«Мой ровесник в годы Великой Отечественной войны»: технологическая карта урока литературы в 5-м классе
Автор: Кондрашина Анна Александровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (19) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 22.09.2020
Статья просмотрена: 222 раза
Библиографическое описание:
Кондрашина, А. А. «Мой ровесник в годы Великой Отечественной войны»: технологическая карта урока литературы в 5-м классе / А. А. Кондрашина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 3 (19). — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/175/5529/ (дата обращения: 16.12.2024).
Материал представляет собою технологическую карту урока литературы для 5 класса, соответствующего требованиям ФГОС.
Ключевые слова: художественный текст, Великая Отечественная война, ровесник, идея, личная позиция.
Предмет: литература
Класс: 5 класс
Тема урока: « Мой ровесник в годы Великой Отечественной войны»
Автор УМК: В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова
Тип урока: комбинированный
Технология: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения
Дидактические средства: художественный текст*, видеоматериал (прилагается ссылка https:
www.youtube.com/watch?v=CYuG4E8GlJc&t=7s? «К 75-летию Победы. Крепость-герой Брест»), рабочая тетрадь по литературе
Оборудование: ноутбук, проектор, доска, экран
* Примечание: урок разработан для класса, реализующего читательский проект «Родом из военного детства» совместно с МБУК «Детская Библиотека»
Цель урока — формирование ценностного отношения к понятиям «память», «подвиг», «история» посредством чтения произведения художественной литературы (на примере стихотворения К. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете»).
Планируемые результаты:
– предметные:
1) анализировать поэтический текст о Великой Отечественной войне (сюжет, герои-ровесники, композиция);
2) определять тему и идею поэтического текста о Великой Отечественной войне;
3) выявлять роль художественной детали в создании образа ровесника времён Великой Отечественной войны;
– метапредметные:
- познавательные:
1) сравнивать тексты одной тематической группы;
2) обобщать информацию о художественных текстах и героях;
3) устанавливать причинно-следственные связи между фактами истории и деталями художественного текста;
- коммуникативные:
1) выражать свои мысли литературным языком, соответствующим норме;
2) взаимодействовать с одноклассниками/ учителем в диалоге/полилоге;
3) строить коммуникативно уместные высказывания;
- регулятивные:
1) определять/понимать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
2) искать информацию, соответствующую цели деятельности;
3) контролировать себя, корректировать и оценивать выполнение заданий в ходе урока;
– личностные:
1) положительная мотивация к чтению художественных текстов о Великой Отечественной войне;
2) уважительное отношение к теме подвига и героизма;
3) осознание сопричастности теме Великой Отечественной войны через историческую память, семейные традиции, читательский опыт.
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||
Деятельность учителя (методы и приёмы) |
Деятельность обучающихся |
||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||
Актуализация |
Мотивация обучающихся к дальнейшей работе, опираясь на имеющийся у них читательский опыт (произведения о жизни ровесников в тылу в годы Великой Отечественной войны) |
Приём «Логические цепочки». Обучающимся предлагаются (на доске) логические цепочки, состоящие из названия произведений и авторов прочитанных ранее текстов: № 1. В. Осеева «Отцовская куртка» — Л. Пантелеев «На ялике» — П.Цвирка «Соловушка» № 2. П.Цвирка «Соловушка» — Ю.Яковлев «Помните Гришу!» — Л.Пантелеев «Маринка» № 3. В. Осеева «Отцовская куртка» — Ю.Яковлев «Помните Гришу!» — Л. Пантелеев «На ялике». Задание: дать своё объяснение, чем объединены три произведения в один ряд, есть ли среди трёх лишнее и почему? |
Анализируют и синтезируют единицы информации (темы, идеи, образы героев прочитанных произведений) Обобщают сведения о прочитанных произведениях. |
Формулируют собственную точку зрения. Приводят аргументы из художественных текстов для обоснования справедливости собственного суждения. |
Выстраивают свой ответ в соответствии с учебной задачей. |
Проблематизация |
Создание ситуации затруднения для продвижения по образовательной траектории |
Обучающимся предлагается строчка из ст-ния К. Симонова: «Майор привёз мальчишку на лафете». Приём «Предвосхищение»: 1) предположите, как сложилась судьба героя в этом произведении и будет ли она сходна с судьбой героев уже прочитанных вами текстов; 2) что изменится в вашем варианте сюжета, если вы просмотрите видеоматериал https: www.youtube.com/ watch?v=CYuG4E8GlJc&t=7s? |
Ищут новую информацию (слова «Майор», «лафет»). Выявляют причинно-следственные связи между предложенным фрагментом и предполагаемым сюжетом. Формулируют проблему, возникающую при определении. |
Оформляют ответ в виде монолога, соблюдая нормы русского литературного языка |
Планируют собственную поисковую деятельность на данном этапе работы (чтобы построить предположение, необходимо выяснить лексическое значение слов, понять идею видеоматериала). |
Целеполагание |
Описание будущего результата своей деятельности на уроке |
Приём «Беседа»: 1) как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке литературы? 2) для чего мы будем это делать? |
Осмысляют ситуацию необходимости деятельности для получения результата: прочитав полностью текст ст. к. Симонова, определить, каким ещё мог быть ровесник в годы войны, кроме «большака» в доме и партизана в тылу. |
Формулируют целевые установки своей деятельности с помощью фраз и союзов: «мы будем», «нам надо», «для этого», «чтобы…» |
Определяют результат работы на уроке (черты ровесника времён войны 1941–1945гг) |
Критерии оценки |
Описание маркеров достижения цели |
Приём «Беседа»: — как мы поймём, что пришли к результату? (ответ на поставленный вопрос, подтверждённый примерами из текста и собственным объяснением) |
Анализируют услышанные ответы одноклассников и выбирают лучший в ходе полилога. |
Слушают ответы одноклассников |
Определяют признаки завершённой работы (каждый может ответить на главный вопрос урока: «Каким был мой ровесник в годы Великой Отечественной войны?»,- используя новые знания урока) |
Планирование |
Определение последовательности собственных действий на уроке |
Приём «Приём мозговой штурм»: Обучающимся предлагается выбрать оптимальный из освоенных ими приёмов работы с текстом для получения результата (синквейн, «Часики», «Рыбная кость», «Кольца Венна», таблица, схема, план). Наиболее приемлемой будет «Рыбная кость». |
Анализируют услышанные ответы одноклассников и выбирают лучший в ходе полилога. |
Слушают ответы одноклассников |
Соблюдают правила «Мозгового штурма»: не критиковать идеи, коллективно обсуждать и выбирать. |
Реализация плана |
Поиск в тексте стихотворения К. Симонова черты ровесника, не встречающиеся в других героях рассказов о ВОВ |
Приём «Рыбная кость»: Голова — основной вопрос (Каким был мой ровесник в стихотворении. К Симонова?) Скелет верхний ряд — цитата Скелет нижний ряд –читательский комментарий- вывод Хвост — ответ на вопрос Обучающимся раздаются шаблоны диаграммы. Определяется формат работы с «Рыбной костью»: в парах 10 минут. |
Читают художественного текста. Анализ и синтез информации. Распределение информации в заданном формате «Рыбная кость». |
Строят диалогическое общение. |
Соблюдают правила работы в парах. Соблюдают регламент работы (10 минут). |
Представление результата + Фиксация и оценивание |
Соотношение цели и итогового «продукта» |
Учитель координирует публичные выступления пар, определяет очерёдность и уточняет формулировки, даёт устную оценку результатов работы с фиксацией отметок. |
Объясняют выбор материала из стихотворения для диаграммы «Рыбная кость». Корректируют записи в тетради, соотносят критерии ответа с результатом парной работы. Ответы имеют примерно следующее содержание: Среди цитат возможен такой выбор : «погибла мать», «за 10 лет …зачтутся 10 дней», «везли из…Бреста», «отец был ранен», «исцарапан пулями лафет», «заснувшая игрушка», «седой мальчишка», «горе… оборвало сердца» — пояснение к ним содержательно отражает идею украденного войной детства, пронизанного страхом, смертью, одиночеством, сиротством, горем. Вывод должен отражать следующую идею: мой ровесник — это не только «большак» в семье, партизан в лесу, маленький солдат-герой на фронте, он ещё и ребёнок, как я, но у него нет детства. |
Формулируют итоги парной работы. |
Корректируют работу в тетради на основе услышанных ответов одноклассников и комментария учителя. Применяют критерии ответа к своим работам. |
Рефлексия |
Осознание нового опыта, новых личностных возможностей |
Приём «Словесное рисование»: Обучающимся предлагается представить себя в роли скульптора-автора работы «Моему ровеснику из ХХI века». Описать устно скульптуру, объяснить символические детали (что будет изображено? почему именно такой вариант? какие детали скульптуры вы считаете особенно значимыми? объясните своё решение). |
Сравнивают новую информацию об образе героя-ровесника из стихотворения с уже имеющейся. Используют новую информацию в творческой деятельности. |
Создают устный текст-описание с соблюдением типологических особенностей. |
Соблюдают временной регламент выступления, соблюдают правила работы в аудитории. |
Домашнее задание |
Формирование личной позиции по изученной теме |
Обучающимся предлагается творческая работа «Письмо моему ровеснику» , в которой возможно выразить своё отношение к затронутым проблемам подвига, военного детства, памяти. |
Создают логически связный текст «Письмо моему ровеснику», отражая в нём личную позицию на основе причинно-следственных связей между текстом, личным опытом. |
Соблюдают нормы литературного языка. |
Ставят цель письменной работы и составляют план её достижения. Соблюдают этические нормы обращения в работе. |
Похожие статьи
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ «Последовательный пересказ с опорой на серию картинок». Лексическая тема: «Будь природе другом»
В статье автор делится опытом по формированию у дошкольников умения пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок.
Из опыта работы по формированию патриотических чувств дошкольников посредством организации мини-музея имени Ивана Яковлевича Яковлева в ДОУ
В статье раскрывается опыт работы по формированию патриотических чувств дошкольников старшего возраста посредством организации мини-музея в ДОУ.
Уроки истории в 6-м классе с использованием деятельностно-ценностных задач
В статье автор описывает уроки истории в 6 классе с использованием деятельностно-ценностных задач.
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста с нарушением слуха через проектную деятельность
В статье авторы представляют опыт работы по реализации программы воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ по слуху в разновозрастной группе по направлению популяризации и формированию семейных ценностей.
Использование интерактивной доски на уроках ОБЖ
Статья посвящена проблеме использования информационных средств обучения (интерактивной доски) на уроках ОБЖ в общеобразовательных школах. В качестве методического материала представлена разработка урока на тему «Вулканы, извержения вулканов, располож...
Текст-биография на уроке русского языка как иностранного
В статье представлена модель урока РКИ на основе текстов биографического характера. Рассмотрена последовательность работы с текстами такого типа. Статья адресована преподавателям русского языка как иностранного, а также всем, изучающим русский язык.
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Знатоки своей страны»
В статье представлен конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы.
Формирование исследовательских умений на уроках окружающего мира и ИКН в начальной школе в рамках ФГОС
В статье представлены темы проектных и исследовательских работ обучающихся на уроках окружающего мира и ИКН из личного опыта.
Конспект внеурочного занятия «Мастерская творческого письма ко Дню матери»
В статье представлен опыт построения мастерской творческого письма.
Похожие статьи
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ «Последовательный пересказ с опорой на серию картинок». Лексическая тема: «Будь природе другом»
В статье автор делится опытом по формированию у дошкольников умения пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок.
Из опыта работы по формированию патриотических чувств дошкольников посредством организации мини-музея имени Ивана Яковлевича Яковлева в ДОУ
В статье раскрывается опыт работы по формированию патриотических чувств дошкольников старшего возраста посредством организации мини-музея в ДОУ.
Уроки истории в 6-м классе с использованием деятельностно-ценностных задач
В статье автор описывает уроки истории в 6 классе с использованием деятельностно-ценностных задач.
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста с нарушением слуха через проектную деятельность
В статье авторы представляют опыт работы по реализации программы воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ по слуху в разновозрастной группе по направлению популяризации и формированию семейных ценностей.
Использование интерактивной доски на уроках ОБЖ
Статья посвящена проблеме использования информационных средств обучения (интерактивной доски) на уроках ОБЖ в общеобразовательных школах. В качестве методического материала представлена разработка урока на тему «Вулканы, извержения вулканов, располож...
Текст-биография на уроке русского языка как иностранного
В статье представлена модель урока РКИ на основе текстов биографического характера. Рассмотрена последовательность работы с текстами такого типа. Статья адресована преподавателям русского языка как иностранного, а также всем, изучающим русский язык.
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Знатоки своей страны»
В статье представлен конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы.
Формирование исследовательских умений на уроках окружающего мира и ИКН в начальной школе в рамках ФГОС
В статье представлены темы проектных и исследовательских работ обучающихся на уроках окружающего мира и ИКН из личного опыта.
Конспект внеурочного занятия «Мастерская творческого письма ко Дню матери»
В статье представлен опыт построения мастерской творческого письма.