Формирование геометрических представлений детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (317) июль 2020 г.

Дата публикации: 06.07.2020

Статья просмотрена: 1019 раз

Библиографическое описание:

Лукаш, В. А. Формирование геометрических представлений детей младшего дошкольного возраста / В. А. Лукаш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72392/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор рассматривает способы и возможности формирования геометрических представлений у дошкольников младшего возраста.

Ключевые слова: фигура, наждачная бумага, продуктивная деятельность, геометрическое представление детей, форма предметов, окружающий мир, предмет.

Во многих источниках по педагогике и психологии описаны методики, с помощью которых родители, педагоги могут помочь ребенку сформировать знания и о цвете, и о величине. Такие методики помогают освоить и сформировать знания по геометрическим представлениям. Наиболее сензитивным периодом освоения цветовой гаммы и первых представлениях о геометрических объектах является период раннего развития. Уже к 2 годам ребенок получает знание о том, что яичко овальное, коробка от подарка – квадратная, солнышко – круглое. Под обучающим контролем взрослого, спектр знаний увеличивается.

В детских дошкольных учреждениях дети проводят в среднем по 10 часов. Находясь в окружении сверстников, в окружении педагогов-воспитателей, дети учатся играть, общаться. И вот в момент игры (а занятия в младших группах проходят по 15 минут), кругозор наших ребят расширяется. Конечно, во время проведения занятий по окружающему миру, по основам безопасного поведения, во время физической активности, педагог дает такие знания, как сравнительные аллегории. Солнышко, как мячик, машина – прямоугольник, окна в доме квадратные и. т.д. Но в процессе игры, собирая несложные пазлы, строя здание из конструктора, ребенок несомненно овладевает знаниями об объемных конструкциях. Также не нужно забывать, что во время режимных моментов, дети получают знания, которые тоже формируют их представления об окружающем мире: тарелка круглая, она белая, салфетка квадратная, она голубая, одеяло прямоугольное, подушка квадратная, мыло имеет прямоугольную форму и т.д.

В моей практике, для формирования сенсорных ощущений помогли фигурки на магнитах различной текстуры. Солнышко было из мягкого плюша, машинка из фоамирана, светофор из наждачной бумаги, фигурка девочки из вельвета. Дети, беря фигурки разной текстуры, сначала эти фигуры ощупывают, т. е. получают тактильные ощущения. Наощупь они знакомятся с предметами, этот предмет гладкий, он пластиковый, а этот мягкий и пушистый – он из меха. Проводя пальчиком по контуру изделия, запоминают, что круг и овал – по краю мягкие, без четких линий и углов, а вот машинка – с углами и твердая. Использование фланелеграфов помогает сформировать и закрепить знания детей о цвете и форме. Фланелеграф представляет собой учебное наглядное пособие: доску или картон, которые обтянуты фланелью, куда затем крепятся вырезанные фигурки, например, геометрические объекты.

Пример использования фланелеграфа

Рис.1. Пример использования фланелеграфа

На фото показан фланелеграф, на котором изображены бусы. Контур бусин обозначен разным цветом – подсказка для малышей, какого цвета искать бусину: красную или желтую. При выполнении данного задания ребенок «включает» логическое мышление, сначала путем подбора, постепенно его действия являются более осознанными: бусина треугольной формы не войдет в круг, значит формы у них разные, несмотря на то, что они одного цвета.

Такие же приемы можно использовать и в разные временные периоды. Так ребята наряжали елочку к Новому году. Фоамиран использовался с блестящим покрытием – наощупь оно шершавое, как наждачная бумага.

.

Рис.2.

Именно на этом примере ребята познакомились с формой звезды. Далее, в продуктивной деятельности, ребятам было дано задание – нарисовать украшения для елочки, бусы для мамы, часы для папы. Здесь можно использовать и рисунок, и лепку из пластилина, и работу с соленым тестом, фигурки из которого после высыхания можно раскрасить, и не всегда кистью. Творчество очень качественно помогает прочувствовать формы предметов. Они объемные, и они могут быть разных цветов.

В дальнейшем, работая с целью формирования геометрических представлений у ребят, мною были использованы объемные люстры, на ветвях которых могут находиться различные объемные геометрические фигуры. Их можно сделать из гофрированного картона. Здесь применяется тот же прием: сенсорное восприятие придметов. Запоминания ощущения при касании граней различных геометрических фигур, детские пальчики «запоминают» и формы предметов.

.

Рис.3.

Чтобы лучше познакомиться с предметом, дети тянутся его потрогать, взять в руки, повертеть, изучая таким образом новые объекты, фигуры. Ощупывания различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта, поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом.

В более старшем возрасте у ребят уже приходит осознание того, что фигуры, имеющие на первый взгляд одну и ту же форму, могут отличаться. У фигур могут быть разные стороны, разные углы, количество углов также может отличаться. Первые представления о предметах, об их нахождении в пространстве формируют геометрические представления детей. Детский познавательный опыт накапливается, давая возможность в дальнейшем ребятам впитывать и приобретать еще больший опыт, большие знания.

Именно поэтому первоочередной задачей первого этапа обучения (детей 3–4 лет) сенсорное восприятие формы предметов и геометрических фигур. Второй этап обучения детей 5–6 лет должен быть посвящен формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления».

Литература:

  1. Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Программа развития и обучения дошкольника. Учимся считать. От 3 до 6 лет Художники Е. Базанова, О. Воронова, Д. Непомнящий, О. Попугаева. Серия: Золотая коллекция детского сада. СПб: Нева, М.: Олма-пресс 2001г. 80 с.
  2. Касицына М.А. Дошкольная математика.2-й год обучения. Пособие для педагогов Демонстрационный материал к занятиям с детьми 4-5 лет М. Гном и Д 2001 г.
Основные термины (генерируются автоматически): знание, наждачная бумага, окружающий мир, ребенок, фигура, форма предметов, геометрическое представление детей, предмет, представление, продуктивная деятельность, ребята, цвет.


Ключевые слова

предмет, фигура, продуктивная деятельность, окружающий мир, наждачная бумага, геометрическое представление детей, форма предметов

Похожие статьи

Формирование навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор исследует сформированность навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование временных представлений детей дошкольного возраста

В статье раскрываются теоретические аспекты формирования временных представлений дошкольников, а так же пути и средства развития «чувства времени».

Этапы развития способностей к изобразительной деятельности у дошкольников

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Методы развития восприятия последовательности явлений у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена описанию методов развития у дошкольников восприятия последовательности явлений. Изучен методологический подход к временному пространству и времени, восприятию времени. Проведен педагогический анализ эффективности методов. Доказано вл...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

В статье автор исследует ключевые аспекты влияния изобразительной деятельности на детей дошкольного возраста.

Развитие у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности

В статье рассматриваются вопросы о сущности цветовосприятия младших дошкольников и создании условий для развития чувства цвета в изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.

Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения

В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.

Геометрические игры-головоломки как средство развития пространственных функций у детей с нарушением речевого развития

В статье представлен обзор приемов и методов коррекционно-развивающей работы по развитию пространственных функций у детей с нарушениями речи. Рассматриваются основные виды геометрических головоломок. Описываются варианты их использования в работе с д...

Активизация восприятия студентов при изображении объемной формы в процессе обучения рисунку

В данной статье рассматриваются приемы воспроизведения предметов с натуры, по памяти, по представлению.

Похожие статьи

Формирование навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор исследует сформированность навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование временных представлений детей дошкольного возраста

В статье раскрываются теоретические аспекты формирования временных представлений дошкольников, а так же пути и средства развития «чувства времени».

Этапы развития способностей к изобразительной деятельности у дошкольников

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Методы развития восприятия последовательности явлений у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена описанию методов развития у дошкольников восприятия последовательности явлений. Изучен методологический подход к временному пространству и времени, восприятию времени. Проведен педагогический анализ эффективности методов. Доказано вл...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

В статье автор исследует ключевые аспекты влияния изобразительной деятельности на детей дошкольного возраста.

Развитие у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности

В статье рассматриваются вопросы о сущности цветовосприятия младших дошкольников и создании условий для развития чувства цвета в изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.

Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения

В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.

Геометрические игры-головоломки как средство развития пространственных функций у детей с нарушением речевого развития

В статье представлен обзор приемов и методов коррекционно-развивающей работы по развитию пространственных функций у детей с нарушениями речи. Рассматриваются основные виды геометрических головоломок. Описываются варианты их использования в работе с д...

Активизация восприятия студентов при изображении объемной формы в процессе обучения рисунку

В данной статье рассматриваются приемы воспроизведения предметов с натуры, по памяти, по представлению.

Задать вопрос