Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета
Автор: Шушкова Галина Николаевна
Рубрика: Общие вопросы
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.
Дата публикации: 09.08.2015
Статья просмотрена: 2195 раз
Библиографическое описание:
Шушкова, Г. Н. Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета / Г. Н. Шушкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 14-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/256/ (дата обращения: 22.11.2024).
По данным Министерства образования Российской федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35 % обнаруживают очевидные расстройства речи еще в детском саду. Известно, что дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи и ее коррекции, и эффективность работы с детьми, имеющими нарушения речи различной степени тяжести, во многом зависит от правильно организованной предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.
Устранение речевых недостатков — кропотливый труд, требующий от ребенка усидчивости, терпения, напряжения мыслительной деятельности. Занятия с такими детьми должны быть яркими, насыщенными, наглядными и содержащими доступный материал по теме и в то же время не перегружать психику ребенка. А значит, необходим поиск нового содержания и наиболее эффективных методов взаимодействия с ребенком.
Максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей оказывает создание комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения и коррекционно-развивающей среды.
Организация развивающего пространства логопедического кабинета является очень сложной задачей. Во-первых, в кабинете должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий. Во-вторых, создавая развивающую среду, логопед должен учитывать такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть место, куда ребенок идет с радостью и удовольствием. А значит, особое внимание нужно уделить цветовой гамме, в которой будет выдержан интерьер кабинета, оформлению мест для занятий за столом и у зеркала. Пастельные тона в оформлении интерьера, достаточный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки и интересные игрушки — немаловажные детали для успешной работы с детьми.
Для повышения результативности коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, мною разработано, изготовлено и активно используется дидактическое пособие, способствующее активизации речевых навыков, формированию у дошкольников положительной мотивации для успешного преодоления трудностей.
Учебную зону кабинета я назвала «Страна чистой речи». Это не просто украшение кабинета, а учебный материал, помогающий в организации и проведении занятий по обучению грамоте, развитию речи и устранению дефектов звукопроизношения.
Панно представляет собой картину, напечатанную на баннерной ткани (3х6 метров), приклеенную к стене. Сверху крепятся детали на магнитной основе — башни замков, «Звуковые» ромашки, пособие «Тропинка».
Панно многофункционально и удобно: учитель-логопед и ребенок могут легко и быстро прикрепить к нему любую картинку.
Панно используется на подгрупповых и индивидуальных занятиях, при проведении дидактических игр, направленных на развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематическое восприятие, коррекцию нарушенного звукопроизношения, на развитие лексико-грамматической стороны речи и связной речи.
Рабочая зона поделена на две части. В правой части находится зона индивидуальной работы по коррекции нарушений речи. Дети называют ее «Замок правильных звуков». К замку крепятся зеркало и пособие для проведения артикуляционной гимнастики «Тропинка». Боковые башни замка выполнены на магнитной основе, что позволяет крепить к ним различные схемы, картинный материал. На башне, расположенной справа крепятся различные схемы-подсказки для детей — «Схема акустико-артикуляционной характеристики звука», «Схема характеристики звука» и др. Левая башня используется на занятии для проведения игр, таких как «Четвертый лишний», «Что изменилось» и т. п., а также игр на автоматизацию и дифференциацию звуков. К этой же башне с помощью магнитов крепятся пособия на развитие мелкой моторики. Работа проводится не только перед зеркалом (в сидячем положении), но и позволяет ребенку двигаться, манипулировать картинным материалом, игрушками и пособиями.
Подгрупповые занятия проводятся в левой части рабочей зоны — в «Замке грамоты». К замку крепится магнитно-маркерная доска. Боковые башни, также как и в первом замке, выполнены на магнитной основе. С помощью различных приспособлений дети с логопедом размещают на панно различный съемный дидактический материал, обновляемый в зависимости от этапа логопедической работы, от лексической темы.
С помощью данного пособия можно провести много дидактических игр, на развитие различных сторон речи.
«Звуковые ромашки»
На лепестках ромашек и на серединке написаны буквы. Ведя указкой от середины к лепесткам или наоборот, дети составляют из этих букв слоги (прямые и обратные), произносят их.
Затем дети придумывают слова, начинающиеся на составленные слоги.
С помощью данных ромашек можно проводить работу над интонационной стороной речи: по заданию логопеда составленные слова и слоги дети произносят разными способами. Например, девочки — громко, мальчики — тихо, все вместе — очень громко; одна девочка — весело, один мальчик — грустно, и т. д.
«Рыбалка»
На изображение озера прикрепляются рыбки, на которых наклеены предметные картинки, в названиях которых есть автоматизируемый звук.
- Ребенок называет, что нарисовано на предметной картинке, выделяя автоматизируемый звук. Если слово произнесено правильно, рыбка считается «пойманной» и снимается с панно.
- Только на одной из прикрепленных рыбок есть предметная картинка с автоматизируемым звуком. Ребенок должен найти эту картинку, назвать слово и составить с ним предложение.
- На рыбках написаны слоги с автоматизируемым звуком. Ребенок читает слог, придумывает слово, начинающееся с этого слога, делает звуковой анализ слова.
«Волшебные лилии»
На изображение озера прикрепляются изображения лилий, к которым приклеены предметные картинки.
- Дети выбирают те картинки, в названиях которых имеется заданный звук и произносят это слово громко, тихо, шепотом.
- Определяют количество слогов в слове.
- Составляют предложение с данным словом.
- На материале картинного материала проводятся игры «Назови ласково», «Большоу-маленький» и т. д.
«Бабочки»
На панно в разных местах крепятся бабочки, на которых наклеены предметные картинки.
- Дети выбирают картинки, названия которых состоят из 1, 2, 3… слогов;
- Дети выбирают картинки с заданным звуком, называют его, делают звуковой анализ, придумывают предложение с названным словом.
- Для развития пространственных представлений дети называют, где находится бабочка с заданным звуком (на крыше, над одуванчиком, возле солнышка и т. д.).
- С названными словами проводятся игры на развитие лексико-грамматической стороны речи «Назови ласково», «Большой-маленький», «Отгадай слово» и т. д.
«Рассели жильцов»
- На башнях замков (используются 2 башни» прикреплены символы, обозначающие дифференцируемые звуки. На столе лежат картинки-человечки с наклеенными на них предметными картинками. Дети «расселяют» жильцов в соответствии с имеющимся в слове звуком.
- Для развития навыков звукослогового анализа слов на крыши башен (используется 3 башни) крепятся цифры от 1 до 3. Дети должны «расселить» человечков в соответствии с количеством слогов в названии предметной картинки.
- Для развития грамматического строя можно проводить игры на разделение слов по родам, по числам и т. д.
Во время логопедических занятий (индивидуальных, подгрупповых) с использованием отдельных игр и упражнений, входящих в комплект многофункционального пособия, стимулируется работоспособность, поддерживается интерес и внимание в течение всего занятия и, что самое главное, различными способами решаются следующие задачи:
- Автоматизация поставленных звуков.
- Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении.
- Формирование звукослоговой структуры слова.
- Пополнение активного и пассивного словаря.
- Формирование навыков словообразования и словоизменения.
- Формирование связной речи.
- Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
- Развитие пространственных представлений.
- Профилактика нарушений письменной речи.
- Развитие мелкой моторики рук.
Это в целом позволяет значительно улучшить речевое развитие каждого ребенка, осуществляя индивидуальный подход.
Использование настенного пособия и предложенных игр и упражнений на логопедических занятиях стимулирует работоспособность, поддерживает интерес и внимание дошкольников в течение всего занятия, помогает решить различные речевые задачи.
Пособие «Страна чистой речи» можно использовать не только в кабинете логопеда, но и в логопедической группе. Оно способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка, окажет помощь в работе начинающим логопедам.
Автор далек от мысли о совершенстве многофункционального пособия и будет очень признателен за советы и рекомендации по совершенствованию данного пособия.
Литература:
- Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. Учебное пособие. — М.: УЦ «Перспектива», 2011.
- Кирьянова Р. А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении компенсирующего вида: Пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: КАРО, 2007.
- Мезенцева М. Логопедия в картинках. — М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2009.
- Миронцева С. М. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2012.
- Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Нищева Н. В. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
- Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. (Из опыта работы). М., Линка-Пресс, 2009.
- Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Уварова Т. Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. — М.: ТЦ Сфера, 2009.