Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Диагностические задания на выявление знания детьми основных цветов и форм, умения их классифицировать в соответствии с заданными признаками и задания на цвето- и форморазличение

Педагогика
25.11.2019
10791
Поделиться
Библиографическое описание
Лях, Н. О. Диагностические задания на выявление знания детьми основных цветов и форм, умения их классифицировать в соответствии с заданными признаками и задания на цвето- и форморазличение / Н. О. Лях. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64394/.


Задания для изучения сформированности у дошкольников представлений о цвете.

Задание № 1. «Назови цвет»

Цель: Исследовать знание детьми основных цветов и умение вербально их обозначать.

Оборудование: Цветные кубики (8 штук) основных цветов — 2 красных, 2 желтых, 2 зеленых, 2 синих.

Проведение обследования (процедура и инструкция): Четыре кубика разного цвета ставят перед ребенком и просят показать такой, какой находится в руках экспериментатора: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем экспериментатор просит показать: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый, зеленый, синий». Затем экспериментатор просит ребенка по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик?».

Оценка выполнения:

– 3 балла — ребенок сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.

– 2 балла — ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес.

– 1 балл — ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.

– 0 баллов — ребенок не различает цвета даже после обучения.

Задание № 2. «Подбери котятам бантик»

Цель исследования: определить способность соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов.

Оборудование: картинка с изображением котят в разноцветных тапочках.

Проведение обследования (процедура и инструкция): Перед ребенком кладут картинку и дают инструкцию: «Посмотри на тапочки, одетые на лапки котят; и подбери каждому котёнку бантик». После этого спрашивают: «Нади котёнка в зеленых (красных, синих, белых, желтых, черных) тапочках. Какого цвета повяжем котятам бантики».

Оценка выполнения: аналогичная предыдущему заданию

Задание № 3. «Узнай цвет предмета»

Цель: выявить сформированность зрительного восприятия цвета.

Материал: Черно-белые изображения предметов, имеющие постоянную окраску (помидор, клубника, крокодил, елка, солнце, цыпленок), и цветные фишки (красная, зеленая, желтая).

Проведение обследования (процедура и инструкция): Перед началом исследования были приготовлены знакомые для детей предметные картинки в черно-белом изображении и цветные фишки для того, чтобы дети разложили к каждому предмету его цвет. Ребенку показывают черно-белые картинки, которые всегда имеют постоянный цвет, и объясняют, что любой цвет в природе имеет своё собственное имя — название. Многие знакомые вещи легко распознаются по окраске. Экспериментатор показывает черно-белые изображения предметов, ребенок должен назвать его цвет и закрыть картинку соответствующей фишкой.

Оценка выполнения:

– 3 балла — ребенок безошибочно выполняет задание.

– 2 балла — ребенок допускает 1–2 ошибки, правильно закрывает картинку фишками, но ошибается в назывании цвета, самокоррекция или коррекция при стимулирующей помощи («подумай еще») или после обучения.

– 1 балл — ребенок допускает 3–4 в обозначении цвета как вербально, так и невербально даже после обучения; безразличен к конечному результату.

– 0 баллов — ребенок не выполняет задание или выполняет с многочисленными ошибками.

Задание № 4. «Подбери пару по цвету»

Цель: изучить умение детей классифицировать основные цвета.

Материал: цветные круги, изготовленные из плотного картона, и цветные палочки; цветные изображения мальчиков и девочек, одетых в различные по цвету одежды.

Проведение обследования. Сначала ребенку раздаются разноцветные кружочки и палочки, и дается инструкция подобрать палочку к такому же по цвету кружочку. Затем задание усложняется. Испытуемому раздаются перемешанные карточки с изображением девочек и мальчиков, одетых в различные по цвету одежды. Ребенку дается инструкция подобрать к девочке для игры пару так, чтобы ее одежда соответствовала по цвету одежде мальчика. Для наглядности приводится пример с одной карточкой. Время выполнения данного задания не ограничивается.

Оценка выполнения: аналогичная предыдущему заданию.

Задание № 5. «Цветные фигуры»

Цель: Задание состоит в выяснении закономерностей выделения опорных признаков цвета либо формы детьми при классификации геометрических фигур.

Оборудование: цветные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по 4 штуки.

Проведение обследования. Перед ребенком в произвольном порядке раскладываются все цветные фигуры. Сначала дается инструкция, выложить одну форму разного цвета:

После выполнения задания дается новая инструкция, разложить красные фигуры к красным, синие фигуры к синим и т. д.

Оценка выполнения: аналогичная предыдущему заданию.

В зависимости от результатов выполнения заданий и набранных детьми баллов за каждое задание были определены 3 уровня сформированности представлений о цвете:

– высокий уровень — у детей, которые по результатам всех заданий набрали от 11 до 15 баллов;

– средний уровень — у детей, которые по результатам всех заданий набрали от 7 до 10 баллов;

– низкий уровень — у детей, которые по результатам всех заданий набрали менее 7 баллов.

Задания для изучения сформированности у дошкольников представлений о форме.

Задание № 1. «Назови фигуру»

Цель: изучить знание детьми основных геометрических форм и умение вербально их обозначать.

Оборудование: Одноцветные (красные) фигуры различной формы (8 штук): круглые (шар), квадратные (куб), треугольные (конус), прямоугольные (параллелепипед).

Проведение обследования (процедура и инструкция): Четыре фигуры разной формы ставят перед ребенком и просят показать такой, какой находится в руках педагога: «Возьми фигуру такую же, как у меня». Затем педагог просит показать: «Покажи, где кубик квадратной формы, где круглый шарик, а теперь где прямоугольная, треугольная фигура». Затем экспериментатор просит ребенка по очереди назвать форму каждой фигуры: «Назови, какой формы эта фигура?»

Оценка выполнения:

– 3 балла — ребенок соотносит геометрическую форму и геометрическое тело, выделяет его по слову; заинтересован в конечном результате.

– 2 балла — ребенок сличает и выделяет форму только по слову; проявляет интерес.

– 1 балл — ребенок сличает две фигуры, но не выделяет форму по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.

– 0 баллов — ребенок допускает множество ошибок, не различает форму даже после обучения.

Задание № 2. «Узнай форму предмета»

Цель: задание направлено на выявление сформированности зрительного восприятия формы.

Оборудование: Черно-белые изображения предметов (аквариум, колесо, тумба, телевизор, балалайка, елка, конверт, шкаф), и фишки, вырезанные из картона (круг, квадрат, прямоугольник, квадрат).

Проведение обследования (процедура и инструкция): Перед началом исследования были приготовлены знакомые для детей предметные картинки в черно-белом изображении и фишки для того, чтобы дети разложили к каждому предмету его форму. Ребенку показывают изображения предметов и дают задания назвать его форму и закрыть картинку соответствующей фишкой.

Оценка выполнения: аналогичная предыдущему заданию.

Задание № 3. «Подбери пару по форме»

Цель: изучить умение детей классифицировать основные геометрические формы.

Оборудование: парные одноцветные (белые) картинки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, квадрат).

Проведение обследования (процедура и инструкция): Задание заключается в подборе парных картинок с изображением геометрических фигур. Исследователь кладет перед ребенком 4 пары по 4 разные фигуры и дает инструкцию найти одинаковые пары карточек. Затем задание усложняется и ребенку предлагаются парные картинки с изображением двух различных по форме фигур. Экспериментатор дает инструкцию найти среди выложенных на столе точно такую же карточку.

Оценка выполнения: аналогичная предыдущему заданию.

Задание № 4. «Дорисуй фигуру»

Цель: изучить умение детей самостоятельно соотносить форму предмета и применять практические знания.

Оборудование: картинки с изображением незаконченных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).

Проведение обследования (процедура и инструкция): Задание заключается в дорисовывании незаконченных изображений. Ребенку предлагаются карточки с изображением незаконченных контуров треугольников, кругов, квадратов и прямоугольников (разных по величине), объясняется задание по каждой картинке и дается инструкция закончить изображение. Время выполнения задания не ограничивается.

Оценка выполнения: аналогичная предыдущему заданию.

Задание № 5. «Цветные баночки»

Цель исследования: выявить сформированность восприятия формы, умение выделять плоскостную форму из объемной и сравнивать ее с прорезью.

Оборудование. Баночки с разноцветными крышками. В крышке сделаны прорези, соответствующие по форме основаниям различных объемных геометрических тел.

Проведение обследования (процедура и инструкция): перед ребенком на столе раскладываются геометрические фигуры. Затем педагог поочерёдно берет и обводит основание фигуры, затем обводит соответствующую по форме прорезь в крышке баночки и вставляет в прорезь фигуру. Жестом предлагает ребёнку продолжить. Если ребенок не понимает задание, дается словесная инструкция: «Разложи все фигуры в баночки».

Оценка выполнения: аналогичная предыдущему заданию

В зависимости от результатов выполнения заданий и набранных детьми баллов за каждое задание были определены 3 уровня сформированности представлений о форме:

– высокий уровень — у детей, которые по результатам всех заданий набрали от 11 до 15 баллов;

– средний уровень — у детей, которые по результатам всех заданий набрали от 7 до 10 баллов;

– низкий уровень — у детей, которые по результатам всех заданий набрали менее 7 баллов.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 35-37):
Часть 1 (стр. 1-73)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 35-37стр. 73

Молодой учёный