Мастер-класс для педагогов «Создание инклюзивной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (52) апрель 2022 г.

Дата публикации: 22.03.2022

Статья просмотрена: 277 раз

Библиографическое описание:

Шевченко, В. И. Мастер-класс для педагогов «Создание инклюзивной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями» / В. И. Шевченко, С. В. Михеенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7199/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: кольца Луллия, дети с ОНР.

Основная цель мастер-класса: создание условий для максимального проявления и развития педагогического мастерства участников мастер-класса в использовании колец Луллия для создания инклюзивной образовательной среды в работе с детьми с ОНР.

Задачи:

– предложить педагогам использовать развивающее дидактическое пособие «кольца Луллия» для создания инклюзивной развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями;

– донести до коллег значимость использования игр с кругами Луллия для успешного развития и социализации каждого ребёнка (независимо от способностей, достатка, здоровья)

– способствовать формированию умений и навыков педагогов в работе с пособием;

– развивать монологическую речь педагогов.

Материалы и оборудование:

Пособие «круги Луллия», картинки с изображением необходимых предметов для игры, стол, стулья.

Воспитатель: Добрый день, уважаемые педагоги! Тема моего мастер-класса «Создание инклюзивной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями».

Одной из главных задач дошкольного образования является обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей дошкольного возраста. Важной является проблема создания условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством развития инклюзивного образования

В настоящее время наблюдается рост числа детей с нарушением речи; это дети с отклонением в развитии, с сохранным слухом и первично не нарушенным интеллектом, однако имеют место значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

Предлагаю вашему вниманию «Кольца Луллия». Создателем -является монах Раймунд Луллий (поэт, философ, мыслитель, 14 век). Он изобрел круги, на которых можно было найти ответ на любой вопрос путем простого раскручивания. Современным авторам ТРИЗ очень понравился этот метод, и они решили применить его к образовательной деятельности с дошкольниками. На основе метода луллизма разработали методику для детского сада — «Кольца Луллия». Центральное место в ней занимает многофункциональное пособие — круги Луллия.

Педагоги могут использовать от 2 до 4 кругов в зависимости от возраста детей. Круги разделены на сектора, количество которых варьируется от 4 до 8. На каждый сектор круга помещается картинка.

В работе с детьми старшего возраста я использую 3 круга (4–6) секторов на каждом. Игры, или тренинги, могут быть подобраны по двум направлениям: на закрепление и уточнение уже имеющихся знаний; на развитие фантазии и творчества.

Я использую данное пособие в речевом развитии, как на занятиях (ознакомление с природой и социальным миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, основы безопасного поведения), так и в индивидуальной работе с детьми с ОНР; представляя их детям, как чудесные кольца или загадочные круги.

В своей работе использую сменные картинки, что позволяет применять одну и ту же основу — круг для разных игр.

Методика работы с речевыми кругами заключается в том, что ребенок, раскручивая кольца, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочку, либо в свободный сектор. Универсальность игрового материала состоит в том, что, используя лишь несколько колец, можно получить разные варианты игры. Дети легко осваивают это пособие, они с удовольствием самостоятельно заменяют картинки, комбинируют задания, придумывают правила игры.

Авторы методики «Кольца Луллия» в работе с данным пособием особое место выделяют тренингам — это серия игр, объединенных одной темой. Тренинги состоят из заданий 4 типов :

1-й тип: «Найди реальное сочетание». Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.

2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.

3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно — неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.

4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

Воспитатель:

Уважаемые коллеги, предлагаю вам познакомиться поближе с данной методикой. Попрошу подойти к столу 6 желающих

(На столе стоит пособие, состоящее из двух колец, разделенных на 6 секторов. Вокруг стола 5 стульев. Педагог просит участников подойти и занять свои места).

—Итак, Первый тип тренинга — «реальные сочетания» . Игра «Кто что ест и где живёт?».

Цель: развивать логическое мышление, мелкую моторику рук, словарный запас, закреплять знания детей о животных.

На первом, самом большом круге, изображена пища для животных, на втором (среднем) круге изображены места обитания; на третьем располагаются животные. Вам необходимо раскрутить круги, чтобы выпало реальное сочетание. Например: белка –орехи -лес. Составить предложение: белка живёт в лесу, питается орехами (или среда обитания белки –лес, лакомится орехами) и т. д.

— Молодцы, все справились с заданием.

Так же в данном тренинге можно использовать игру на развитие элементарных математических представлений «назови состав числа».

Цель: закрепить состав числа из двух меньших.

На всех трёх кругах расположены цифры. Необходимо стрелкой выбрать число на маленьком круге и с помощью цифр на среднем и на большом круге найти состав числа.

Игра «Экологическая»

Цель: закреплять знания детей о лесных и садовых деревьях.

На первом, самом большом круге изображены семена и плоды деревьев (шишка, яблоко, груша, семечки, кисть рябины), на втором (среднем) круге меньшего диаметра изображены листья растений; на третьем (самом маленьком); деревья (сосна, береза, яблоня, вишня, рябина, груша).

Необходимо найти реальное сочетание и составить предложение (или несколько) Например: На яблоневом дереве растут яблоки. Дерево растет в саду. Из яблок мама варит вкусное повидло.

Игра по развитию речи «Составь слово с заданным звуком».

Цель: закреплять знания изученных звуков и букв, упражнять в составлении слов.

На первом, самом большом круге изображены (м, м, с, т, т, и т. д.), на втором круге (среднем) изображены буквы (о,о,е,о, о. т.д.);на третьем самом маленьком буквы (д, д, л, к, р, и т. д.) Стрелкой выбрать букву на третьем маленьком круге и составить слово с помощью других двух кругов

(Педагоги заняли свои места )

Воспитатель:

—Для участия в следующем тренинге, попрошу подойти 3 человека.

2-й тип: «Объясни необычное сочетание».

Необходимо раскрутить круги, рассмотреть случайные соединения объектов, и как можно достовернее объяснить необычность их взаимодействия.

Уважаемые коллеги, попрошу желающих поучаствовать в игре (3 чел.).

На первом, самом большом круге изображены объекты (Красная шапочка, Золушка, Баба Яга, Снежная королева, Русалка, Незнайка), на втором круге меньшего диаметра изображены предметы (корабль, самолёт, поезд, машина, трамвай, вертолёт); на третьем объекты природы (горы, пирамиды, река, пустыня, море, водопад).

Например: при раскручивании стрелка выпадает на Золушку, поезд, пирамиду. Составляем предложение: Как он туда попал?

Игра плавно переходит к третьему типу.

3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку».

«В полночь под бой курантов ветер подхватил Золушку; закружил её; она на поезде отправилась к пирамидам». Реши проблему:

4-й тип: «Реши проблему».

«Нужно пригласить фею, и она Золушку отправит к принцу».

По данному примеру педагоги составляют свои фантазийные истории.

Воспитатель:

— Вы предложили очень интересные истории; они вызвали положительные эмоции, такие же как у детей, которые играют с кругами в детском саду.

Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Круги мобильные, можно организовать игры на улице, в музыкальном зале, в физкультурном и т. д..

Необычная форма заданий побуждает детей к активности, повышает интерес к правильному чёткому произношению звуков, составлению слов, предложений, развитию математических способностей. а также внимания, памяти, мелкой моторики пальцев рак, фонематического слуха. А самое главное — они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять и обрести веру в свой успех.

В своем выступлении, я постаралась кратко представить основные положения организации игр с кругами Луллия. Вы можете использовать в своей работе предложенные дидактические игры, а можете придумать новые.

Рефлексия.

Уважаемые коллеги, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями — чувствовали ли Вы себя комфортно или что-то вызывало у Вас дискомфорт? Как вы считаете, соответствует ли данная методика требованиям ФГОСДО?

(Педагоги дают ответы)

— И напоследок, оцените, пожалуйста, просмотренный мастер-класс, выбрав один из кружков, лежащих на столе

(На подносе лежат кружки разных цветов, участники выбирают цветной круг, и кладут его на второй поднос).

— Помните, что обозначает каждый цвет круга:

– красный кружок–мастер-класс прошел плодотворно, вы получили новые знания, которые будете использовать в своей работе.

– синий кружок–тематика мастер-класса для вас знакома, вы давно используете её в своей работе.

– желтый кружок–использование данной техники в работе с детьми считаете неуместным, материал показался вам скучным.

На этом мой мастер-класс закончен. Хочу пожелать Вам успеха и творчества. Еще раз всем спасибо!

Ключевые слова

дети с ОНР, кольца Луллия

Похожие статьи

Развитие познавательных особенностей у обучающихся с ОВЗ

Опыт работы классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Организация дистанционного обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы студии развития «Дошкольник плюс» отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

Опыт реализации инновационной модели социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения

Представлен опыт реализации инновационной модели социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения в г. Новый Уренгой.

Содействие взрослых и детей с ОВЗ в современном детском саду

В статье рассмотрено взаимодействие педагогов в ДОУ в рамках инклюзивного образования.

Использование визуального расписания в работе с неговорящими детьми в ГКУ ЦСПР «Роза ветров»

Статья выполнена в рамках Гранта «Мир без границ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации В статье раскрываются возможности формирования альтернативной коммуникации у неговорящих детей с помощью визуального расписания в режим...

Конспект занятия на тему «Путешествие по парку «Царицыно»

Конспект предназначен для детей 3–8 лет. Это занятие предусматривает познавательную экскурсию в парк «Царицыно» для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ), воспитывающихся в условиях стационарного учреждения.

Развитие творческой индивидуальности детей с ограниченными возможностями здоровья в вокальной студии

В статье автор представляет материалы из опыта работы со слабослышащими детьми в вокальной студии «Родничок».

План-конспект занятия детского объединения «Природа и фантазия» по теме «Скворцы прилетели»

Представленная методическая разработка раскрывает опыт проведения интегрированного занятия по программам дополнительного образования в школе.

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС

В статье рассматриваются вопросы осуществления инклюзивного образования в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка».

Проект «Организация музейно-педагогического пространства в ДОО»

В статье представлена проектная деятельность участников образовательных отношений как одно из направлений деятельности базовой кафедры инновационных практик дошкольного образования МГПУ им. М. Е. Евсевьева на базе МАДОУ «Центр развития ребенка — Детс...

Похожие статьи

Развитие познавательных особенностей у обучающихся с ОВЗ

Опыт работы классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Организация дистанционного обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы студии развития «Дошкольник плюс» отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

Опыт реализации инновационной модели социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения

Представлен опыт реализации инновационной модели социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения в г. Новый Уренгой.

Содействие взрослых и детей с ОВЗ в современном детском саду

В статье рассмотрено взаимодействие педагогов в ДОУ в рамках инклюзивного образования.

Использование визуального расписания в работе с неговорящими детьми в ГКУ ЦСПР «Роза ветров»

Статья выполнена в рамках Гранта «Мир без границ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации В статье раскрываются возможности формирования альтернативной коммуникации у неговорящих детей с помощью визуального расписания в режим...

Конспект занятия на тему «Путешествие по парку «Царицыно»

Конспект предназначен для детей 3–8 лет. Это занятие предусматривает познавательную экскурсию в парк «Царицыно» для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ), воспитывающихся в условиях стационарного учреждения.

Развитие творческой индивидуальности детей с ограниченными возможностями здоровья в вокальной студии

В статье автор представляет материалы из опыта работы со слабослышащими детьми в вокальной студии «Родничок».

План-конспект занятия детского объединения «Природа и фантазия» по теме «Скворцы прилетели»

Представленная методическая разработка раскрывает опыт проведения интегрированного занятия по программам дополнительного образования в школе.

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС

В статье рассматриваются вопросы осуществления инклюзивного образования в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка».

Проект «Организация музейно-педагогического пространства в ДОО»

В статье представлена проектная деятельность участников образовательных отношений как одно из направлений деятельности базовой кафедры инновационных практик дошкольного образования МГПУ им. М. Е. Евсевьева на базе МАДОУ «Центр развития ребенка — Детс...

Задать вопрос