Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (275) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 16.09.2019

Статья просмотрена: 3293 раза

Библиографическое описание:

Эреджепова, С. Т. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений / С. Т. Эреджепова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 167-170. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62395/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье отражены направления по формирования элементарных математических представлений средствами дидактических игр и упражнений в соответствии с ФГОС ДО, даны определения основным терминам и рассмотрены практические моменты.

Ключевые слова: математические представления, дидактическая игра, дидактические упражнения, мышление, дошкольный возраст.

Актуальность. Развитие мышления, познавательного интереса у детей является одной из неотъемлемых задач по формированию разносторонне развитой личности ребёнка. И значительную в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Уже в дошкольном возрасте дети могут и должны познавать окружающий мир, постигать причинно-следственные связи, узнавать соотношения между различными объектами окружающего мира — величине, количестве, форме и т. п. Именно эти знания являются предпосылками дальнейшего обучения азам математики. ФГОС ДО в пункте 2.6. указаны эти задачи: формирование познавательных навыков и становление сознания, формирование первичных знаний о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени) [1, с.]. Эти задачи отражают элементарные математические представления о мире, с которыми необходимо познакомить детей в дошкольном возрасте.

Поэтому формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте является важнейшей задачей, которая не только позволяет познакомить дошкольника с основными понятиями, лежащими в основе математического мышления. Это также включает в себя развитие познавательного интереса к окружающему, формирование математических умений и навыков. Так как основной деятельностью в данном возрастном периоде детства является по заключениям таких известных психологов, как Выготский Л. С., Эльконин Д., Запорожец А. Н. и другие, игровая, то знакомство с математикой в дошкольном возрасте должно проходить в игровой форме. Великий педагог В. А. Сухомлинский сказал, что без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Как же совместить игру и обучение? На помощь приходят дидактические игры и упражнения, которые в игровой форме (через интересный сюжет и правила игры) позволяют познакомить детей с начальными математическими представлениями.

Анализ литературы. В разное время проблемами формирования математических понятий, развития способностей, причинного мышления, сенсорного воспитания, психологии игры, проблемами обучения в дошкольных учреждениях занимались такие видные деятели, как: E. H. Водовозова, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А Н. Леонтьев, Д Б. Эльконин, A. B. Запорожец, Л. А. Венгер, Т. С. Комарова и другие. Неоценимый вклад в теорию и методику предматематической подготовки детей дошкольного возраста внесли Е. И. Тихеева, A. M. Леушина, A. A. Столяр и многие другие педагоги, методисты и исследователи [2].

Изложение основного материала. Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах дошкольного детства. Оно служит необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе. Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте должно эффективно включать в себя как определенный уровень общего психического развития ребенка, так и его собственно математических способностей на основе овладения в соответствии с возрастными возможностями детей кругом необходимых представлений, доступных понятий, отношений, зависимостей (количество, число, порядок, равенство — неравенство, целое — часть, величина — мера и др.), а также некоторых умений и навыков (счет, измерение, классификация и др.). При этом значительное внимание должно уделяться формированию и развитию психических процессов, таких как память, внимание, словесно-логическое мышление, зрительно — пространственное и слуховое восприятие. В этом могут помочь дидактические игры и упражнения. Что же они из себя представляют?

Существует несколько определений дидактической игры. Во-первых, это метод обучения, выступающий для решения обучающих задач. Во-вторых, это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, процессов и явлений. В — третьих, это учебная деятельность обучающихся в различных формах (индивидуальной, групповой, парной и коллективной), включающая состязание и самодеятельность в усвоении программных знаний, умений и навыков в процессе игрового общения [2, c. 36]. Исходя из этих определений можно сделать вывод, что дидактическая игра является активной учебной деятельность, которая предназначена для реализации поставленных задач через усвоение знаний, умений и навыков в игровой форме. Применительно к формированию математических представлений дидактическая игра как нельзя лучше подходит для усвоения начальных математических понятий через игру: ведь увлекаясь дети не замечают, что учатся и постигают сложные для них математические понятия.

Каждая дидактическая игра состоит из познавательного содержания, игрового задания, игровых действий, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий и преодоления трудностей. При этом в дидактической игре ставится комплекс задач, которые необходимо формировать и развивать.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на группы:

– знакомство с числами и цифрами;

– на ориентирование в пространстве;

– знакомство с геометрическими фигурами;

– знакомство с представлением о времени;

– развитие логического мышления.

Играя в такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10(20)и сопровождать словами свои действия. Игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» и многие другие используются на занятиях в свободное время с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: «Найди похожую», «Где звенит колокольчик?», «Путешествие по комнате» и многие другие игры. Играя в них дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов относительно себя и относительно другого предмета (или человека).

В игре «Сложи фигуру» дети по образцу выкладывают из счетных папочек или геометрических фигур какое -либо изображение или предмет. Игра «Найди лишнюю фигуру» не только помогает закрепить геометрические фигуры, но и развивает словесно — логическое мышление. В игре «Угадай наощупь» у детей параллельно со знаниями о геометрических фигурах развиваются и закрепляются сенсорные ощущения.

В игре «Живая неделя». Дети закрепляют дни недели и их последовательность. Такие же игры можно проводить для закрепления частей суток, времён года, последовательности месяцев. Для этого можно использовать следующие игры: «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев».

Логическое мышление развивается в различных областях. При этом параллельно идёт развитие других психических процессов — памяти, речи, внимания и т. д. Приведём некоторые из игр, которые помогают в этом.

В игре «Чем похожи и чем отличаются?» вместе с логическим мышлением происходит развитие зрительного восприятия, внимания и связной речи. Взрослый предлагает детям найти сходство и различие между предложенными изображенными предметами. Ребёнок не просто находит сходства и отличия, но и аргументирует их. Также можно привести в пример развития словесно — логического мышления такие игры, как: «Продолжи ряд», «Найди пару» и многие другие.

При этом предметные и словесные дидактические игры обычно используются непосредственно в образовательной деятельности, настольно-печатные же уместно предлагать дошкольникам во время самостоятельной деятельности.

В отличие от игры дидактические упражнения заключают в себе выполнение только одной задачи или действия, которые необходимо закрепить с детьми. Дидактическое упражнение может быть частью дидактической игры. Например, дидактическое упражнение «Выложи фигуру из счётных палочек» может быть частью дидактической игры «Выложи изображение», где используются другие элементы, имеется правило и т. д. дидактическое упражнение «Сколько?» имеет целью закреплять количественный счёт и быть частью большинства дидактических игр по соотношению чисел и цифр. Другое упражнение «Который по порядку?» имеет целью закрепление порядкового счёта является частью дидактических игр Живая неделя», «Живые числа», «Двенадцать месяцев» и другие, где закрепляется знание и последовательность дней недели, чисел, месяцев.

Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра в формировании элементарных математических представлений — это своеобразный необходимым «перевалочный пункт» между познавательной и игровой деятельностью, который помогает детям дошкольного возраста усваивать основы математики.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт / [Электронный ресурс] Режим доступа: file:///C:/Users/МиК/Downloads/fgos_ru_doshk.pdf %20(1).pdf
  2. Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста / тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, доктор педагогических наук Козлова В. А. — Москва, 2003. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-elementarnykh-matematicheskikh-predstavlenii-u-detei-mladshego-vozrasta
  3. Пермяков А. А., Морозов В. В., Зарединова Э. Р. Краткий словарь педагогических понятий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. А. Пермяков, В. В. Морозов, Э. Р. Зарединова. — Изд. 2-е, испр. И доп. — Кривой Рог, Симферополь: Видавничий дiм, 2010. — 144с.
Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, игра, дошкольный возраст, логическое мышление, ребенок, окружающий мир, формирование, дидактическое упражнение, игровая форма, представление.


Похожие статьи

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В статье представлены теоретические подходы к математическому развитию детей дошкольного возраста, рассмотрена проблема математического развития дошкольников на современном этапе в рамках Федеральных государственных образовательных требований дошколь...

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Формирование элементарных математических представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования

Статья посвящена формированию элементарных представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования, приведены результаты исследования реализации годовой программы формирования математических представлений.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Использование игровых методов и приемов в ДОО

В статье на основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики представлены основные достоинства, признаки и функции игровых методов и приемов. Рассматриваются особенности использования в работе с дошкольниками игровых методов и...

Педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки

В статье рассматриваются педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки, раскрывается парадигма художественно-эстетического воспитания в практике дошкольного образования и современных требований ФГОС ...

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Речевая задача как средство воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в детском саду

В статье рассматривается ключевые понятия «звуковая культура речи» и «воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников». Анализируются педагогические подходы в современных образовательных программах к развитию речевых умений и коммуникативных...

Понятие базовых логических действий младших школьников в педагогике: новый взгляд на развитие мышления учеников

Данная статья посвящена общим вопросам базовых логических действий младших школьников в педагогике. Рассмотрены главные преимущества применения базовых логических действий на уроках литературного чтения. Рассмотрена роль анализа художественного произ...

Развитие изобразительных навыков детей дошкольного возраста: теоретический обзор

Статья представляет собой теоретический обзор по проблеме развития изобразительных навыков детей дошкольного возраста. Раскрыто понятие «изобразительные навыки», выделены критерии развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста, ...

Похожие статьи

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В статье представлены теоретические подходы к математическому развитию детей дошкольного возраста, рассмотрена проблема математического развития дошкольников на современном этапе в рамках Федеральных государственных образовательных требований дошколь...

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Формирование элементарных математических представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования

Статья посвящена формированию элементарных представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования, приведены результаты исследования реализации годовой программы формирования математических представлений.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Использование игровых методов и приемов в ДОО

В статье на основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики представлены основные достоинства, признаки и функции игровых методов и приемов. Рассматриваются особенности использования в работе с дошкольниками игровых методов и...

Педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки

В статье рассматриваются педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки, раскрывается парадигма художественно-эстетического воспитания в практике дошкольного образования и современных требований ФГОС ...

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Речевая задача как средство воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в детском саду

В статье рассматривается ключевые понятия «звуковая культура речи» и «воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников». Анализируются педагогические подходы в современных образовательных программах к развитию речевых умений и коммуникативных...

Понятие базовых логических действий младших школьников в педагогике: новый взгляд на развитие мышления учеников

Данная статья посвящена общим вопросам базовых логических действий младших школьников в педагогике. Рассмотрены главные преимущества применения базовых логических действий на уроках литературного чтения. Рассмотрена роль анализа художественного произ...

Развитие изобразительных навыков детей дошкольного возраста: теоретический обзор

Статья представляет собой теоретический обзор по проблеме развития изобразительных навыков детей дошкольного возраста. Раскрыто понятие «изобразительные навыки», выделены критерии развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста, ...

Задать вопрос