В современных условиях увеличивается количество дошкольников, испытывающих трудности в речевом развитии. ОНР затрагивает все компоненты языковой системы, включая словообразование, что требует поиска эффективных методов коррекции. Отсутствие своевременной коррекции ОНР может привести к специфическим ошибкам в чтении (дислексии) и письме (дисграфии), а также затруднить усвоение школьной программы.
Словообразование является ключевым компонентом языковой компетенции. Формирование навыков образования существительных способствует расширению активного словаря, пониманию морфологических структур и подготовке к обучению грамоте. Для детей с ОНР это особенно значимо, так как нарушения в этой области затрудняют коммуникацию и познавательную деятельность.
Традиционные методы коррекции часто не обеспечивают достаточного интереса и мотивации у детей с ОНР, что приводит к быстрой утомляемости и снижению эффективности занятий. Круги Луллия как элемент технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) вносят элемент игры, делая обучение более увлекательным и результативным [4].
Дети с ОНР часто испытывают трудности с абстрактным мышлением и восприятием вербальной информации. Круги Луллия позволяют визуализировать языковые закономерности, облегчая анализ и синтез словообразовательных моделей. Наглядное моделирование помогает детям зрительно представить структуру слова, что особенно важно для дошкольников.
Круги Луллия можно адаптировать для решения различных коррекционных задач: от закрепления произношения звуков до формирования лексико-грамматических категорий. Их использование возможно на индивидуальных и групповых занятиях, в игровой деятельности и самостоятельной работе.
Работа с кругами Луллия развивает не только речевые навыки, но и мышление, внимание, память, воображение. Это способствует комплексному развитию личности ребёнка и подготовке к школьному обучению.
Разрабатывая комплекс игровых упражнений по формированию навыков словообразования существительных, мы опирались на материалы следующих авторов: С. И. Гин, О. А. Новиковская, М. А. Орлова, Т. В. Тарасенко. Методическая разработка основывается на ТРИЗ-технологии, так как является эффективным способом развития речи у детей с ОНР [1, 2, 3, 5].
Основные направления работы включают игры на образование множественного числа, уменьшительно-ласкательных форм, согласование существительных с числительными, развитие творческого мышления и словообразования, закрепление лексических тем.
Приведем несколько упражнений по формированию навыков словообразования существительных:
1. Игра «Большой и маленький».
Цель: согласование прилагательных с существительными, образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных.
Инструкция: посмотри на изображения первого круга и назови их.
На первом круге изображены большие предметы, а на втором круге маленькие. Подбери большие предметы к тем же маленьким предметам, называя их. Например: я буду говорить о большом предмете, а ты о маленьком. Яблоко сладкое, а … (яблочко сладенькое). Чашка синяя, а … (чашечка синенькая). Цветок красный, а цветочек красненький. Ведро синее, а … (ведёрко синенькое). Дом низкий, а … (домик низенький). Цыплёнок пушистый, а … (цыплёночек пушистенький). Морковь вкусная, а … (морковочка вкусненькая).
Стимульный материал: «Круги Луллия» и картинки.
Ход проведения: логопед просит ребёнка посмотреть внимательно на круги и подобрать большие к маленьким предметам, называя их.
2. Игра «Один и много».
Цель: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа (трудные формы).
Инструкция: посмотри внимательно на изображения на первом круге. Раскрути круг и скажи, что тебе выпало. (Например: рот). А теперь попробуй подобрать к этой картинке картинку с таким же предметом только, когда их много. Назови, что здесь видишь? (Например: рты). (Это ухо, а это уши; это лев, а это львы; это пень, а это пни; это ком, а это комья; это брат, а это братья; это сестра, а это сёстры; это человек, а это люди; это ребёнок, а это дети; это пальто, а это пальто).
Стимульный материал: «Круги Луллия» с предметными картинками в единственном и множественном числе.
Ход проведения: логопед просит ребёнка посмотреть внимательно на картинке на первом круге, раскрутить круг, а потом назвать, что ему выпало.
3. Игра «Назови детеныша».
Цель: закреплять знания о диких и домашних животных.
Инструкция: посмотри внимательно на большой круг, что здесь изображено? (Животные). Раскрути большой круг и скажи какое животное тебе выпало? (Медведица). А теперь попробуй найти и назвать детёныша медведицы, раскручивая маленький круг. (Например: у медведицы медвежонок и так далее).
Стимульный материал: «Круги Луллия» и картинки диких и домашних животных.
Ход проведения: на большом круге ребёнок выбирает животное, определяет, к каким животным относятся. Затем вращает круг с изображением детёнышей животных. Находит нужного детёныша, правильно называет детёныша, составляет предложение.
Несмотря на потенциал кругов Луллия, их применение в коррекции ОНР изучено недостаточно полно. Существует потребность в дальнейших исследованиях эффективности этого метода, разработке методических рекомендаций и систем занятий.
В работах отмечается положительная динамика развития речевых функций у дошкольников с ОНР после коррекционной работы с использованием кругов Луллия, включая повышение уровня автоматизации звуков, улучшение лексико-грамматических навыков и развитие связной речи.
Исследования показывают, что применение кругов Луллия в логопедической работе способствует улучшению звукопроизношения, фонематических процессов, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, а также расширению словарного запаса и совершенствованию связной речи. Круги Луллия помогают поддерживать интерес к занятиям, снижают психологическое и физическое напряжение, обеспечивают более эффективное восприятие нового материала.
Таким образом, использование кругов Луллия в коррекции ОНР представляет собой перспективное направление, сочетающее игровые формы с развивающим потенциалом, что делает его актуальным для современной логопедии.
Литература:
- Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.
- Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4–6 лет. — Санкт-Петербург: Корона принт, 2004. — 80 с.
- Орлов, М. А. Нетрудная ТРИЗ / М. А. Орлов — Москва: Солонпресс, 2014. — 384 с.
- Селиванова, Т. Е. Общее недоразвитие речи у дошкольников: понятие и особенности развития их психических процессов / Т. Е. Селиванова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — С. 300–301. –URL: https://moluch.ru/archive/550/120846.
- Тарасенко Т. В., Казьмина Э. В. Использование кругов Луллия в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста // Символ науки. — 2016. — № 10. — с. 19–23.

