Роль сюжетно-дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Жуйкова Тамара Павловна, Марьясова Оксана Васильевна, Голубева Анна Ивановна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.
Дата публикации: 22.01.2020
Статья просмотрена: 891 раз
Библиографическое описание:
Жуйкова, Т. П. Роль сюжетно-дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста / Т. П. Жуйкова, О. В. Марьясова, А. И. Голубева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4804/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова: сюжетно-дидактическая игра, формирование элементарных математических представлений у детей, старший дошкольный возраст.
Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие, которое в то же время не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.
Математическое развитие дошкольников состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений, дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т. п. Эти представления рассматриваются в качестве средства овладения свойственными возрасту видами деятельности и формирования целостной картины мира.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке- игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей, поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) — это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальные условия жизнедеятельности.
В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. А. Смоленцева указывали на то, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность. Особая роль в познавательном развитии дошкольника отводится сюжетно-дидактическим играм. На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводится большая роль. Организуя сюжетно- дидактические игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать сюжетно- дидактические игры [1, с.3].
Математическое развитие детей в детском саду является частью общей подготовки детей к школе. Предматематическая подготовка дошкольников по своему содержанию не исчерпывается развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерению. Не менее важным является формирование математического мышления дошкольников, умение рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполнения действий.
Поэтому среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей, согласно А. М. Леушиной, А. А. Столяра, Е. И. Щербаковой и др., выделяют:
– приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;
– формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
– формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
– овладение математической терминологией;
– развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка [3,с. 6].
Эти задачи чаще всего решаются воспитателем одновременно на каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности.
Важным является условие организации развивающей предметной среды детей в группах детского сада — комплекс условий, обеспечивающих охрану физического и психического здоровья детей, организацию жизнедеятельности воспитанников в процессе повседневной жизни в ДОУ.
Организация процесса формирования элементарных математических представлений детей в ДОУ выстраивается таким образом, чтобы каждый ребенок получил возможность проявить свои математические способности, активность, познавательный интерес.
В процессе обучения старших дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Разнообразные сюжетно- дидактические игры занимательные по форме и содержанию оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.
Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их — упражнять детей с целью выработки умений, навыков. Сюжетно- дидактические игры одновременно относятся, как к развивающим, так и обучающим.
Сюжетно- дидактические игры были созданы А. А. Смоленцевой. В такой игре должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных математических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил [4, с.92].
Приведем примеры сюжетно-дидактическойх игры, А. А. Смоленцовой направленной на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Ателье
Цель игры: Развитие умения применять в игре знания о способах измерения. Воспитание уважения к труду швеи, закройщика. Расширение представления о том, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого.
Материал. Вырезанные из картона большие и маленькие куклы, цветные ленты разной длины (ширины), условные мерки (картонные полоски), ножницы, детские швейные машинки, цветные карандаши и другие атрибуты. Готовится выставка тканей с указанием цен и журнал мод.
С помощью сюжетно-дидактической игры «Ателье» у старших дошкольников формируется умение сравнивать предметы по размеру. Закрепление понятий «длинный», «короткий», «больше», «меньше».
Практическое измерение протяженностей (длины, ширины, высоты предметов) линейными мерками.
Таким образом, одним из эффективных методов формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, является сюжетно- дидактическая игра. Наряду с заданиями она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой и мыслительной деятельности дошкольников. Однако в отличие от математических заданий игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков. В практике работы детского сада иногда смешивают сюжетно-дидактическую игру и задание. По всей вероятности, это происходит из-за общности задач, которые решаются данными методами.
Сюжетно- дидактическая игра может быть использована на различных этапах занятия. Особенно целесообразны сюжетно- дидактические игры на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяет воспитатель, исходя из особенностей возраста детей, их возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать дошкольники.
Литература:
- Аванесова В. Н. Дидактическая игра как формы организации обучения в детском саду / Под ред. Н. Н. Поддъякова. — М: Прогресс, 2012. — 143 с.
- Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей дет. сада. — М.: Просвещение, 1989. — 213 с.
- Леушина А. М. Математические знания и их роль в умственном развитии // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6 частях. Ч. 4- 6. — СПб.: ЛНПК АРК, 2014. — С.65–75
- Смоленцева А. А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием: Кн. Для воспитателя дет.сада. — М.: просвещение, 1987. — 97с.
- Столяр А. А. Давайте поиграем / А. А. Столяр. — М.: Просвещение, 1991.–80с.
Ключевые слова
старший дошкольный возраст, сюжетно-дидактическая игра, формирование элементарных математических представлений у детейПохожие статьи
Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений
В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.
Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Статья посвящена актуальной проблеме воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
Основные акценты развития сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста
В статье представлены результаты исследования и методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
В статье представлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Аналитический обзор психолого-педагогической литературы по проблеме развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В статье проводится обзор психолого-педагогической литературы по проблеме развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр
В статье рассматривается возможность использования сюжетно-ролевой игры для развития речи детей дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр.
Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников
В данной статье раскрывается сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников. Рассматриваются сюжетно-ролевые игры соответствующие определенному гендеру ребенка. Обозначается актуальность воспитания культуры гендерны...
Сюжетно-ролевые игры как средство развития мотивации у обучающихся 7-х классов на уроках истории
В статье рассматриваются приемы сюжетно-ролевой игры как средство развития мотивации в 7 классе на уроках истории.
Похожие статьи
Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений
В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.
Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Статья посвящена актуальной проблеме воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
Основные акценты развития сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста
В статье представлены результаты исследования и методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
В статье представлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Аналитический обзор психолого-педагогической литературы по проблеме развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В статье проводится обзор психолого-педагогической литературы по проблеме развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр
В статье рассматривается возможность использования сюжетно-ролевой игры для развития речи детей дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр.
Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников
В данной статье раскрывается сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников. Рассматриваются сюжетно-ролевые игры соответствующие определенному гендеру ребенка. Обозначается актуальность воспитания культуры гендерны...
Сюжетно-ролевые игры как средство развития мотивации у обучающихся 7-х классов на уроках истории
В статье рассматриваются приемы сюжетно-ролевой игры как средство развития мотивации в 7 классе на уроках истории.