Образовательные и воспитательные аспекты детской поэзии Н. А. Атабиевой | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 04.01.2017

Статья просмотрена: 110 раз

Библиографическое описание:

Княжева, В. В. Образовательные и воспитательные аспекты детской поэзии Н. А. Атабиевой / В. В. Княжева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1603/ (дата обращения: 16.12.2024).



Тобольская поэтесса Надежда Александровна Атабиева известна узкому кругу читателей как автор поэтического сборника «Стихия», который вышел в свет в апреле 2015 г. В сборнике представлены стихи разных периодов поэтического творчества, проникнутого философско-религиозной тематикой, сугубо личными размышлениями ранимой поэтической души [3, с. 23–26]. В 90-е годы поэтесса осознанно обратилась к детской теме, которая по духу и зову сердца оказалась ей близкой и соответствующей ее мироощущению и мировосприятию. Большую роль в развитии детской темы Н. Атабиева отводит тобольской поэтессе Светлане Соловьевой, которая предчувствовала авторское развитие и талант в детских стихах.

Источником вдохновения написания детских стихов являются дети, с которыми работала будущая детская поэтесса в саду, взаимная любовь, собственные дети и внуки, с которыми автор проводит много времени и отдает для них тепло своей души и трепетной заботы. Подтверждением этому служат такие строки:

Я пишу для вас, ребятки,

Что сама о детках знаю.

Все стихи свои, загадки,

Вам с любовью посвящаю.

В 2016 году выходит в свет первый авторский сборник детских стихов, посвященный детям, раскрывающий образы и чувства детской души, поучающий детей любить и ценить окружающий мир, своих родителей, наполнять каждый день новыми положительными чувствами и эмоциями. Собранные под одной обложкой, стихи, сравнимы с ненавязчивым и желаемым учебником жизни, где в доступной форме, сообщаются сведения о разных социально-важных профессиях и моделях поведения в воображаемой профессиональной роли, о наглядном изучении цветовой палитры, расширении кругозора с помощью отгадывания загадок о предметах и явлениях окружающего мира, а также воспитание и формирование образцового поведения в обществе.

Тексты авторских стихов доступны для детского восприятия, поскольку учитывают возрастные психолого-педагогические особенности своих потенциальных читателей, у них легкий слог, занимательный сюжет, доброе и теплое поучительное воздействие на юных читателей и их родителей. Сказанное можно проиллюстрировать на примере стихотворения «Быть ребенком нелегко».

Быть ребенком нелегко –

Взрослых нужно слушать.

«Выпей с пенкой молоко,

Витаминку скушай».

Витаминки — ерунда.

Правда, кислые чуть-чуть.

Выпить молоко — беда!

Взрослым бы самим глотнуть.

Дать пример родимым деткам

Почему-то не хотят.

Рады, как и мы, конфеткам,

А на пенку не глядят.

Вырасти бы поскорее,

Да закончить детский сад.

Будем, может быть, добрее

Для малюсеньких ребят.

Таким образом, желаемый назидательный эффект достигается в обход прямого поучения, которое могло бы вызвать у маленького читателя неприятие и даже стремление поступить в точности наоборот. Автор предоставляет возможность родителям ощутить чувства своего маленького ребенка и сделать для себя правильные выводы. Такой подход в психологии называется эмпатия, когда происходит осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. Данное поведение родителей по отношению к своим детям особенно важно в современных семьях, когда оба родителя всецело заняты работой, материальным обеспечением семьи, а не общением и проникновением во внутренний мир ребенка.

Автор вполне серьезно ставит перед юными читателями моральную дилемму выбора добрых или злых поступков, которая заставляет задуматься о жизненном пути, по которому идут люди. Рассуждением о добре и зле может служить стихотворение «Выбор».

Можно просто ударить собаку.

Можно рогаткой подбить воробья

Или затеять ненужную драку,

Зазнавшись, вокруг выставлять свое «я».

А если взять и погладить собаку,

Птичек холодной зимой накормить.

Или разнять нелепую драку,

Понять, как прекрасно добро сотворить.

Понять, что не зря ты рожден человеком,

Что зла на планете и так через край.

А годы так мчатся,

Спешат век за веком…

Так что же?

Добро или зло — выбирай!

Близкое знакомство поэтессы с жизнью малышей, их характерами, привычками, интересами и заботами позволяет нам увидеть мир глазами детей, таким, каким он с их точки зрения представляется правильным и справедливым. Ярким примером тому являются стихотворения «Нелюбимый завтрак» и «Аришкины мечты». Ниже приводится произведение, давшее название сборнику авторских стихов.

Не спится что-то, а сон-час.

Скорей бы, что ли в первый класс.

Там наконец-то спать не надо.

Мне мама купит книг, тетрадок.

А может все-таки вздремнуть?

Во сне на мамочку взглянуть?

Все детки встали.

У Аришки сон затянулся

Что-то слишком.

За столиками детвора.

— Ариша, полдничать пора!

— Да не будите, что такое?

Ну, никакого мне покоя!

Вопрос о привитии гигиенических навыков, автор затрагивает в стихах «Вопрос о микробах» и «Мурка», которые демонстрируют поучительный пример детям о соблюдении гигиены не только детьми, но и воображаемо ожившими игрушками, кошкой Муркой, которые единогласно выступают за чистоту.

Вопрос о микробах

Грязные руки — это не шутки.

Вымыт чисто они у Мишутки,

У кукол Алены, Насти и Маши,

И у игрушек новеньких наших.

Вымоем чисто ладошки о носик.

Вот и исчез о микробах вопросик.

Мурка

Лапкой моюсь я с утра.

Дам пример вам детвора.

И скажу вам добрым взглядом –

Умываться утром надо. Мя-у.

Одна из «вечных» тем детской поэзии — обращение к читателю с поучением правильного поведения, отношения к баловству, детским шалостям и обману, автор представляет в добром поучительном стихотворении «Занятия в детском саду», наглядно иллюстрирующим пример изрисованного красками стола и исправлением своей мелкой шалости.

Мы усердно танцевали.

Незаметно все устали.

Рисовать за столик сели,

Шар рисуем, карусели…

Вдруг весь стол изрисовали.

Вместе дружно отмывали.

Вот мучение, какое.

Больше делать, так не стоит!

Через стихи поэтессы дети социализируются в окружающей среде, учатся брать и исполнять разные социальные роли, чувствовать и сопереживать, примерять на себя роль родителей, рисовать образы счастливой и дружной семьи. Примером социализации детей в обществе могут быть такие стихи, как «Игра в куклы», «Кукла Маша», «Важная персона» или «Нарисую маму, папу».

Нарисую маму, папу.

Маме сумку, папе шляпу.

Небо, солнце, брат мой, я –

Мы счастливая семья!

Помощь взрослым, друг другу, трудовое воспитание ребенка может являться хорошим примером в стихотворении «Дежурный».

Простите, няня,

Мне тревожно,

Я помогать к вам прикреплен.

Без вас в саду быть невозможно.

Работой вашей удивлен.

На счет «один» — бокалы ставим.

Потом тарелки — это «два».

На «три» — салфетницы расставим,

Один бы справился едва.

Вокруг столов,

Как птицы кружим,

«Четыре» — ложки раздаем.

На «пять» — садимся

Все на ужин.

Как быстро справились вдвоем!

Обучение и воспитание ребенка через практическую деятельность позволяет ребенку стать активным участником процесса, почувствовать свою важность и значимость в оказании помощи, а также повысить самооценку в социуме.

Детская поэзия Надежды Атабиевой, как отмечалось выше, выполняет и познавательную функцию и может быть использована родителями, педагогами дошкольных и школьных учреждений в процессе обучения детей. Предполагается, что она может помочь в проведении внеклассных мероприятий, создании особого поэтического настроения на уроках и классных часах, позволит ребенку непринужденно выучить цвета, сформировать положительное отношение к школьному обучению, учителям, преодолеть школьные страхи. Одно из стихов «Колыбельная» переложено на музыку и может использоваться родителями в качестве колыбельной песни для маленьких детей.

Таким образом, воспитательные принципы, избранные поэтессой не являются открытым назиданием ребенку, а подразумевают, что ребенок самостоятельно может сделать нужные выводы через примерение ролевой модели, которая ему отводится. Кроме того, представленные стихи несут в себе большой познавательный и нравственный заряд и могут широко использоваться не только в качестве развлечения, но и в обучении детей с целью формирования у них устойчивой картины мира.

Литература:

  1. Записано от Атабиевой Н. А., 1957 г.р., г. Тобольск Тюменская область, 15.08.2016.
  2. Атабиева Н. Аришкины мечты: загадки, стихи для детей. — Тобольск, 2016. — 76 с., ил.
  3. Княжева В. В. Философско-религиозные темы в поэтическом творчестве тобольской поэтессы Надежды Атабиевой-Шишкиной // Международный научный журнал «Филология и лингвистика» № 1 (03), март 2016 г.). Казань.С. 23–26.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, стих, автор, детский сад, окружающий мир, родитель, тобольская поэтесса.
Задать вопрос