Использование занимательного материала в процессе математического развития детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 06.12.2021

Статья просмотрена: 668 раз

Библиографическое описание:

Петрова, И. С. Использование занимательного материала в процессе математического развития детей дошкольного возраста / И. С. Петрова, И. В. Хлистун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 409-411. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86369/ (дата обращения: 21.12.2024).



Современные достижения требуют от человека мыслить абстрактно, значит необходимо развивать логическое мышление детей дошкольного возраста.

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника.

Использование занимательного материала в процессе математического развития дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.

Дети дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.

Вряд ли сегодня найдется хоть один педагог, который скажет, что он не развивает интеллект дошкольника. Что нужно делать, чтобы ребенок вырос умным, развитым, способным? Такие вопросы волнуют многих родителей, и нас — педагогов. Для всех нас важно, воспитать ребенка всесторонне-развитой личностью. Этот познавательный интерес можно развивать у ребенка разными средствами. Одним из них является –игра. Использование различных игр, занимательных заданий вызывает у детей богатое представление и интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой материал. Использование занимательного материала и игровая мотивация положительно влияет на развитие у детей смекалки, находчивости, сообразительности.

Дошкольники, занимаясь могут научится очень многому, но учить их лучше в форме увлекательных игр. Дети познают мир и развивают свои способности, занимаясь своими «дошкольными делами»: играя в игрушки, конструируя дома и мосты из строительного материала. Ребенок дошкольного возраста способен понимать сложные закономерности, решать своеобразные задачи. Но для этого ему необходимы наглядные «опоры». Такими «опорами» служат схематические изображения, демонстрирующие отношения между людьми или предметами: например, отношения между предметами по размеру, или по количеству, или по цвету.

И еще один важный принцип, который мы учитываем в нашей работе. Способности ребенка развиваются не тогда, когда ему что-то объясняют или показывают, а когда он сам активно взаимодействует с предметами, схемами или моделями, решая поставленные перед ним задачи. Не нужно спешить подсказать ему решение и не нужно торопить его. Нужно дать ему самому подумать, догадаться, попробовать. Узнавать что- то новое — это серьезный труд. Он не всегда приводит к успеху, но даже неудачная попытка заслуживает похвалы и одобрения.

Для решения этих задач мы продумываем методы, приемы, и формы работы:

– Чтение сказок «Веселая математика»

– Использование пословиц, поговорок, загадок, считалок

– Упражнения на сообразительность «Думай, отгадывай»

– Математические физминутки

– Использование схем, условных значков, фишек

– Использование игр на фланелеграфе

– Работа с трафаретами

– Дидактические игры и игровые ситуации

Со средней группы мы развиваем способности к познанию мира через исследовательскую деятельность. Используем схемы разного содержания. Воздействуя на детей вопросами, примерами, наводя на мысль, ориентируя в действиях, но не давая готового правильного ответа, приучаем воспитанников к продуктивной интеллектуальной творческой деятельности.

Важнейшей составляющей мышления дошкольников является способность к воображению. Большое значение имеет наглядность. При помощи наглядности решается много различных педагогических задач. Много, но не все. Мы заметили, что иногда наглядность мешает развитию воображения. Поэтому, когда дети начинают фантазировать, наглядности должно быть меньше, в этом случае даем детям как можно больше знаний, которые начинались со слов «представьте», «придумайте».

В три-четыре года ребенку еще трудно надолго сосредоточиться. Однообразные или трудные для выполнения упражнения приведут к тому, что малыш откажется выполнять задания. Удержать интерес ребенка помогают так называемые дидактические игры, в которых ребенок может проявить активность и самостоятельность, включая в интересный сюжет, и в тоже время получается действовать по правилам, заложенным внутри игры. Таким образом играя вместе с взрослым, ребенок учится незаметно для себя.

Очень хорошо, если в процессе игры-обучения удается установить с ребенком партнерский контакт.

Мы забываем, «правильно-неправильно». Заменяем их выражениями «давай сделаем вместе», «попробуй еще раз», мне кажется, что здесь что — то «не хватает», и т. д. Естественность и заинтересованность играющего всерьез партнера-взрослого поможет ребенку совершить множество открытий и ощутить радость сотрудничества и познания мира.

Итак, с трех лет малыш переходит к усвоению и использованию сенсорных эталонов-цвет, форма, величина.

Не следует сразу добиваться от ребенка правильного называния того или иного цвета, главное предоставить ему возможность «опробовать» цвета на собственном опыте. Ребенок запоминает постепенно. Мы предлагаем малышам поиграть в такие игры как: «Цветы на поляне», Каждому фрукту свой цвет», «Веселые фокусы», «Найди место для фигуры», «Помоги Лунтику и его друзьям спрятаться», «Раскладываем грузы по разноцветным машинкам», «Распределяем еду по цветным тарелкам», «Строим домики: лягушке зеленый, цыпленку желтый» и многие другие».

Потом можно усложнить задания, в которых дети будут учиться выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов, ведь изучение цветов является качественным расширением кругозора. Узнавая цвета, дети дошкольного возраста получают новый метод классификации всех окружающих объектов — по цвету. В последствии устраиваем игры- соревнования типа «Игры с цветными лентами», «Займи свой домик», «Волшебные фигуры» (игра со счетными палочками), Принеси нужные предметы и др. Интересные возможности представляет воспитателю работа со считалками, т. е. короткими рифмованными стихами, применяемыми детьми не только для определения ведущего или распределения ролей в игре, но и способствующие развитию количественных представлений. Кстати, помимо развивающего эффекта, знание цветов открывает перед ребенком большое количество интереснейших игр с цветом.

Знакомя ребенка с эталонами формы, используем плоскостные пластиковые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), так как они являются более обобщенные по сравнению с объемными фигурами. Их можно обводить пальцем по контуру, можно будет обвести пальчиком, пошлепать ладошкой, наклеить фигурам глазки и ротик или еще как-то обыграть. Также фигуры можно закрашивать, штриховать разными способами, ставить внутри них отпечатки пальчиками или можно во что-то и их превратить: круг — в яблоко или солнышко, овал — в огурец или жука и так далее. Чем раньше дети познакомятся с геометрическими фигурами и формами, тем шире будет тот арсенал развивающих игр, в которые вы сможете с ним играть. Мы вводим в образовательную деятельность игровые ситуации и игры, т. к. знакомство с геометрическими фигурами не должно заканчиваться только на том, что ребенок выучил их названия и мог по просьбе взрослого назвать показываемую ему фигуру. Эти игры помогут ребенку научиться видеть геометрические фигуры и формы в окружающих его предметах, понимать, как получаются фигуры одна из другой.

Вводим игровую ситуацию: в гости к ребятам приходит Снеговичок и просит увидеть геометрические формы в окружающих нас предметах, например, что мяч круглый, а книга прямоугольная, развивает пространственное и ассоциативное мышление ребенка, логику. Умение увидеть в рядом положенных простых геометрических фигурах образ предмета, например, что два круга разного размера похожи на цыпленка, а из нескольких треугольников получится елка — это развивает воображение.

Для закрепления можно предложить ребятам игру «Делаем печенье». Попросите детей поделить печенье (геометрические фигуры сначала двух, потом трех видов) между куклами: одной круглое печенье, другой — квадратное.

Также в образовательную деятельность с детьми мы включаем рисование и выкладывание геометрических фигур — это позволяет нашим воспитанникам лучше прочувствовать их форму и отличия друг от друга. Рисовать фигуры можно карандашами, красками, фломастерами. И не забываем, что геометрические фигуры можно не только рисовать, но и лепить из пластилина, делать аппликацию, выкладывать из веревки, счетных палочек, карандашей, мозаики и так далее. На улице вы можете рисовать геометрические фигуры мелками, выкладывать их из палочек и камушков. Будет интереснее, если вы добавите к этому какой-то сюжет: построите домик для Маши и Медведя или гараж для машины, или грузовик, чтобы привезти песок в песочницу.

Дети очень любят игру «Строители»- недостроенные дома. Мы предлагаем детям завершить строительство домов: вначале- вставить окна, потом –двери, так чтобы не было щелей. Ребенок может пользоваться способом наложения или действовать на глаз. В ходе игры побуждаем детей обозначить величину деталей словесно- «широкий», «узкий». А еще дети дошкольного возраста очень любят придумывать разные игровые ситуации. Например: в игре «Магазин»: «Из ателье привезли куртки для кукол, но на пальто нет пуговиц». Нужно пойти в магазин и купить столько пуговиц, сколько петель на пальто. Дети делятся на «Продавцов» и «покупателей». Это далеко не весь дидактический материал, который используем. Многие игры мы рекомендуем родителям для индивидуальной работы.

В работе с родителями используются: консультации, рекомендации, памятки, направленные на интеллектуальное развитие ребенка.

Все мы знаем, что огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Мы считаем, что одной из наиболее важных задач педагогов в детском саду является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Литература:

  1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова. — М., 1972.
  2. Агеева С. Обучение с увлечением. Часть 1. — М., 1991.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991.
  4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд, перераб. М., 1978.
  5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада / Л. А. Венгер,О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, М. Дьяченко. — М.: Просвещение, 1989.
  6. Тарунтанва Т. В. «Развитие элементарных математических представлений дошкольников», — М.: Просвещение 1980г.
  7. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1987.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, игра, фигура, цвет, занимательный материал, математическое развитие, образовательная деятельность, познание мира, признак предметов.


Похожие статьи

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе детей дошкольного возраста

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование технологии моделирования для формирования математических способностей детей дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Похожие статьи

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе детей дошкольного возраста

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование технологии моделирования для формирования математических способностей детей дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Задать вопрос