Формирование элементарных математических представлений в старшей группе у ребенка с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальная недостаточность). Конспект НОД по теме «Геометрическая фигура «круг» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (21) апрель 2019 г.

Дата публикации: 13.03.2019

Статья просмотрена: 700 раз

Библиографическое описание:

Теплова, И. С. Формирование элементарных математических представлений в старшей группе у ребенка с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальная недостаточность). Конспект НОД по теме «Геометрическая фигура «круг» / И. С. Теплова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 30-35. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/4035/ (дата обращения: 23.12.2024).



Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая.

Цель: Различение геометрических фигур и ознакомление с некоторыми их свойствами.

Образовательные задачи:

Задачи:

− Развивать умение различать предметы разные по размеру, по цвету, но одинаковые по форме.

− Развивать умение сравнивать формы предмета с геометрическим образом.

− Развивать умение различать и правильно называть геометрическую фигуру круг среди других геометрических фигур.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт ребенка. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: восприятий и ощущений. Дети данной категории наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы ребенок мог видеть, узнавать формы, наряду с другими признаками предмета, но уметь, различить форму от вещи, видеть ее и в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание ребенком эталонов — геометрических фигур. Поэтому задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов. Первые сведения о геометрических фигурах дети получают из разнообразных игр и заданий.

Задание 1.

Цель задания: Познакомить ребенка с объёмным телом шар.

Объёмное тело шар. Педагог показывает предмет и называет шар и проводит разнообразные действия с шаром. Совершая какое-либо действие с шаром, педагог проговаривает то, что он делает: «Я катаю шар между ладоней», «Я катаю шар одной рукой по столу», «Я качу к тебе шар» и т. д. Затем педагог просит повторить ребенка предложенные действия с шаром. Шары можно использовать разного цвета.

C:\Users\HomeLaptop\Desktop\проекты\20181211_113210.jpgC:\Users\HomeLaptop\Desktop\проекты\20181211_113149.jpg

Задание 2.

Цель задания: Научить ребенка выделять из нескольких предметов объёмное тело шар.

Педагог раскладывает несколько предметов, среди которых ребенок должен найти шар. Каждый раз меняя места предметов.

C:\Users\HomeLaptop\Desktop\проекты\20181211_113611.jpg

Задание 3.

Цель задания: Научить ребенка выделять из нескольких предметов объёмное тело шар. Умение дифференцировать по цвету объёмное тело шар.

1) Вариант. Перед ребенком выкладывается несколько разных предметов, среди которых есть шары.

2) Вариант. Педагог предлагает ребенку: «Положи в машинку только шары». Если ребенок знает цвета, то можно положить по очереди сначала шары одного цвета затем другого.

C:\Users\HomeLaptop\Desktop\проекты\20181211_113620.jpgC:\Users\HomeLaptop\Desktop\проекты\20181211_113429.jpg

Задание 4

Цель задания: Развитие навыка восприятие формы круг.

Для развития навыка формы, накопления представлений и опыта предлагается игра «Занимательный трафарет». В вырезы трафарета вставляются модели только круга. Ребенку объясняется, что модель круглая и вырез для фигуры то же должен быть круглым. Если ребенок визуально не понимает, куда нужно поставить фигуру, то ребенка просят обвести пальчиком предложенную фигуру и вырез для круга. Модели круга по цвету могут быть как одинаковые, так и разные.

C:\Users\HomeLaptop\Desktop\проекты\20181211_114206.jpg

Задание 5

Цель задания: Развитее восприятия формы круга, зрительного восприятия, внимания и мелкой моторики рук.

Прием обведения круга по трафарету, нахождение на карточке круглых предметов и обведение их по контуру, имеет не мало важное значение для восприятия ребенком формы круга. Вначале ребенок может найти предметы похожие на круги показать их пальчиком и обвести по контуру, а затем, используя маркер обвести их по контуру на заламинированной карточке. В этом задании удобным является, то, что данное упражнение можно проделать несколько раз.

C:\Users\HomeLaptop\Desktop\молодой ученый\20181127_145707.jpgC:\Users\HomeLaptop\Desktop\молодой ученый\20181127_145830.jpg

C:\Users\HomeLaptop\Desktop\молодой ученый\20181127_145518.jpg

Задание 6.

Цель задания: Развитие умениявыделять предметы в форме круга среди других предметов.

1) Покажи все предметы похожие на круг.

C:\Users\HomeLaptop\Desktop\молодой ученый\20181119_143205.jpg

2) Соедини дорожкой предметы похожие на круг с моделью круга

C:\Users\HomeLaptop\Desktop\молодой ученый\20181127_144935.jpgC:\Users\HomeLaptop\Desktop\молодой ученый\20181127_145052.jpg

Задание 7.

Цель задания: Развитие умения собирать круги в зависимости от величины.

Педагог предлагает ребенку собрать улитку от самого большого круга до самого маленького.

C:\Users\HomeLaptop\Desktop\проекты\20181114_110359.jpgC:\Users\HomeLaptop\Desktop\проекты\20181116_185901.jpg

Задание 8.

Цель задания: Развитие целостного восприятия.

Педагог предлагает ребенку собрать разрезную картинку круг. Если у ребенка не получается собрать разрезную картинку круг, можно предложить сначало собрать разрезной круг на целом круге.

C:\Users\HomeLaptop\Desktop\проекты\20181119_144112.jpg

Затем уже собрать разрезную картинку без вспомогательных действий.

C:\Users\HomeLaptop\Desktop\проекты\20181119_143950.jpg

Все предложенные задания помогают ребенку развить представления о форме предмета круглой формы. Основой формирования у ребенка представления о форме геометрической фигуры является способность ребенка к восприятию формы. Благодаря этой способности ребенок может узнавать, различать и изображать геометрические фигуры. Развитие восприятия формы помогает ребенку различить один предмет от другого, выделить какие — то предметы и явления из других похожих на него. Развитие восприятия создает предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов, в системе которых оно приобретает новые черты. Задача педагога научить ребенка осмысленному восприятию предметов, находящихся вокруг него. Также важно у детей развивать наблюдательность, умение смотреть и видеть.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, задание, объемное тело шар, предмет, круг, шар, геометрическая фигура, разрезная картинка, восприятие формы, сенсорное развитие.

Похожие статьи

План-конспект образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Сельскохозяйственные работы»

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Состав числа 8»

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений с детьми старшей группы «Необычное путешествие»

Математика в сказках (Конспект НОД для детей 5-6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование элементарных математических представлений и сенсорное развитие»)

Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет элементарных математических понятий для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.

Конспект ООД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности у детей с тяжелыми нарушениями речи на примере лексической темы «Комнатные растения»

Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию детей с ТНР с элементами нейропсихологического сопровождения в подготовительной группе (6–7 лет) «Путешествие в сказочный осенний лес»

Конспект занятия по формированию речевой и познавательной активности у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи «Работа со спрятанным предметом»

Похожие статьи

План-конспект образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Сельскохозяйственные работы»

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Состав числа 8»

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений с детьми старшей группы «Необычное путешествие»

Математика в сказках (Конспект НОД для детей 5-6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование элементарных математических представлений и сенсорное развитие»)

Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет элементарных математических понятий для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.

Конспект ООД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности у детей с тяжелыми нарушениями речи на примере лексической темы «Комнатные растения»

Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию детей с ТНР с элементами нейропсихологического сопровождения в подготовительной группе (6–7 лет) «Путешествие в сказочный осенний лес»

Конспект занятия по формированию речевой и познавательной активности у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи «Работа со спрятанным предметом»

Задать вопрос