Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 04.03.2016

Статья просмотрена: 20457 раз

Библиографическое описание:

Бурачевская, О. В. Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем / О. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 93-97. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/801/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье описывается методика работы по заучиванию стихов на основе картинно-графических схем. Приводятся методические рекомендации по подбору стихов и созданию картинно-графических схем для детей различных возрастных групп. Рассматриваются приемы и методы заучивания стихов с детьми с речевыми нарушениями.Приводятся критерии оценки степени сформированности умения заучивать стихи на основе картинно-графических схем у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: стихотворный текст, заучивание стихов, картинно-графическая схема, зрительный символ, опорная картинка, кодирование, пиктограмма, мнестическая дорожка, мнестическая функция, память, нарушения речи.

Заучивание стихов на основе картинно-графических схем особенно актуально для детей с речевыми нарушениями, которые отличаются низким уровнем внимания, сниженной вербальной памятью и продуктивностью запоминания, низкой активностью отсроченного воспроизведения, отстают в развитии наглядно-образного мышления, что значительно обедняет и сокращает их пассивный и активный словарь [7, с.115–118].

У детей дошкольного возраста наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Для детей данной категории свойственна исключительная фотографичность. Память дошкольников с нарушениями речи устроена таким образом, что в ней крепче фиксируются зрительные образы. Следовательно, наглядный материал усваивается лучше вербального. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Чтобы дети не теряли интерес к стихотворению, попросите рассказать стихотворение тихо или громко, шепотом, меняя интонацию. Многократные повторения способствуют более прочному запоминанию [8]. После нескольких повторов дети способны рассказать стихотворение без вспомогательных элементов. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Использование иллюстраций на занятиях позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать вербальную информацию. Многолетний опыт работы позволил накопить и систематизировать для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) целую серию стихов. Для большей эффективности была проведена классификация их с учётом лексических тем и подобран картинно-графический материал, используемый в качестве зрительных опор. Отбирая стихи для заучивания, учитывался девиз японского ученого Масару Ибука: «Стихи должны воспитывать в ребёнке благородные чувства, были изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнили» [6]. В отобранных стихах строки понятны и нравятся детям, так как они чаще весёлые, насыщены действиями и событиями, в них живой язык, весёлые картинки, простые рифмы и позитивный настрой. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии [1]. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым — приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.

Особого внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха, так как в основе освоения ребенком речи значительное место занимают именно ритм и рифма. В связи с этим повышенное внимание уделяется умению подбирать рифмованные слова, улавливать ритмическое созвучие стихотворных строк, развитию фонематического слуха, что в свою очередь позволяет детям дошкольного возраста воспроизводить стихотворные тексты с большей продуктивностью. Как известно, картинка позволяет ребенку, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживать последовательность событий. В результате специальных игр у детей данной категории активизируется словарь по лексическим темам, развивается восприятие, внимание, память, воображение, формируется умение наблюдать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений [3]. Настольно-печатные игры типа «Подбери рифму (Рифмушечки)» направлены на развитие поэтического и фонематического слуха, ознакомление со звуковым и слоговым составом слова. Данные игры могут быть рекомендованы как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми дошкольного возраста, совместной деятельности взрослого и ребенка.

Дети младшего и среднего дошкольного возраста быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. Дети старшего дошкольного возраста запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) даже с эпитетами и метафорами. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.

Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности [2].

Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем основывается на установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Т. е. содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с нарушениями речи. Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер [1]. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Рис. 1. Картинно-графическая схема к потешке «Наша Маша» Н.Бурачевской

Сначала следует подбирать опорные картинки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). Для детей младшего возраста необходимы цветные иллюстрации, т. к. у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая, цыплята — желтые, мышка — серая, елочка — зеленая и другие образы. При этом картинки должны быть яркими и узнаваемыми (Рис.1). При чтении стихотворения детям представляются цветные предметные картинки. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.

Для детей более старшего возраста (средняя группа) рекомендуется использовать комбинированные изображения (предметы и символы одновременно). Вот как выглядит стихотворение, зашифрованное комбинированным способом (Рис.2).

Рис. 2. Картинно-графическая схема к стихотворению «Одуванчик» Е.Серовой

При заучивании стихов на более поздних этапах необходимо подбирать стихотворение, кодируя его при помощи символов, выразительно прочитывая и по ходу чтения изображая текст. Такой прием запоминания стихов называется «рисованием стихотворения». Стихотворный текст кодируется с помощью рисунков-символов. Педагог проговаривает строчку из стихотворения и одновременно рисует картинку-символ (Рис.3). Затем текст воспроизводится педагогом и детьми с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, группами, по одному, по желанию.

Рис. 3. Картинно-графическая схема к стихотворению «Мишка» В.Орлова

Дети старшего дошкольного возраста «шифруют» стихотворения совместно с педагогом. На последующих этапах работы старшие дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе с педагогом. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное [4]. В предлагаемой картинно-графической схеме продемонстрировано как дети старшей группы придумывают рисунки-символы (Рис.4).

Рис. 4. Картинно-графическая схема к стихотворению «Кролик» О.Высоцкой

Наполненность картинно-графической схемы стихотворения зависит от объема стихотворных строк и их количества, а также от возраста детей и их обученности к запоминанию по данной методике. На примере стихотворения «Шмель» Т. А. Шорыгиной продемонстрируем образец шифрования стихотворения. Это вариант кодировки стихотворения, когда за основу главного символа берется смысловое слово каждой строки. Несмотря на то, что объем стихотворения довольно большой, дети быстро запоминают текст и с легкостью его воспроизводят. (Рис.5).

Рис. 5. Картинно-графическая схема к стихотворению «Шмель» Т.Шорыгиной

Так через картинно-графическую схему материализуется для детей содержание стихотворения. Такой подход помогает детям вспоминать сюжет и не перепутать в нём порядок событий, поддерживая опосредованную память: существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность, способствует развития речи [5]. В результате такого обучения дети с удовольствием используют в самостоятельной речи отдельные сравнения, грамматические обороты, метафоры, синонимы из стихов.

Рис. 6. Картинно-графическая схема к стихотворению «Веселая работа» Б.Беловой

На этапе заучивания стихотворение представляется цельной «лентой», на которой последовательно серией картинок — зрительных образов отражено его содержание. На последующих этапах работы с целью усложнения стих-иллюстрацию можно разрезать на отдельные картинки — фрагменты (Рис.6), позволяющие детям самостоятельно воспроизводить эту последовательность [8].

Существует несколько методов знакомства с картинно-графической схемой стихотворения. Первый метод: Сначала выразительно и эмоционально педагог читает текст стихотворения, что важно для получения целостного впечатления и понимания произведения. Затем проводится беседа об услышанном и задаются вопросы. Поскольку кратковременная память воспринимает информацию блоками, то все стихотворение лучше разбить на части, если возможно, на смысловые. Демонстрируются картинно-графические схемы и параллельно воспроизводится текст стихотворения. Текст воспроизводится еще раз, затем дети договаривают за педагогом окончание каждой строчки, воспроизводят текст по цепочке. После каждой выученной строчки или четверостишия добавляется еще по одной. Когда выучены все части, стихотворение воспроизводится целиком. Второй метод: Отличается тем, что сначала детям демонстрируются картинки и дается время их рассмотреть. Проводится беседа, о чем может быть стихотворение. Затем педагог выразительно воспроизводит стихотворение. Заучивание осуществляется по описанной выше методике. Третий метод: Детям предлагаются картинки в произвольном порядке. Педагог выразительно читает стихотворение, и просит собрать картинки последовательно. Для этого, иногда, стихотворение приходится читать несколько раз. Затем проводится беседа по содержанию и заучивание стихотворения по рассмотренной методике. Четвертый метод: Педагог знакомит детей с текстом стихотворения. Затем во время воспроизведения стихотворения педагогом дети подбирают или зарисовывают элементы картинно-графической схемы. Заучивание стихотворения по самостоятельно составленной детьми схеме осуществляется аналогичным образом.

Дети быстро и без особых усилий запоминают стихотворный текст и рассказывают его с опорой на картинки — иллюстрации, так как стихотворение заучивается целиком, то тем самым обеспечивается осмысленность чтения, тренировка памяти и развитие речи [6].

Для оценки эффективности работы по заучиванию стихов на основе картинно-графических схем проводится мониторинг. Анализ результатов изучения умения заучивать стихи на основе картинно-графических схем предполагает учет следующих критериев: умение слушать и понимать содержание услышанного стихотворения; доступность опосредованного запоминания; длительность запоминания; самостоятельное употребление рифмованных слов с опорой на зрительные символы; наличие пауз; точность, автоматизированность, самостоятельность воспроизведенного стихотворения; способность к отсроченному воспроизведению; использование помощи взрослого.

В зависимости от уровня развития умения заучивать стихи на основе картинно-графических схем, детей можно разделить на три группы:

 первая группа — дети, точно понимающие, запоминающие и воспроизводящие стихотворения, с достаточно развитой возможностью отсроченного воспроизведения;

 вторая группа — дети, понимающие, запоминающие и воспроизводящие стихотворения с погрешностями, со средним уровнем развития способности к отсроченному воспроизведению;

 третья группа — дети, понимающие, запоминающие и воспроизводящие стихотворения со значительными ошибками, с низким уровнем развития способности отсроченного воспроизведения.

Заучивание стихов с опорой на картинно-графические схемы активно развивает понимание текста детьми с нарушениями речи, что является важнейшим условием хорошего осмысленного запоминания, совершенствования долговременной памяти и развития речи.

Литература:

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина — М., 2000.
  2. Алябьева, Е. А. Как научить ребенка запоминать стихи / Е. А. Алябьева. –М., 2010.
  3. Бурачевская, О. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством заучивания стихов / О. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 82–85.
  4. Васюкова, Н. Е. Учим стихи по картинкам. Хорошая память и дикция / Н. Е. Васюкова. — М., 2007.
  5. Житникова, Л. М. Учите детей запоминать / Л. М. Житникова. — М., 1985.
  6. Калягин, В. А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — М.,2006.
  7. Лагздынь, Г. Р. Учим стихи /Г. Р. Лыгздень, Н. М. Гордеева — М., 2004.
  8. Сорокина, Л. В. Учим стихи, рисуя / Л. В. Сорокина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2009. –№ 5. — С.57–58.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, стихотворение, картинно-графическая схема, дошкольный возраст, заучивание стихов, картинка, отсроченное воспроизведение, нарушение речи, схема, старший дошкольный возраст.

Похожие статьи

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством заучивания стихов

В статье рассматривается заучивание стихов на основе картинно-графических схем как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Приводятся методические рекомендации по подбору стихов, созданию картинно-графических схем, обучению д...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством картинно-графических схем и таблиц

В статье рассматриваются картинно-графические схемы и таблицы как средство работы по формированию лексической, грамматической, произносительной сторон речи и развитию связной речи у детей дошкольного возраста. Приводятся методические рекомендации по ...

Структурно-логические схемы как технология формирования культуры научного мышления на уроках литературы

В данной статье ставится задача рассмотреть дидактические возможности использования структурно-логических схем (СЛС) на уроках литературы. Автор доказывает, что данная технология способствует формированию культуры научного познания, активизирует логи...

Развитие пространственного гнозиса и праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается использование динамических игр с целью развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по развитию пространственного гнозиса и праксиса детей дошкольного возраста. Описываютс...

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования лексико-грамматической стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Описыва...

Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается использование дидактических игр и пособий с целью развития пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по организации конструктивной деятельности дете...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога

Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образоват...

Особенности интерпретации проективного теста «Рисунок семьи» у младших школьников с нарушением слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, специфика интерпретации рисуночных тестов у младших школьников с нарушением слуха. Кратко описываются особенности высших психических функций у глухих и слабослышащих детей, расс...

Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье описываются основные направления арт-технологий. Рассматриваются причины необходимости психокоррекционной работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений. Приведены примеры использования наиболее распростране...

Похожие статьи

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством заучивания стихов

В статье рассматривается заучивание стихов на основе картинно-графических схем как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Приводятся методические рекомендации по подбору стихов, созданию картинно-графических схем, обучению д...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством картинно-графических схем и таблиц

В статье рассматриваются картинно-графические схемы и таблицы как средство работы по формированию лексической, грамматической, произносительной сторон речи и развитию связной речи у детей дошкольного возраста. Приводятся методические рекомендации по ...

Структурно-логические схемы как технология формирования культуры научного мышления на уроках литературы

В данной статье ставится задача рассмотреть дидактические возможности использования структурно-логических схем (СЛС) на уроках литературы. Автор доказывает, что данная технология способствует формированию культуры научного познания, активизирует логи...

Развитие пространственного гнозиса и праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается использование динамических игр с целью развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по развитию пространственного гнозиса и праксиса детей дошкольного возраста. Описываютс...

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования лексико-грамматической стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Описыва...

Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается использование дидактических игр и пособий с целью развития пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по организации конструктивной деятельности дете...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога

Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образоват...

Особенности интерпретации проективного теста «Рисунок семьи» у младших школьников с нарушением слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, специфика интерпретации рисуночных тестов у младших школьников с нарушением слуха. Кратко описываются особенности высших психических функций у глухих и слабослышащих детей, расс...

Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье описываются основные направления арт-технологий. Рассматриваются причины необходимости психокоррекционной работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений. Приведены примеры использования наиболее распростране...

Задать вопрос