестки, на которых представлен хорошо известное вам понятие, дайте его определение (устно), а неизвестные запишем в тетради.
(Экспозиция — предшествующая завязке часть сюжета; трагикомедия — произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии; открытый финал — концовка художественного произведения, которая не дает однозначный ответ о судьбе героев, оставляя возможность читателю сделать собственный вывод; юмор — вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости человека или явления, напоминая о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств; диалог — это вид прямой речи, представляющий собой разговор двух или более лиц).
Рис. 3
- Подведём итоги.
Тонкий психолог, Шукшин умело передает все оттенки душевных движений старика, обнажая все его нехитрые пороки и достоинства. Евстигнеевич малограмотен и испытывает огромный интерес к Юркиным занятиям. Его интересуют вопросы веры, астрономии, физиологии. Старик, загораясь интересом, обнаруживает всю свою искренность, простоту, безыскусность, что и делает его образ привлекательным. Он, несмотря на возраст, вступает в горячие споры с Юркой, веря и не веря ему одновременно, относясь к его рассказам с подозрением и в то же время радуясь тем новшествам науки, о которых так легко рассказывает восьмиклассник. Юрка приоткрывает старику такие стороны жизни, о которых старик и не знал. И это касается не только науки, но и жизненных ценностей.
- Оценка работы учащихся.
- Дифференцированное домашнее задание:
- Написать сочинение-размышление на тему: «В споре рождается истина?»
- Придумать продолжение рассказа — как сложились отношения и судьбы главных героев в дальнейшем.
Литература:
- Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова Литература: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций.- М.: Вентана-Граф, 2016: в 2 ч.; под ред. Б. А. Ланина
- Литература: 7 класс: методические рекомендации/ Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова.- М.: Вентана-Граф, 2016. — 240с.
- Залыгин С. Критика и публицистика. — М.: 1987.
- http://www.host2k.ru/library/vasiliy-shukshin-veschee-slovo3.html