Дети с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с трудностями, связанными с сенсорными нарушениями. Эти нарушения могут проявляться в различных формах, включая проблемы с восприятием и обработкой информации, что существенно влияет на развитие ребенка. Создание активной, развивающей среды способствует решению комплекса оздоровительных и воспитательно-образовательных задач, среди которых является стимулирование сенсорного развития дошкольника, активизация детской самостоятельности. Одним из элементов создания такой среды являются сенсорные коробки.
Сенсорные коробки выступают как способ коррекции, способствующие улучшению сенсорных навыков и общего функционального состояния детей. Использование сенсорных коробок в коррекции нарушений, направлено на развитие органов чувств и речи у ребёнка, мелкой моторики, пространственного мышления, навыков сортировки и классификации, усидчивости, терпения, координации движений, в изучении математических представлений: счёт, группировка, сортировка. Способствует расширению словарного запаса и использованию новых слов, формированию представлений о цвете, форме, величине, текстуры предметов. Регулирует управление эмоциями и помогает ребенку успокоиться, побороть свои страхи.
Так что же такое сенсорная коробка? Сенсорная коробка — это любой большой контейнер с наполнителем и различными предметами. Это пособие имеет ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать. Итак, сенсорные коробки:
— не занимают много времени на подготовку;
— не занимают много места;
— практически не требуют финансовых вложений;
— предоставляют множество возможностей для обучения;
— являются отличным дополнением к тематическим занятиям;
— могут служить в качестве макетов в игровых уголках.
Существует ряд рекомендаций во время игр/занятий с сенсорными коробками:
- Занятие (игра) проводится группами по 2–3 ребенка или индивидуально.
- Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробками наедине.
- Наполнение коробки не должно содержать мелких деталей.
- До и после занятий/игр в коробочке рекомендуется вымыть руки.
Имеется множество вариантов сенсорных коробок для игр с детьми.
Сенсорная коробка «Лес» — это возможность познакомить детей с обьектами живой и неживой природы леса. Наполнением этой коробки является: гречневая крупа, шишки сосны, ели, кедра, туи, кипариса, каштаны, желуди, грецкие орехи, лесные орехи (фундук), спилы, кора, ветки деревьев, перья, камни, «камешки Марблс», мох, муляжи: грибов (мухомор, подосиновик, белый гриб), ягод, листьев, макеты деревьев, фигурки диких животных: бурый медведь, лиса, волк, кабан, лось, олень, олененок, белка, енот, выдра, хорек, еж, заяц. Дополнительным материалом служат дидактические карточки «Дикие животные», «Растения леса», «Ягоды и грибы». Еще понадобятся деревянная ложка, деревянная миска, пинцет и щипцы для захвата предметов. Натуральный природный материал привлекает детей, различные фактуры, формы, текстуры и запахи активизируют анализаторы. Вот в такие игры можно поиграть с детьми: «Найди и собери все каштаны (грибы, шишки, желуди), «Найди того, кого назову (покажу)», «Найди такой же», «Отгадай, о ком скажу», «Найди гладкий», «Найди колючий». Природный материал можно использовать для массажа: прокатывание шишки (желудя, каштана, орехов) в ладонях, касание шишкой кончиков пальцев.
Сенсорная коробка «Ферма». Эту коробку можно использовать при работе по лексической теме «Домашние животные». На дне коробки кинетический песок, добавили сено, деревянные бруски, крупу: пшено, рис, фасоль. Для создания реалистичной картины сельского подворья изготовлены макеты конюшни, коровника, будки для собаки, загончики для животных, пруд, разместили фигурки домашних животных и детенышей. Дополнительный материал карточки с домашними животными. Варианты игры: «Накорми животных», «Мамы и малышки», «Кто как голос подает?», «Найди и назови», «Отгадай, о ком скажу».
Сенсорная коробка «Море». Наполнение: кинетический песок, шарики — орбизы, ракушки, морские камни, «камешки Марблс», фигурки «Морские обитатели», сачок, лопатка, формочки для песка. Варианты игры: «Кладоискатели», «Найди того, кого (что) покажу (назову)», «Поймай рыбку», «Сортировка».
Сенсорная коробка «Огород». Наполнение коробки: гречневая крупа, муляжи: овощи, фрукты, макеты деревьев и цветущих растений, лопатка, грабли, лейка, ведро, корзинка, пинцет, фигурки насекомых (божьи коровки, пчёлы, жук, гусеницы). Дополнительный материал: дидактические карточки «Овощи», «Фрукты». В такой коробке можно практиковать орудийные действия. Варианты игры: «Посади овощи», «Соберем урожай», «Собери жуков», «Копаем грядки», «Сортировка».
Коррекционно-развивающие занятия с сенсорной коробкой это веселая, увлекательная игра, которая помогает обучать и развивать ребенка, изучать многообразие форм, материалов и явлений окружающего мира через сенсорное восприятие, то есть, рассматривая и ощупывая мир вокруг.
Литература:
1. Войлокова Е. Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». — Изд. «Каро» М., 2005
2. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. — М., 1989
3. Катаева Е. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. — М., 2001
4. Екжанова Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта: — М., «Просвещение», 2005

