Формирование элементарных математических представлений у обучающихся дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Авторы: Белая Раиса Юрьевна, Терехова Наталия Николаевна, Катаева Любовь Наиловна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.
Дата публикации: 27.10.2020
Статья просмотрена: 76 раз
Библиографическое описание:
Белая, Р. Ю. Формирование элементарных математических представлений у обучающихся дошкольного возраста посредством игровой деятельности / Р. Ю. Белая, Н. Н. Терехова, Л. Н. Катаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 75-78. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5642/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ключевые слова: педагог, ребенок, игровая деятельность, задание.
Игра принадлежит к одному из самых привлекательных видов деятельности, ведь она позволяет совместить приятное с полезным, расширить кругозор ребенка, закрепить и углубить его знания, развить память, смекалку, находчивость, наблюдательность и другие индивидуальные способности. Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка, ведь до поступления в школу дети знакомятся с миром именно при помощи игры. Игра помогает формированию психических функций и личностных качеств дошкольников, развитию их интеллектуальных и коммуникативных способностей [2].
Основной целью деятельности студии развития «Дошкольник плюс» отдела «Центр интеллектуального и творческого развития «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» города Оренбурга является развитие успешной, гармоничной и разносторонней личности ребенка в увлекательной форме. Деятельность педагогов дополнительного образования студии направлена как на сплочение детского коллектива в целом, так и на развитие каждого ребенка. Педагоги дополнительного образования студии развития «Дошкольник плюс» в своей работе используют личностно-ориентированный подход, который позволяет вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс. Занятия в студии развития преимущественно организуются в форме игры: с помощью дидактических игр, упражнений, игровых ситуаций, развивающих игр и логических заданий обучающиеся учатся рассуждать, творчески мыслить, принимать самостоятельные решения и делать выводы. Особая роль в познавательном развитии дошкольника отводится математическим играм, которые способствуют развитию умственных способностей, вызывают интерес к процессу познания и облегчают процесс усвоения знаний. Игры, направленные на формирование элементарных математических представлений, развивают способность к исследовательскому и творческому поиску. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности всегда интересна детям. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Занимательный материал увлекает ребенка, способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Математические игры побуждает детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ [3].
В качестве примера занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами игровой деятельности приведем занятие на тему «Сравнение» с обучающими четырех, краткий конспект которого представлен ниже.
Цель занятия — научить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.
Задачи занятия: научить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; научить сравнивать предметы по величине и использовать в речи понятия «большой», «поменьше», «самый маленький»; развивать навыки количественного счета в пределах пяти; способствовать развитию глазомера, внимания и восприятия; воспитывать усидчивость, интерес к окружающему миру.
Материалы и оборудование: компьютер, мягкая игрушка «Белочка», мешочек из ткани, шишки, желуди, муляжи грибов, цифры от 1 до 5, картинка «Найди отличия», шнуровка «Грибочек».
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Педагог собирает обучающихся вокруг себя и проводит игру на сближение (предлагает взяться за руки и поделиться друг с другом хорошим настроением).
Педагог: «Как вы думаете, ребята, кто пришел к нам в гости? Чтобы это узнать, нужно отгадать загадку».
Педагог загадывает загадку о белочке: «В дупле на дереве живет, орешки целый день грызет, грибочки собирает, на зиму припасает». (Ответы обучающихся).
Педагог, показывая детям игрушечную белочку: «Правильно, это белочка. Белочка пришла к нам не просто так, а с интересными заданиями. Хотите узнать, какие задания принесла нам белочка?» (Ответы обучающихся).
2. Основная часть.
Педагог на экране монитора показывает обучающимся две картинки, на которых нужно найти отличия.
Педагог: «Первое задание «Найди 5 отличий». Посмотрите внимательно на картинки. Белочка так торопилась, когда их рисовала, что две картинки немного не похожи друг на друга. Посмотрите внимательно, чем они не похожи? Что есть на одной картинке, и чего нет на другой».
При сравнении картинок педагог побуждает обучающихся произносить уточняющие слова: слева, справа, вверху, внизу, над, под.
Педагог: «Ребята, белочка устала. Давайте вместе с ней немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста».
Физкультминутка — упражнение «Поклоны»:
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли,
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились,
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Обучающиеся проговаривают стихотворение и выполняют движения согласно тексту.
Педагог показывает детям мешочек: «Посмотрите, белочка принесла нам подарок. Как вы думаете, что принесла нам белочка?» (Ответы обучающихся).
Педагог выслушивает ответы детей и предлагает им игру «Угадай на ощупь».
Цель: развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений.
Материал: мешочек из ткани, сосновые шишки, желуди, муляжи грибов.
Ход игры: обучающиеся на ощупь определяю один из предметов, лежащих в мешочке, называют его и только потом достают из мешочка. По окончании игры учащиеся сравнивают по размеру шишки, а потом грибы. При сравнении используют в своей речи слова «большой», «поменьше», «самый маленький». Затем считают предметы и обозначают количество предметов соответствующей цифрой.
Педагог: «Белочка приготовила для нас еще одно интересное задание, но прежде чем его выполнить нужно, размять наши пальчики».
Совместно с педагогом учащиеся выполняют пальчиковую гимнастику:
Пальцы в гости приходили,
Тук-тук-тук стучали в дверь.
(Обучающиеся стучат подушечками пальцев по краю стола).
Только дверь им не открыли,
Думали там страшный зверь.
(Пальцы сжать в кулак) [1].
Педагог: «Мы размяли наши пальчики, и они готовы теперь поработать».
Педагог раздает учащимся шнуровку «Грибочек», рассказывает правила работы с ней, показывает детям как правильно шнуровать.
Педагог: «Какие вы молодцы! Вы отлично справились с этим заданием!».
3. Заключительная часть.
Педагог: «Ребята, вам понравилось выполнять задания, которые приготовила для нас белочка? Какие задания вам понравились больше всего? Белочке очень понравилось с вами играть, она обязательно придет к нам в гости снова. Вы молодцы, справились со всеми заданиями. С нетерпением буду ждать следующей с вами встречи».
Данный конспект наглядно демонстрирует, что игровая активность помогает ребенку осваивать новые знания, формировать математические представления и понимать незнакомые для него понятия.
Наряду с педагогами образовательных организаций, которые посещает ребенок, активно использовать игровую деятельность для формирования элементарных математических представлений необходимо, конечно же, и их родителям. Без помощи родителей игровая деятельность будет однообразной, и развитие ребенка будет проходить медленнее и сложнее. Современные родители без труда могут приобрести для своего ребенка развивающие игры, предназначенные практически для любого возраста и развития широкого круга способностей, однако не стоит пренебрегать совершенно простыми приемами, на которые потребуется не так много времени, средств и сил, как кажется на первый взгляд. Хочется поделиться с родителями, как в повседневной жизни можно ненавязчиво развивать математические представления своего «почемучки».
Как только ребенок начинает проявлять интерес к цифрам, он сам начинает находить их в окружающем его пространстве, нужно только вовремя поддержать этот интерес и вместе продолжать эти «поиски». Рассмотрите с ребенком цифры на телефоне, калькуляторе, клавиатуре компьютера, календаре, машинном номере и т. п. Назовите их сначала в прямом, а потом в обратном порядке. Напишите телефонный номер на листе бумаги, пусть ребенок найдет одинаковые и разные цифры.
На прогулке обращайте внимание ребенка на окружающие вас предметы, считайте их, сравнивайте. Например, можно посчитать, сколько всего машин стоит во дворе; сколько машин красного цвета, сколько белого и т. п. Рассматривайте деревья, сравнивайте их высоту, толщину стволов деревьев (толстый — тонкий), ширину и длину прогулочных тропинок (широкая — узкая, длинная — короткая). Посчитайте этажи зданий, сравните по высоте дома (высокий — низкий).
Вместе с ребенком сервируйте стол к обеду и ужину, при этом не забывайте уточнять, что обедают днем, ужинают вечером, завтракают утром. Так формируются понятия частей суток. Попросите своего маленького помощника положить на стол ложки для каждого члена семьи. Чтобы выполнить эту простую, на первый взгляд, просьбу, ребенку предстоит ряд мыслительных операций: пересчитать всех членов семьи, отсчитать необходимое количество ложек. В дальнейшем следует усложнять задачи, которые ставятся перед ребенком, например, попросите положить ложку справа от тарелки, чашку поставить слева, тарелку с хлебом в центр стола и т. п., так у ребенка будут развиваться пространственные отношения.
Вместе находите в окружающих вас предметах геометрические формы, рассматривайте предметы похожие на геометрические фигуры. Журнал, книга, альбомный лист — прямоугольник. Поднос, тарелка, часы, колесо — круг. Бумажная салфетка, сиденье табурета, подушка — квадрат.
Обращайте внимание на целое и части, и на то, что часть меньше чем целое; чем больше частей, тем они меньше по размеру. Особенно хорошо дети усваивают это на практическом примере с пиццей. Если целую пиццу поделить на две части, то каждая часть будет меньше чем целая пицца, а если на четыре, то кусочков пиццы станет больше, но по размеру они будут еще меньше.
Последнее десятилетие существенно изменило принципы игры современных дошкольников. Многие родители, чтобы занять малыша, дают ему всевозможные гаджеты для просмотра мультфильмов или игры в простенькие приложения. Интересы дошкольника смещаются в сторону виртуального мира, что затрудняет восприятие окружающего мира. Очень важно, чтобы родители тщательно контролировали дневной график ребенка и формировали интерес к занятиям, связанным не только с новыми технологиями.
Надеемся, что наши нехитрые советы помогут в развитии математических представлений ребенка в увлекательной форме.
Литература:
- Куптей, С. Г. «1000 и 1 физкультминутка» / С. Г. Куптей. — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-fizkultminutki-na-logopedicheskih-zanyatiyah-1519678.html (дата обращения: 21.10.2020).
- Николаева, Л. Ю. Игровая деятельность дошкольников / Л. Ю. Николаева, Е. А. Николаева. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 25–29. — URL: https://moluch.ru/th/4/ archive/29/859/ (дата обращения: 21.10.2020).
- Черная, А. И. Формирование элементарных математических представлений через игру / А. И. Черная. — Текст: электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/ vospitatelnaya-rabota/2017/08/01/formirovanie-elementarnyh-matematicheskih-predstavleniy (дата обращения: 25.10.2020).
Похожие статьи
Формирование геометрических представлений детей младшего дошкольного возраста
В статье автор рассматривает способы и возможности формирования геометрических представлений у дошкольников младшего возраста.
Дидактические игры в средней группе детского сада
В статье раскрыты аспекты дидактической игры и ее влияние на развитие и социализацию детей в средней группе детского сада.
Роль формирования речевого дыхания при коррекции задержки речевого развития у дошкольников
В статье рассмотрена роль речевого дыхания в развитии речи дошкольников. Представлены примеры игр по развитию речевого дыхания.
Развитие логического мышления на уроках математики в 5–6-х классах
В статье рассматривается развитие логического мышления на уроках математики, методы и применение развивающих задач на практике. Логические задачи как средство формирования у обучающихся навыков логического мышления у обучающихся 5–6 классов.
Похожие статьи
Формирование геометрических представлений детей младшего дошкольного возраста
В статье автор рассматривает способы и возможности формирования геометрических представлений у дошкольников младшего возраста.
Дидактические игры в средней группе детского сада
В статье раскрыты аспекты дидактической игры и ее влияние на развитие и социализацию детей в средней группе детского сада.
Роль формирования речевого дыхания при коррекции задержки речевого развития у дошкольников
В статье рассмотрена роль речевого дыхания в развитии речи дошкольников. Представлены примеры игр по развитию речевого дыхания.
Развитие логического мышления на уроках математики в 5–6-х классах
В статье рассматривается развитие логического мышления на уроках математики, методы и применение развивающих задач на практике. Логические задачи как средство формирования у обучающихся навыков логического мышления у обучающихся 5–6 классов.