Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Речевое развитие дошкольников младшего и среднего возраста через реализацию программы кружка «Речевичок»

Коррекционная дошкольная педагогика
Препринт статьи
21.12.2025
Поделиться
Библиографическое описание
Мамедова, С. А. Речевое развитие дошкольников младшего и среднего возраста через реализацию программы кружка «Речевичок» / С. А. Мамедова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2026. — № 1 (93). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/311/10660.


Как известно, в последнее время резко возросло количество детей с различными проблемами здоровья, что неизбежно сказывается на их речевом развитии.

По результатам обследования детей младшего возраста в нашем ДОО в начале 2023–2024 учебного года было выявлено, что около 60 % воспитанников имеют те или иные проблемы в речевом развитии. Дети испытывают затруднения в различении неречевых звуков и определении направления их звучания, не сформировано слуховое восприятие. Общая, ручная и артикуляционная моторика недостаточно развиты, все движения выполняются не в полном объеме, переключаемость снижена. Понимание обращенной речи у воспитанников не соответствует возрастной норме, дети плохо понимают функциональное назначение предметов, значение слов, обозначающих действие, значение предлогов, падежные вопросы; пассивный и активный словарь не соответствует возрасту, особенно мало в активной речи детей прилагательных и глаголов. У некоторых воспитанников не сформирована фразовая речь, а в активном словаре преобладают звукоподражания и облегченные слова. У многих детей отмечается нарушение слоговой структуры слов; звукопроизношение ниже возрастной нормы (смазанность произношения или отсутствие некоторых звуков раннего онтогенеза).

В результате проведенного обследования в этом же учебном году в группах среднего возраста общеразвивающей направленности было установлено, что практически у всех воспитанников имеются речевые нарушения в разной степени проявления: от нарушения произношения нескольких звуков (не сформирован только фонетический строй речи — 40 % детей) до крайне низкой степени речевого развития (полная несформированность вербальных средств коммуникации — 10 % детей). Речь около 45 % воспитанников средних групп характеризовалась: недостаточным развитием слухового внимания и фонематического слуха; несформированностью направленной воздушной струи; нарушениями артикуляционной моторики; нарушениями слоговой структуры слов; недостаточным развитием лексико-грамматического строя речи.

Причины задержки речевого развития различны. Однако при любом генезе речевого дефекта важно раннее его выявление и раннее начало коррекционно-развивающей работы.

В связи с тем, что в нашем дошкольном учреждении логопедическая работа осуществляется в группах компенсирующей направленности с воспитанниками, достигшими пятилетнего возраста, возникла необходимость организации логопедической помощи детям младшего и среднего дошкольного возраста. Кроме того, педагоги общеобразовательных групп данного возраста также нуждались в квалифицированной помощи специалиста, поскольку большинство из них имело небольшой опыт работы.

Таким образом, исходя из сложившейся ситуации в ДОО, было принято решение об организации кружка «Речевичок» для воспитанников младшего и среднего дошкольного возраста (на бюджетной основе).

Основная цель кружка «Речевичок» предупреждение или снижение выраженности нарушений в психофизическом и речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Задачи:

— создание условий для своевременного выявления детей младшего и среднего дошкольного возраста с задержкой речевого развития и оказание им необходимой логопедической помощи;

— организация комплексной развивающей работы по обеспечению полноценного речевого развития ребенка через взаимодействие с педагогами ДОО по пяти направлениям: развитие слухового внимания и фонематического слуха, формирование сильной направленной воздушной струи, развитие артикуляционной моторики, развитие пространственной ориентации, развитие лексико-грамматического строя речи;

— организация консультационно-просветительской работы с родителями детей.

Работа начинается с диагностики , которая проводится в сентябре. Для ее проведения используем пособие Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с ОНР (от 4 до 7 лет)» [7] и пособие Мазановой Е. В. «Обследование речи детей 3–4 лет с ЗРР» [5].

На основе проведенного обследования разрабатывается программа, рассчитанная на два года обучения и включающая перспективное планирование занятий.

Система работы кружка «Речевичок» в группах младшего и среднего дошкольного возраста строится в нашем ДОО следующим образом:

  1. Один раз в неделю проводится «Речевая разминка» — фронтальное занятие со всеми воспитанниками группы длительностью 10 минут, включающие упражнения на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, развитие физиологического дыхания и ротового выдоха, развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Основная цель данных занятий — ознакомить педагогов с упражнениями и их правильным выполнением для дальнейшей отработки с воспитанниками индивидуально и в подгруппах.
  2. Два раза в неделю проходят подгрупповые занятия длительностью 10–15 минут в группах младшего дошкольного возраста и 15–20 минут в группах среднего дошкольного возраста (с воспитанниками, имеющими низкий и средний уровень речевого и общего развития), включающие упражнения на развитие неречевых психических функций (внимания, памяти, мышления), развитие понимания обращенной речи, расширение импрессивного и экспрессивного словаря, развитие фразовой речи и грамматического строя речи. Используем различные виды занятий: с использованием дидактических игр, игр-драматизаций, игр-путешествий.

На занятиях кружка «Речевичок» применяем различные приемы и технологии для увеличения эффективности развивающей работы:

— элементы биоэнергопластики и интерактивной артикуляционной гимнастики [4];

— самомассаж и мимическая гимнастика [8];

— упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания, направленного ротового выдоха [1];

— упражнения речедвигательной ритмики [6];

— упражнения на развитие межполушарного взаимодействия [10];

— тактильные чистоговорки на уточнение произношения звуков раннего онтогенеза с использованием природного материала и Су-джок [11];

— логоритмические упражнения [2], [3];

— упражнения на развитие слухового внимания и ритмических способностей;

— элементы театрализованной деятельности;

— упражнение на развитие пространственной ориентировки (в схеме собственного тела, относительно себя и других предметов).

Также, начиная со второй половины учебного года с детьми среднего возраста начинаем вводить упражнения, направленные на подготовку к овладению грамотой. Используем для этого символы Т. А. Ткаченко [9], различные игры на развитие фонематического слуха и темпо-ритмической стороны речи («Покатаем на машине», «Назови и отгадай», «Зоопарк» и т. д.).

По результатам работы кружка «Речевичок» удалось эффективно организовать взаимодействие с педагогами групп, поскольку каждый педагог присутствует на занятии и получает рекомендации по закреплению упражнений. Направления и содержание проведенной коррекционно-развивающей работы отражаем в «Тетради взаимодействия с педагогами групп». Для удобства и более продуктивного взаимодействия подобраны картотеки и пособия по проведению артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие дыхания, слухового внимания, мелкой и общей моторики, которые также используются педагогами групп.

Также в ходе деятельности кружка была организована консультационно-просветительская работа с родителями воспитанников:

— посещение занятий в рамках «Дня открытых дверей», а также демонстрация фрагментов занятий в родительских чатах;

— индивидуальные консультации по результатам мониторинга и выполнению упражнений;

— подготовка для родителей методической копилки «Речевая игротека».

Это позволило привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей, направить и активизировать их на пути решения этой непростой задачи.

В конце учебного года проводится итоговый мониторинг речевого развития воспитанников.

Результаты проведенного обследования (2023–2024 уч. г.) показывают, что к концу учебного года достигнута положительная динамика в коррекции речевого развития детей общеразвивающих младших групп. Прирост составил около 15 %. У воспитанников улучшилась общая, мелкая и артикуляционная моторика. Они освоили простые артикуляционные упражнения, стали лучше координировать свои движения с речью, у большинства их них формируется направленный ротовой выдох. Дети умеют различать неречевые звуки по высоте, тембру, громкости, длительности, также могут воспроизводить простые ритмические рисунки, что говорит об улучшении слухового внимания, фонематического восприятия. Кроме того, дети стали лучше понимать обращенную речь, они понимают и выполняют инструкции. Также расширился активный словарь. У детей с низким уровнем речевого развития увеличилось количество используемых в речи звукоподражаний, а также наряду с ними стали использоваться облегченные слова. У воспитанников со средним уровнем речевого развития речь обогатилась глаголами и прилагательными. Продолжает активно развиваться фразовая речь. Кроме того, у детей продолжают активно развиваться неречевые психические функции, улучшились внимание и память, формируются мыслительные операции.

Обследование речевого развития воспитанников средних групп (2023–2024 уч. г.) общеразвивающей направленности показало, что у детей улучшилось звукопроизношение (прирост составил 19 %) Снизилось количество воспитанников со слабой или неправильной воздушной струей, что также позволило улучшить их звукопроизношение. Удалось снизить число детей с нарушением слоговой структуры слова (прирост — 9 %) и грамматического строя речи (прирост — 13 %) .

Результаты итоговой диагностики, 2023–2024 учебный год Результаты итоговой диагностики, 2023–2024 учебный год

Рис. 1. Результаты итоговой диагностики, 2023–2024 учебный год

Таким образом, организованная система работы кружка «Речевичок» позволила улучшить речевое развитие воспитанников средних групп общеразвивающей направленности и снизить число детей, которым рекомендовано обследование психолого-медико-педагогической комиссией.

Литература:

  1. Гуськова, А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет / А. А. Гуськова. — М.: «ТЦ Сфера», 2011. — 145 с.
  2. Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3–4 лет / М. Ю. Картушина. — М.: ТЦ «Сфера», 2008. — 160 с.
  3. Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4–5 лет / М. Ю. Картушина. — М.: ТЦ «Сфера», 2008. — 160 с.
  4. Крупенчук, О. И. Биоэнергопластика и интерактивная артикуляционная гимнастика / О. И. Крупенчук. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2020. — 64 с.
  5. Мазанова, Е. В. Обследование речи детей 3–4 лет с ЗРР. Методические указания и картинный материал для проведения обследования во 2-й младшей группе ДОУ. / Е. В. Мазанова. — М.: Издательство ГНОМ, 2014. — 63 с.
  6. Мухина, А. Я. Речедвигательная ритмика / А. Я. Мухина. — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 123 с.
  7. Нищева, Н. В. Речевая карта ребенка с ОНР от 4 до 7 лет / Н. В. Нищева. — 2-е издание, переработанное. — СПб.: Детство-Пресс, 2015. — 197 с.
  8. Нищева, Н. В. Веселая мимическая гимнастика / Н. В. Нищева. — СПб.: Детство-Пресс, 2019. — 32 с.
  9. Ткаченко, Т. А. Подготовка дошкольников к чтению и письму. Звуки и знаки: гласные. / Т. А. Ткаченко. — Смоленск: Издательство «ЮНВЕС», 2002. — 24 с.
  10. Трясорукова, Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейропсихологические игры: рабочая тетрадь / Т. П. Трясорукова. — 2-е издание. — Ростов н/Д: Феникс, 2020. — 60 с.
  11. Фалёва, А. С. Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажер для уточнения произношения звуков раннего онтогенеза [б], [п], [м], [н], [в], [в'], [ф]. Выпуск 1. (3–5 лет). / А. С. Фалёва. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2018. — 32 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Вопросы дошкольной педагогики №1 (93) январь 2026 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный