Организация и содержание коррекционной работы по развитию связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 25.12.2022

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Ивлева, Н. В. Организация и содержание коррекционной работы по развитию связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр / Н. В. Ивлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98279/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрена организация и содержание коррекционной работы по развитию связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр, а также полученные результаты контрольного педагогического исследования.

Ключевые слова: связная речь, старшие дошкольники, глухие дети, сюжетно-ролевые игры, коррекционная работа.

Из результатов, полученных в ходе первичного обследования связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста было выявлено, что у шести детей низкий уровень развития связной речи и трое детей имеют средний уровень развития связной речи. Следует вывод, что нарушение деятельности слухового анализатора, ограничивая возможности познания окружающего мира, отрицательно сказывается на развитии связной речи. н фоне этого возникла необходимость разработки системы педагогической работы по развитию связной речи глухих детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

Опираясь на исследования и разработки отечественных сурдопедагогов и дефектологов Р. М. Боскис [1], С. А. Зыков [3], Л. М. Быковой [2], Ж. И. Шиф [4], были определены направления педагогической работы по коррекции связной речи у глухих дошкольников. Работа по первому направлению предусматривает уточнение и расширение лексического запаса, по второму направлению — работа над грамматической стороной речи.

Система педагогической работы по коррекции связной речи глухих дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр включает в себя этапы, цели, задачи, содержание, методы и принципы, систему игр.

Целью педагогической работы является — коррекции связной речи глухих дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр.

При организации педагогической работы следует использовать общие и специфические сурдопедагогические принципы:

  1. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.
  2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
  3. Принцип последовательности и систематичности.
  4. Принцип наглядности.
  5. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

Этапы педагогической работы:

  1. Подготовительный этап, в ходе которого происходит налаживание контакта между детьми и педагогом.
  2. Основной этап — коррекция связной речи у глухих дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр.
  3. Заключительный этап — закрепление полученных результатов по коррекции связной речи у глухих дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр.

Для определения содержания работы по развитию связной речи в процессе сюжетно-ролевых игр был составлен тематический план проведения сюжетно-ролевых игр, которые можно использовать в ходе занятий и во время свободной деятельности.

Особенностью комплекса сюжетно-ролевых игр являлась их направленность на овладение детьми связной речью, способствующей развитию речевой активности детей, стимулирующих их к речевому общению.

Целью игр является развитие связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста.

Подобранный комплекс игр, направлен на решение следующих задач:

– работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;

– развитие связных высказываний, умений ведения диалога, беседы. Дети учатся вести диалог, как в знакомой, так и в новой для себя обстановке.

Сюжетно-ролевые игры по развитию связной речи были включены в следующие тематические занятия: «Будем дружно мы играть», «Дружбой надо дорожить», «Доведи дело до конца», «Доброе слово и кошке приятно», «Моя семья и родственники», «Профессия — парикмахер», «Транспорт и его виды».

Для того чтобы научить и закрепить умения детей отвечать на вопросы взрослого, для развития связной речи использовались такие игры, как «Семья», «В автобусе», «Магазин», «Парикмахерская», «Накрываем на стол» и другие.

Рассмотрим пример сюжетно-ролевой игры «Магазин». Для игры «Магазин» были изготовлены вывески, денежные купюры, бейджики с названием роли.

При подготовке к игре и во время самой игры дети вели себя заинтересованно, активно участвовали в совместной деятельности. Для распределения ролей использовались считалки. Каждому ребенку представилась возможность побывать продавцом, покупателем и др.

На подготовительном этапе при рассматривании сюжетных картинок было определено, насколько дети владеют информацией о магазине и его назначении. Детям были представлены картинки, которые сопровождались вопросом «кто это?», «что это?», «что делает?» и т. д. Было выявлено, что детям знакомы такие слова, как «магазин», «продавец», «деньги», «касса». Затруднение вызвали такие слова, как «товар», «продает», «покупатель», «покупает» для разъяснения этих слов были использованы таблички с речевым материалом, устная речь. Для закрепления знакомых и новых слов, использовалась игра «Найди картинку», детям раздавалось по картинке, назывались слова (например, «товар»), а дети находили у кого соответствующая слову картинка. Данная игра также способствовала взаимодействию детей, при поиске нужной картинки побуждала их к общению, к коммуникации. Все задания сопровождались соответствующими табличками, и просьбой проговаривать свои ответы.

Дидактическая игра «Магазин» также способствовала взаимодействию детей. Детям было предложено изготовить карточки-деньги. Работа проводилась в парах. Рассмотрев карточки-деньги из цветного картона, детям раздали белые заготовки и предложили каждой паре выбрать цвет и раскрасить свои заготовки (у каждой пары карточки-деньги своего цвета). Данное задание было направлено на развитие умения договариваться и работать в паре. Две пары не сразу поняли, что карточки-деньги должны быть в паре одного цвета, но после повторного объяснения справились с заданием. На изготовленные карточки-деньги дети приобретали картинки, которые имеют свою цену, например, на картинке нарисовано два слоника, значит, за нее нужно отдать две карточки-деньги. Дети с удовольствием приобретали картинки, все дети смогли правильно определить, сколько нужно отдать карточек-денег за выбранную для покупки картинку.

Картинки, видео, презентации и интерактивные игры из серии «Магазин» позволили показать детям разнообразие магазинов. Дети узнали, что магазины бывают продуктовыми, книжными, обувными, а также бывает магазин игрушек, одежды. Далее детям было предложено нарисовать магазин «Игрушек». Учитывая особенность детей, магазин рисовался совместно с педагогом. Педагог на доске, дети на листочках. На вопрос: «Какой магазин мы нарисовали?», дети отвечали, что это «Магазин игрушек». Также дети по возможности объясняли, какие игрушки они нарисовали. Совместное оформление выставки из данных рисунков способствовало объединению детей, развитию их коммуникации.

Для закрепления навыков культурного поведения в магазине был организован просмотр обучающего мультипликационного фильма «Поведение в магазине». Внимание детей обращалось на то, что нужно быть внимательными к окружающим людям и доброжелательными в общении с ними.

После подготовительного этапа последовала собственно сама сюжетно-ролевая игра «Магазин». Именно на этом этапе активно формировались коммуникативные умения, навыки поведения, общения с другими детьми и взрослыми.

В самом начале дети по картинкам закрепили все, о чем говорилось ранее. Следующим шагом было то, что детям раздались кошельки с деньгами и их пригласили в новый «Магазин игрушек» за покупками. В первой игре роль продавца была исполнена педагогом. Входя в магазин детей, просили обязательно здороваться с продавцом и выбирать товар. Далее совершалась покупка, продавец складывал полученные деньги в кассу и отдавал покупку. Покупатель говорил «спасибо», «до свидания» и уходил. Вся игра сопровождалась соответствующими табличками и просьбами проговаривать свои слова устно.

При следующей игре продавцом был выбран ребенок, остальным детям было сказано, что у куклы «день рождения» и нужно купить подарок «вместе». Сначала дети испытывали трудности в осуществлении покупки подарка, но в ходе игры они разобрались, что от них требовалось. Когда дети совершили свои покупки, они совместно подарили купленный подарок, произнеся при этом «на». Вся игра сопровождалась соответствующими табличками и просьбами проговаривать свои слова устно.

Дальнейшее развитие игры проходило по линии изменения профиля магазина (продуктовый). За все игровые занятия все дети смогли попробовать себя в разной роли.

На завершающем этапе дети вполне освоили сюжетно-ролевую игру «Магазин». Они самостоятельно покупали, продавали, раскладывали товар, распределяли роли, но организация и руководство игрой осталась все-таки за педагогом. Также педагогу периодически приходилось включаться в игровой сюжет для оказания помощи в развитии сюжета, для дальнейшего направления детей по ходу игры и для предупреждения возникновения между ними конфликтов.

Для анализа эффективности проведенной коррекционной работы по развитию связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр был проведен контрольный этап исследования по данному направлению, который показал улучшение показателей у всех детей.

Анализируя полученные данные, стоит отметить, что, если на начальном этапе работы у большинства детей был низкий уровень развития связной речи, то к концу проведения коррекционной работы у двух детей появился высокий уровень развития связной речи, пять детей вышли на средний уровень развития связной речи и только два ребенка остались с низким уровнем, близким к среднему. Низкий уровень развития связной речи, обусловлен индивидуальными особенностями детей.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что, используя сюжетно-ролевую игру как средство развития связной речи глухих детей старшего дошкольного возраста, можно добиться значительных результатов в развитии коммуникативных умений у детей со сверстниками и взрослыми.

Литература:

1. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети. / Р. М. Боскис. Москва: Академия педагогических наук, 1963. 105 с.

2. Быкова, Л. М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. / Л. М. Быкова. Москва: Просвещение, 1989. С. 129–143.

3. Зыкова, Т. С. Обучение глухих школьников планированию предметно-практической деятельности: Методические рекомендации. / Т. С. Зыкова. Москва: Просвещение, 1978. 79 с.

4. Шиф, Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. / Ж. И. Шиф. Москва: Просвещение, 1968. 318 с.

Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, ребенок, игра, педагогическая работа, уровень развития, глухой ребенок старшего, дошкольный возраст, картинка, развитие, сюжетно-ролевая игра.


Похожие статьи

Роль дидактических игр в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается значение дидактических игр в развитии активного и пассивного словаря, грамматического строя речи, интонационной культуры, связной речи старших дошкольников. Приводится опыт и результаты применения словесных, настольно-печатны...

Развитие речи дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматриваются основные аспекты коррекционно-воспитательной работы посредством изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, приводятся рекомендации работы для педагогов с данной ...

Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье дается определение понятия «сюжетно-дидактическая игра», характеристика таких игр с учетом использования их в процессе формирования элементарных математических представлений, приводится краткое описание игр, направленных на усвоение программ...

Развитие коммуникативных способностей на занятиях по конструированию и робототехнике у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня

Целью данной статьи является проведение исследования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня на занятиях по конструированию и робототехнике.

Арт-терапия в работе по коррекции коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье проанализированы особенности развития коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи посредством методов арт-терапии. Раскрыты возможности методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих общее недо...

Воспитывающий потенциал сюжетно-ролевой игры в полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается особенности полоролевой социализации детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр в условиях поступления в дошкольное учреждение.

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста; приведены результаты диагностики межличностных о...

Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации

В статье описывается процесс коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Описываются приемы коррекционных занятий. Анализируется реализация программы коррекционной работы по формированию речевого аппарата и исправлению речевых деф...

Использование активных методов организации познавательной деятельности дошкольников при формировании элементарных математических представлений

В статье раскрываются понятия «познавательная деятельность дошкольников», «активные методы организации познавательной деятельности», «групповая дискуссия». Авторами приведен фрагмент занятия по формированию элементарных математических представлений д...

Формирование и развитие средств общения у детей с ТМНР в процессе интегрированных занятий, реализуемых в условиях единого коррекционно-развивающего пространства

В статье рассматриваются особенности междисциплинарного взаимодействия (учителя-логопеда и педагога-психолога) в процессе построения единого коррекционно-развивающего пространства для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Авторами опи...

Похожие статьи

Роль дидактических игр в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается значение дидактических игр в развитии активного и пассивного словаря, грамматического строя речи, интонационной культуры, связной речи старших дошкольников. Приводится опыт и результаты применения словесных, настольно-печатны...

Развитие речи дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматриваются основные аспекты коррекционно-воспитательной работы посредством изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, приводятся рекомендации работы для педагогов с данной ...

Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье дается определение понятия «сюжетно-дидактическая игра», характеристика таких игр с учетом использования их в процессе формирования элементарных математических представлений, приводится краткое описание игр, направленных на усвоение программ...

Развитие коммуникативных способностей на занятиях по конструированию и робототехнике у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня

Целью данной статьи является проведение исследования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня на занятиях по конструированию и робототехнике.

Арт-терапия в работе по коррекции коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье проанализированы особенности развития коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи посредством методов арт-терапии. Раскрыты возможности методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих общее недо...

Воспитывающий потенциал сюжетно-ролевой игры в полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается особенности полоролевой социализации детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр в условиях поступления в дошкольное учреждение.

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста; приведены результаты диагностики межличностных о...

Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации

В статье описывается процесс коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Описываются приемы коррекционных занятий. Анализируется реализация программы коррекционной работы по формированию речевого аппарата и исправлению речевых деф...

Использование активных методов организации познавательной деятельности дошкольников при формировании элементарных математических представлений

В статье раскрываются понятия «познавательная деятельность дошкольников», «активные методы организации познавательной деятельности», «групповая дискуссия». Авторами приведен фрагмент занятия по формированию элементарных математических представлений д...

Формирование и развитие средств общения у детей с ТМНР в процессе интегрированных занятий, реализуемых в условиях единого коррекционно-развивающего пространства

В статье рассматриваются особенности междисциплинарного взаимодействия (учителя-логопеда и педагога-психолога) в процессе построения единого коррекционно-развивающего пространства для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Авторами опи...

Задать вопрос