В статье отражены направления по формирования элементарных математических представлений средствами дидактических игр и упражнений в соответствии с ФГОС ДО, даны определения основным терминам и рассмотрены практические моменты.
Ключевые слова: математические представления, дидактическая игра, дидактические упражнения, мышление, дошкольный возраст.
Актуальность. Развитие мышления, познавательного интереса у детей является одной из неотъемлемых задач по формированию разносторонне развитой личности ребёнка. И значительную в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Уже в дошкольном возрасте дети могут и должны познавать окружающий мир, постигать причинно-следственные связи, узнавать соотношения между различными объектами окружающего мира — величине, количестве, форме и т. п. Именно эти знания являются предпосылками дальнейшего обучения азам математики. ФГОС ДО в пункте 2.6. указаны эти задачи: формирование познавательных навыков и становление сознания, формирование первичных знаний о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени) [1, с.]. Эти задачи отражают элементарные математические представления о мире, с которыми необходимо познакомить детей в дошкольном возрасте.
Поэтому формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте является важнейшей задачей, которая не только позволяет познакомить дошкольника с основными понятиями, лежащими в основе математического мышления. Это также включает в себя развитие познавательного интереса к окружающему, формирование математических умений и навыков. Так как основной деятельностью в данном возрастном периоде детства является по заключениям таких известных психологов, как Выготский Л. С., Эльконин Д., Запорожец А. Н. и другие, игровая, то знакомство с математикой в дошкольном возрасте должно проходить в игровой форме. Великий педагог В. А. Сухомлинский сказал, что без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Как же совместить игру и обучение? На помощь приходят дидактические игры и упражнения, которые в игровой форме (через интересный сюжет и правила игры) позволяют познакомить детей с начальными математическими представлениями.
Анализ литературы. В разное время проблемами формирования математических понятий, развития способностей, причинного мышления, сенсорного воспитания, психологии игры, проблемами обучения в дошкольных учреждениях занимались такие видные деятели, как: E. H. Водовозова, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А Н. Леонтьев, Д Б. Эльконин, A. B. Запорожец, Л. А. Венгер, Т. С. Комарова и другие. Неоценимый вклад в теорию и методику предматематической подготовки детей дошкольного возраста внесли Е. И. Тихеева, A. M. Леушина, A. A. Столяр и многие другие педагоги, методисты и исследователи [2].
Изложение основного материала. Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах дошкольного детства. Оно служит необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе. Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте должно эффективно включать в себя как определенный уровень общего психического развития ребенка, так и его собственно математических способностей на основе овладения в соответствии с возрастными возможностями детей кругом необходимых представлений, доступных понятий, отношений, зависимостей (количество, число, порядок, равенство — неравенство, целое — часть, величина — мера и др.), а также некоторых умений и навыков (счет, измерение, классификация и др.). При этом значительное внимание должно уделяться формированию и развитию психических процессов, таких как память, внимание, словесно-логическое мышление, зрительно — пространственное и слуховое восприятие. В этом могут помочь дидактические игры и упражнения. Что же они из себя представляют?
Существует несколько определений дидактической игры. Во-первых, это метод обучения, выступающий для решения обучающих задач. Во-вторых, это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, процессов и явлений. В — третьих, это учебная деятельность обучающихся в различных формах (индивидуальной, групповой, парной и коллективной), включающая состязание и самодеятельность в усвоении программных знаний, умений и навыков в процессе игрового общения [2, c. 36]. Исходя из этих определений можно сделать вывод, что дидактическая игра является активной учебной деятельность, которая предназначена для реализации поставленных задач через усвоение знаний, умений и навыков в игровой форме. Применительно к формированию математических представлений дидактическая игра как нельзя лучше подходит для усвоения начальных математических понятий через игру: ведь увлекаясь дети не замечают, что учатся и постигают сложные для них математические понятия.
Каждая дидактическая игра состоит из познавательного содержания, игрового задания, игровых действий, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий и преодоления трудностей. При этом в дидактической игре ставится комплекс задач, которые необходимо формировать и развивать.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на группы:
– знакомство с числами и цифрами;
– на ориентирование в пространстве;
– знакомство с геометрическими фигурами;
– знакомство с представлением о времени;
– развитие логического мышления.
Играя в такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10(20)и сопровождать словами свои действия. Игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» и многие другие используются на занятиях в свободное время с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: «Найди похожую», «Где звенит колокольчик?», «Путешествие по комнате» и многие другие игры. Играя в них дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов относительно себя и относительно другого предмета (или человека).
В игре «Сложи фигуру» дети по образцу выкладывают из счетных папочек или геометрических фигур какое -либо изображение или предмет. Игра «Найди лишнюю фигуру» не только помогает закрепить геометрические фигуры, но и развивает словесно — логическое мышление. В игре «Угадай наощупь» у детей параллельно со знаниями о геометрических фигурах развиваются и закрепляются сенсорные ощущения.
В игре «Живая неделя». Дети закрепляют дни недели и их последовательность. Такие же игры можно проводить для закрепления частей суток, времён года, последовательности месяцев. Для этого можно использовать следующие игры: «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев».
Логическое мышление развивается в различных областях. При этом параллельно идёт развитие других психических процессов — памяти, речи, внимания и т. д. Приведём некоторые из игр, которые помогают в этом.
В игре «Чем похожи и чем отличаются?» вместе с логическим мышлением происходит развитие зрительного восприятия, внимания и связной речи. Взрослый предлагает детям найти сходство и различие между предложенными изображенными предметами. Ребёнок не просто находит сходства и отличия, но и аргументирует их. Также можно привести в пример развития словесно — логического мышления такие игры, как: «Продолжи ряд», «Найди пару» и многие другие.
При этом предметные и словесные дидактические игры обычно используются непосредственно в образовательной деятельности, настольно-печатные же уместно предлагать дошкольникам во время самостоятельной деятельности.
В отличие от игры дидактические упражнения заключают в себе выполнение только одной задачи или действия, которые необходимо закрепить с детьми. Дидактическое упражнение может быть частью дидактической игры. Например, дидактическое упражнение «Выложи фигуру из счётных палочек» может быть частью дидактической игры «Выложи изображение», где используются другие элементы, имеется правило и т. д. дидактическое упражнение «Сколько?» имеет целью закреплять количественный счёт и быть частью большинства дидактических игр по соотношению чисел и цифр. Другое упражнение «Который по порядку?» имеет целью закрепление порядкового счёта является частью дидактических игр Живая неделя», «Живые числа», «Двенадцать месяцев» и другие, где закрепляется знание и последовательность дней недели, чисел, месяцев.
Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра в формировании элементарных математических представлений — это своеобразный необходимым «перевалочный пункт» между познавательной и игровой деятельностью, который помогает детям дошкольного возраста усваивать основы математики.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт / [Электронный ресурс] Режим доступа: file:///C:/Users/МиК/Downloads/fgos_ru_doshk.pdf %20(1).pdf
- Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста / тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, доктор педагогических наук Козлова В. А. — Москва, 2003. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-elementarnykh-matematicheskikh-predstavlenii-u-detei-mladshego-vozrasta
- Пермяков А. А., Морозов В. В., Зарединова Э. Р. Краткий словарь педагогических понятий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. А. Пермяков, В. В. Морозов, Э. Р. Зарединова. — Изд. 2-е, испр. И доп. — Кривой Рог, Симферополь: Видавничий дiм, 2010. — 144с.