В статье раскрываются понятия «познавательная деятельность дошкольников», «активные методы организации познавательной деятельности», «групповая дискуссия». Авторами приведен фрагмент занятия по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с применением дискуссии как активного метода организации познавательной деятельности дошкольников.
Ключевые слова: активные методы организации познавательной деятельности, познавательная деятельность дошкольников, групповая дискуссия
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует от педагогов всестороннего развития личности ребенка в процессе организации образовательной деятельности. Ребенок становится субъектом — активным участником образовательного процесса. И это привносит в работу педагогов дошкольных образовательных организаций свои изменения.
Важнейшей задачей дошкольного образования остается познавательное развитие детей. Дошкольники включаются в познавательную деятельность, в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, потребности в знании и познании. Познавательная деятельность — это активная деятельность субъекта по приобретению и использованию знаний об особенностях и объектах реальной жизни. Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Как же организовать познавательную деятельность ребенка? На помощь педагогу дошкольного образования приходят активные методы организации познавательной деятельности (АМОПД), при использовании которых деятельность детей носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Активные методы — это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в образовательный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач [2]. Это методы, стимулирующие детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом [3]. Они способствуют развитию мышления, познавательных интересов и способностей, формированию умений и навыков самообразования. В основе этих методов лежит конструирование педагогических ситуаций, направленных на активизацию мышления и деятельности детей.
Отличительными особенностями АМОПД являются:
− целенаправленная активизация мышления;
− продолжительное время вовлечения детей в образовательный процесс, поскольку их активность должна быть устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);
− самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности дошкольников;
− интерактивный характер (от англ. interaction — взаимодействие), т. е. постоянное взаимодействие субъектов образовательной деятельности (дошкольников и педагогов) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы [2].
В настоящее время использование активных методов в процессе организации образовательной деятельности детей стало неотъемлемой частью работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Современного ребенка уже не получится усадить на стульчик, чтобы проводить скучные традиционные занятия по рабочим тетрадкам. Грамотные педагоги используют такие методы, как деловая игра, групповая дискуссия, мозговой штурм, кейс-метод в адаптированной для дошколят форме, и многие другие, не менее интересные методы.
Активные методы имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами. Так, С. Д. Смирнов писал, что активные методы реализуют установку на большую активность субъекта в образовательном процессе [5]. Г. П. Щедровицкий отмечал, что активные методы позволяют детям в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями [6]. М. М. Кашаповым было замечено, что такие методы обеспечивают высокую вовлеченность детей в образовательный процесс [1].
Одним из активных методов организации познавательной деятельности дошкольников является групповая дискуссия, которая представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины [4]. В ней обычно выступают две стороны, защищающие принципиально различные точки зрения на проблему. Групповая дискуссия уступает изложению по эффективности передачи информации, но высоко эффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. Дети чрезвычайно активно высказывают свое мнение и вступают в диалог. Кроме того, дети дошкольного возраста очень любят помогать окружающим, чувствовать собственную значимость, и поэтому, когда им предлагается вступить в дискуссию, помочь решить спор, они с радостью это делают. Перед началом занятия детям стоит пояснить, что нужно не только высказывать свое мнение, но и уметь выслушать точку зрения другого.
Именно метод групповой дискуссии был использован нами на практике при организации образовательной деятельности детей подготовительной группы в процессе формирования элементарных математических представлений.
Приведем фрагмент занятия по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с применением дискуссии как активного метода организации познавательной деятельности дошкольников.
Тема: «Квадрат и круг».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: совершенствовать знания о геометрических фигурах — квадрате и круге.
Задачи:
а. образовательные:
− закреплять основные признаки квадрата и круга;
− формировать умение распознавать квадрат и круг в окружающих предметах;
− формировать умение составлять геометрические фигуры (круг и квадрат) из частей, дорисовывать круг и квадрат до предметов;
б. развивающие:
− развивать мыслительные операции; воображение; умение работать в команде; отстаивать свою точку зрения;
в. воспитывающие:
− воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.
Логика образовательной деятельности.
I этап. Организационный.
Педагоги, переодевшись Квадратом и Кругом, входят в группу, переговариваясь и ссорясь.
Круг: а я тебе говорю, что я важнее и главнее!
Квадрат: нет! Важнее я!
Круг: да что в тебе такого? Вот у меня нет углов, и похож на блюдце я, на тарелку и на крышку, на кольцо, на колесо, кто же я такой, друзья? Назовите вы меня!
Дети: ты — круг.
Круг: да, Круг. Смотрите, какой я красивый и важный. Расскажите, что вы о круге знаете?
Дети: У круга нет углов.
Квадрат: А я? А про меня? Я тоже хочу про себя послушать.
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня…
Дети: квадрат.
Квадрат: расскажите, ребята, обо мне.
Дети: у квадрата четыре стороны и четыре угла. Все стороны равны, все углы прямые.
Квадрат говорит Кругу: вот видишь, про меня больше сказали, значит, я важней.
Круг: нет, я важней! Предметов круглой формы больше, чем квадратной!
Квадрат: Ребята, помогите спор решить, кто из нас важнее!
II этап. Основной.
Круг: мы разделимся на команды — одна — будет команда Квадрата, а вторая — команда Круга. Сейчас мы наклеим вам значки (педагоги проходят и наклеивают на одежду ребят кружки и квадраты).
1) Круг: а вот и первое задание: пока играет музыка, ребята из моей команды найдите в группе предметы круглой формы. Ребята из команды Квадрата найдите предметы квадратной формы.
2) Квадрат говорит Кругу: давай проверим, какую фигуру быстрее соберут. Ребята, мы раздадим вам части фигур. Вы должны собрать фигуру всей командой и сделать это быстрее, чем соперники. Начинать только по команде. Примечание: педагоги раздают детям конверты с частями фигур и дают команду к старту. Если дети испытывают затруднения, педагоги показывают образцы.
3)Круг: ребята, посчитайте, сколько фигур вы видите на рисунке. Команда Квадрата считает квадраты, а команда Круга — круги.
4)Квадрат Кругу: видно, мы одинаково важны. Давай мириться?
Круг: вот еще! Последнее испытание осталось, а потом ты узнаешь, что я важнее. И даже не отговаривай меня. Мы раздадим вам, ребята, листы с изображением круга и квадрата, а вам нужно будет дорисовать каждую фигуру до предмета.
III этап. Итог занятия.
Круг: ладно, Квадрат, я согласен перестать спорить. Ведь есть у нас и общее. Ребята, кто мы, что у нас общее?
Дети: геометрические фигуры.
Круг и Квадрат: а чем мы различаемся?
Дети: у квадрата есть углы, а у круга нет. У квадрата четыре стороны, а у круга нет сторон.
Круг и Квадрат: так кто из нас важнее и нужнее?
Дети: и круг, и квадрат важны и нужны!
Круг и квадрат: спасибо вам за помощь.
На занятии с использованием групповой дискуссии дети активно сотрудничали внутри команды, подбадривали друг друга и старались справиться быстрее ребят другой команды.
Таким образом, активные методы организации познавательной деятельности имеют большое значение в работе с дошкольниками. Они сокращают путь от получения теоретических знаний до их практического применения, позволяют детям узнать, как поступать в тех или иных случаях, позволяют активно проявлять и формировать индивидуальные стратегии поведения, а так же способствуют формированию таких личностных качеств, как умение оперативно принимать оптимальные решения и эффективно их реализовывать в проблемных ситуациях.
Литература:
- Активные методы обучения студентов: практическое руководство / Отв. за вып. И. М. Лоханина, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева; Яросл. гос. ун-т. — Ярославль: ЯрГУ, 2005. — 118 с.
- Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. — 59 с.
- Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. М.: Народное образование, 2005.
- Селезнева И. Г., Сухова А. С., Скобелина Н. А. Групповая дискуссия как форма образовательного процесса // Известия Волгоградского государственного технического университета. — № 5. — 2008. — С. 87–88.
- Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации, преподавателей вузов и аспирантов. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований. Методологический анализ. / «Педагогика и логика». — М.: Центр гуманитарных технологий, 1993. — [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://gtmarket.ru/laboratory/basis/6738