Интерактивная технология «Круги Луллия» как эффективное средство в коррекционной работе с детьми | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Адрова, В. М. Интерактивная технология «Круги Луллия» как эффективное средство в коррекционной работе с детьми / В. М. Адрова, Н. А. Крюкова, И. А. Новичкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77537/ (дата обращения: 18.11.2024).



В последние годы в детских садах возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют свою специфику развития. У многих из них встречаются трудности всех видов восприятия и внимания, повышенная эмоциональная истощаемость, проблемы с речью. Система коррекционных учреждений не может удовлетворить всех потребностей детей с различными проблемами в развитии. Невозможность реализовать потребности данной группы детей через сеть специализированных учреждений привела к необходимости введения инклюзивного образования, т. е. внедрению детей с особыми образовательными потребностями в систему дошкольных учреждений общеразвивающего вида.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.Таким образом, возникает потребность в создании системы сопровождения ребёнка с ОВЗ.

В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникационные средстваи традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог ищет интересные детям и, в то же время, несложные способы развития ребёнка.

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников — игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой — сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

В XII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду.

Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников, в том числе с ОВЗ. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Работая учителем-логопедом с детьми старшего дошкольного возраста, я использую их для решения следующих задач:

– развивать фонематические процессы;

– уточнять и активизировать словарный запас;

– совершенствовать слоговую структуру слова;

– автоматизировать звуки речи;

– формировать структуру предложений;

– совершенствовать развитие связной речи.

Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.Работа с «Речевыми кругами» ведётся:

– на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях;

– на занятиях по развитию речи;

– игровой деятельности вне занятий;

– в самостоятельной деятельности детей.

Можно выделить этапы участия логопеда (воспитателя) в играх с «Речевыми кругами»:

– логопед (воспитатель) непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;

– логопед (воспитатель) косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;

– логопед (воспитатель) осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной логопедической работы.

– логопед (воспитатель) осуществляет обучающее руководство речевыми играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей.

Пособие представляет собой круги, закреплённые на картоне. Принцип изготовления игры заключается в следующем.

  1. Вырезанные из картона (дерева) круги разбиваются на 4, 6, 8 секторов.
  2. Скрепить круги в центре.Прикрепить сверху стрелку.( Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга).
  3. В каждый сектор помещается картинка.
  4. На первом кольце располагаются карточки с изображением предметов.
  5. На втором кольце расположены карточки с изображением других предметов с таким же количеством слогов.
  6. На третьем круге — фишки, указывающие количество слогов на карточках.
  7. Раскрутить стрелку, она указывает на изображение на первом круге. Назвать его.
  8. Подобрать карточки с таким же количеством слогов на втором круге. Назвать предмет, посчитать слоги.
  9. К каждой паре карточек подобрать соответствующий сектор с фишками на 3 круге.

Совершенствование слоговой структуры слова

Система игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия

Закрепление произношения поставленных звуков в речи

- На одном круге символ звука (например змея), на другом — предметные картинки с автоматизируемым звуком

Колесо крути, слова со звуком Ш произноси.

- На одном круге предметные картинки с автоматизируемым звуком (неживые предметы), на другом — предметные картинки с автоматизируемым звуком (живые предметы)

«Называй предметы парами т. о., чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет»

«Придумай предложение с получившейся парой слов».

Например : кошка, шкаф (Кошка спряталась под шкаф. На шкафу нарисована кошка.)

- На кругах предметные картинки с дифференцируемой парой звуков

«Придумай предложение с получившейся парой слов».

Например: слон — снежинка (Слон поймал снежинку.)

Развитие фонематических процессов

- На одном круге синие, зеленые, красные круги, на другом — предметные картинки, начинающиеся на гласные, твердые — мягкие согласные.

«Объедини картинки с символами первых звуков».

- На кругах предметные картинки

«Объедини картинки с одинаковыми первыми звуками»

- На обоих кругах предметные картинки — паронимы

«Объедини картинки, сходные по звучанию» Например: ложки — рожки, колобок — коробок, мишка — миска и т. д.

- На одном круге схемы нахождения звука в слове, на другом — предметные картинки

«Объедини картинки с подходящими схемами»

Совершенствование слоговой структуры слова

- На одном круге разное количество точек, на 2-ом и 3-ем — предметные картинки

«Объедини количество точек со словом с таким же количеством слогов».

- На обоих кругах предметные картинки

«Объедини картинки с одинаковым количеством слогов».

Например: шап-ка — ча-сы, са-мо-вар — мо-ло-ток.

«Придумай предложение с получившейся парой слов».

Например: шап-ка — ча-сы. Шапку надел на часы.

- На одном круге схемы нахождения звука в слове, на другом — предметные картинки

«Прочитай получившееся слово»

Например: МА, ПА- МАПА, ЛО, ТА- ЛОТА

«Сложи названное мной слово».

Например: КА, ША — КАША, РО, ЗА — РОЗА.

«Придумай предложение с получившимся словом»

Формирование лексико-грамматических категорий

- На одном круге разные цифры, на 2-ом цвет и на 3-ем — предметные картинки

«Придумай предложение с получившейся парой слов».

Например: 8 — розовый — лампа (8 розовых ламп.)

На одном круге схемы предлогов, на 2-ом и 3-ем — предметные картинки

«Придумай предложение с получившейся парой слов».

Например: Буратино выглядывает из-за берёзы

По мнению авторов статьи, круги Луллия являются эффективным средством в решении коррекционных задач.У детей на конец учебного года проявился интерес к использованию данного пособия в самостоятельной деятельности. Практическая значимость его очевидна и заслуживает внимания воспитателей логопедических групп и учителей — логопедов.

Литература:

  1. Железнова С. В., Фалькова Т. А. «К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении». г. Ульяновск, 2001 г.
  2. Лелюх С., Сидорчук Т., Хоменко Н. Развитие творческого мышления воображения и речи дошкольников. — Ульяновск, 2003.
  3. Сидорчук Т. Я познаю мир. Методический комплекс для работы с дошкольниками. — Ульяновск, 2003.
  4. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия». — М.; АРКТИ, 2011 г.
Основные термины (генерируются автоматически): круг, картинка, ребенок, автоматизируемый звук, игра, круг схемы нахождения звука, ограниченная возможность здоровья, получившееся слово, связная речь, слоговая структура слова.


Похожие статьи

Элементы современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем сопровождении детей раннего возраста с ОВЗ в условиях депривации

Методика работы с социальным сервисом «Твиттер» для развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся

Методические рекомендации по организации коррекционного курса «Сенсорное развитие» с детьми со сложной структурой дефекта

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей «Радуга здоровья» в рамках здоровьесбережения в старшей группе

Содержание и средства формирования динамических представлений у детей старшего дошкольного возраста по программе «Развитие», в условиях Крайнего Севера

Повышение эффективности обучения младших школьников с учетом ведущей перцептивной модальности

Эффективные способы определения креативных способностей учащихся на уроках трудового обучения

Проектный метод как средство развития творческого и научно-исследовательского потенциала студентов ссуза на занятиях секции «Школа лидера»

Коррекционная работа по развитию общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями зрения средствами сюжетно-ролевой игры

Формирование познавательной мотивации дошкольников через применение технологии «Ситуация» в конструктивной деятельности

Похожие статьи

Элементы современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем сопровождении детей раннего возраста с ОВЗ в условиях депривации

Методика работы с социальным сервисом «Твиттер» для развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся

Методические рекомендации по организации коррекционного курса «Сенсорное развитие» с детьми со сложной структурой дефекта

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей «Радуга здоровья» в рамках здоровьесбережения в старшей группе

Содержание и средства формирования динамических представлений у детей старшего дошкольного возраста по программе «Развитие», в условиях Крайнего Севера

Повышение эффективности обучения младших школьников с учетом ведущей перцептивной модальности

Эффективные способы определения креативных способностей учащихся на уроках трудового обучения

Проектный метод как средство развития творческого и научно-исследовательского потенциала студентов ссуза на занятиях секции «Школа лидера»

Коррекционная работа по развитию общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями зрения средствами сюжетно-ролевой игры

Формирование познавательной мотивации дошкольников через применение технологии «Ситуация» в конструктивной деятельности

Задать вопрос