Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Мастер-класс по теме «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Препринт статьи
17.11.2025
6
Поделиться
Библиографическое описание
Доркина, Т. В. Мастер-класс по теме «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников» / Т. В. Доркина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 11 (92). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/308/10557.


Круги Эйлера были изобретены еще в XVIII веке Леонардом Эйлером. С тех пор они начали использоваться как в математике, так и в логике. Круги Эйлера — это схемы, которые позволяют изобразить наглядно отношения между подмножествами и пересечение, и объединение множеств. При решении некоторых задач метод Эйлера просто незаменим и значительно упрощает рассуждение. Модели кругов Эйлера — просты и наглядны, поэтому они с большим успехом могут быть использованы для развития логики у детей дошкольного возраста. Построение и использование моделей в большей степени способствует развитию логических способностей у дошкольников.

Задачи педагогической работы с кругами Эйлера:

— формировать умение выявлять свойства в объектах и классифицировать их;

— развивать логическое мышление, представления о множестве;

— воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Существует несколько моделей кругов:

«Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»., изображение №5

а) Непересекающиеся круги;

б) Пересекающиеся круги;

в) Один круг вложен в другой;

г) Обручи.

Начиная с 4–5 лет детям доступно решение простейших задач с кругами Эйлера, сначала с разъяснениями взрослых, а потом и самостоятельно. С детьми этого возраста уместны простые игры и упражнения, цель которых — закрепление представлений о свойствах предметов и геометрических фигур, тренировка в сравнении предметы по цвету, форме, размеру. Овладение действием наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера по формированию элементарных математических представлений лучше начать со сравнения предметов, у которых присутствует один общий признак (например, форма, цвет, размер, толщина), позже можно брать два и более признака, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Задание № 2 «Овощи» — «Красные» — «Съедобные-круглые».

Цели: закрепить понятие «круги Эйлера-различие»; развивать внимание и логическое мышление.

Материал:

два одинаковых круга, карточки с изображением.

Задание № 3 Дидактическая игра «Птицы» «Плавают-Летают»

Цели: Закрепить понятие «круги Эйлера- пересечение». Закрепить знание классов птицы. Развивать логическое мышление, внимание и память.

Материал: Два круга, карточки с изображением карточек водоплавающие, перелетные, зимующие, птицы Севера и Юга.

Два круга выкладывают так, чтоб они пересекались. Играющий выбирает карточку с изображением и определяет ей место в кругах. Если птица летает в один круг, плавает, но не летает, то кладет карточку в пересечение кругов. Изображения карточек могут быть разными: два класса животных, два класса птиц, два класса растений и т. д.

Задание № 4 Дидактическая игра «Дикие животные — «Травоядные» -«Хищники»- «Всеядные».

Цели: Закрепить понятие «круги Эйлера — совпадение-пересечение»; дифференцировать животных по группам, развивать внимание и логическое мышление.

Два круга, карточки с надписью животного; карточки с изображением разных животных.

Задание № 5 Дидактическая игра «Рассели звуки по домикам»

Цель: Закрепление понятий «гласные» и «согласные» звуки, умения их дифференцировать. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Вложить в большой круг — согласные, а в малый круг — гласные.

Дидактическая игра «Твердые» — «Мягкие» согласные. Использовать по признаку твердости — мягкости используем синие кружочки — это твердые звуки, зеленые — это мягкие звуки.

Задание № 6 Дидактическая игра «Составь слово»

Цель: Поместить в красный круг все гласные буквы, в синий — буквы, которые живут в слове КОТ. А У И Ы Э К О Т Я

Задание № 7 Игра с обручами «Дикие животные»- «Домашние животные»

Цель: Когда объекты первого множества входят и во второе множество, то модель будет представлять вложенные круг. Большой круг представляет всех диких животных, а маленький круг домашних животных. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Задание № 8 Игра с обручами «Найди животное» со звуком «Р ».

Цель: Вложенные круги — объекты первого множества входят и во второе множество. Разложить предметы таким образом, чтобы во внутреннем круге были животные со звуком «Р» Использование кругов Эйлера как инструмента включения объектов из одного множества в другое. Большой круг включает в себя всех животных, а маленький круг — животных, в названии которых содержится звук [Р]. Дети в большой круг и вложенный в него маленький круг, а также предметы или картинки с изображением животных. Модели кругов Эйлера — просты и наглядны, поэтому они с большим успехом могут быть использованы для развития логики у детей дошкольного возраста. Построение и использование моделей в большей степени способствует развитию логических способностей у дошкольников.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Вопросы дошкольной педагогики №11 (92) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный