В последние годы в детских садах возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют свою специфику развития. У многих из них встречаются трудности всех видов восприятия и внимания, повышенная эмоциональная истощаемость, проблемы с речью. Система коррекционных учреждений не может удовлетворить всех потребностей детей с различными проблемами в развитии. Невозможность реализовать потребности данной группы детей через сеть специализированных учреждений привела к необходимости введения инклюзивного образования, т. е. внедрению детей с особыми образовательными потребностями в систему дошкольных учреждений общеразвивающего вида.
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.Таким образом, возникает потребность в создании системы сопровождения ребёнка с ОВЗ.
В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникационные средстваи традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог ищет интересные детям и, в то же время, несложные способы развития ребёнка.
На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников — игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой — сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.
В XII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду.
Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников, в том числе с ОВЗ. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Работая учителем-логопедом с детьми старшего дошкольного возраста, я использую их для решения следующих задач:
– развивать фонематические процессы;
– уточнять и активизировать словарный запас;
– совершенствовать слоговую структуру слова;
– автоматизировать звуки речи;
– формировать структуру предложений;
– совершенствовать развитие связной речи.
Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.Работа с «Речевыми кругами» ведётся:
– на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях;
– на занятиях по развитию речи;
– игровой деятельности вне занятий;
– в самостоятельной деятельности детей.
Можно выделить этапы участия логопеда (воспитателя) в играх с «Речевыми кругами»:
– логопед (воспитатель) непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;
– логопед (воспитатель) косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;
– логопед (воспитатель) осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной логопедической работы.
– логопед (воспитатель) осуществляет обучающее руководство речевыми играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.
Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей.
Пособие представляет собой круги, закреплённые на картоне. Принцип изготовления игры заключается в следующем.
- Вырезанные из картона (дерева) круги разбиваются на 4, 6, 8 секторов.
- Скрепить круги в центре.Прикрепить сверху стрелку.( Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга).
- В каждый сектор помещается картинка.
- На первом кольце располагаются карточки с изображением предметов.
- На втором кольце расположены карточки с изображением других предметов с таким же количеством слогов.
- На третьем круге — фишки, указывающие количество слогов на карточках.
- Раскрутить стрелку, она указывает на изображение на первом круге. Назвать его.
- Подобрать карточки с таким же количеством слогов на втором круге. Назвать предмет, посчитать слоги.
- К каждой паре карточек подобрать соответствующий сектор с фишками на 3 круге.
Система игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия
Закрепление произношения поставленных звуков в речи |
|
- На одном круге символ звука (например змея), на другом — предметные картинки с автоматизируемым звуком |
Колесо крути, слова со звуком Ш произноси. |
- На одном круге предметные картинки с автоматизируемым звуком (неживые предметы), на другом — предметные картинки с автоматизируемым звуком (живые предметы) |
«Называй предметы парами т. о., чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет» «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например : кошка, шкаф (Кошка спряталась под шкаф. На шкафу нарисована кошка.) |
- На кругах предметные картинки с дифференцируемой парой звуков |
«Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: слон — снежинка (Слон поймал снежинку.) |
Развитие фонематических процессов |
|
- На одном круге синие, зеленые, красные круги, на другом — предметные картинки, начинающиеся на гласные, твердые — мягкие согласные. |
«Объедини картинки с символами первых звуков». |
- На кругах предметные картинки |
«Объедини картинки с одинаковыми первыми звуками» |
- На обоих кругах предметные картинки — паронимы |
«Объедини картинки, сходные по звучанию» Например: ложки — рожки, колобок — коробок, мишка — миска и т. д. |
- На одном круге схемы нахождения звука в слове, на другом — предметные картинки |
«Объедини картинки с подходящими схемами» |
Совершенствование слоговой структуры слова |
|
- На одном круге разное количество точек, на 2-ом и 3-ем — предметные картинки |
«Объедини количество точек со словом с таким же количеством слогов». |
- На обоих кругах предметные картинки |
«Объедини картинки с одинаковым количеством слогов». Например: шап-ка — ча-сы, са-мо-вар — мо-ло-ток. «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: шап-ка — ча-сы. Шапку надел на часы. |
- На одном круге схемы нахождения звука в слове, на другом — предметные картинки |
«Прочитай получившееся слово» Например: МА, ПА- МАПА, ЛО, ТА- ЛОТА «Сложи названное мной слово». Например: КА, ША — КАША, РО, ЗА — РОЗА. «Придумай предложение с получившимся словом» |
Формирование лексико-грамматических категорий |
|
- На одном круге разные цифры, на 2-ом цвет и на 3-ем — предметные картинки |
«Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: 8 — розовый — лампа (8 розовых ламп.) |
На одном круге схемы предлогов, на 2-ом и 3-ем — предметные картинки |
«Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: Буратино выглядывает из-за берёзы |
По мнению авторов статьи, круги Луллия являются эффективным средством в решении коррекционных задач.У детей на конец учебного года проявился интерес к использованию данного пособия в самостоятельной деятельности. Практическая значимость его очевидна и заслуживает внимания воспитателей логопедических групп и учителей — логопедов.
Литература:
- Железнова С. В., Фалькова Т. А. «К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении». г. Ульяновск, 2001 г.
- Лелюх С., Сидорчук Т., Хоменко Н. Развитие творческого мышления воображения и речи дошкольников. — Ульяновск, 2003.
- Сидорчук Т. Я познаю мир. Методический комплекс для работы с дошкольниками. — Ульяновск, 2003.
- Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия». — М.; АРКТИ, 2011 г.