Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Агеева, С. В. Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников / С. В. Агеева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 122-125. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3356/ (дата обращения: 16.12.2024).

В школе уделяется много внимания формированию зрительного восприятия и исправлению его дефектов. Это предусмотрено содержанием учебных программ вспомогательной школы. При оптической дисграфии у умственно отсталых детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв.

В связи с этим при устранении такого нарушения письма проводится работа в следующих направлениях:

  1. развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса);

  2. развитие буквенного гнозиса.

Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса). С целью развития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:

    1. Назвать предметы по их контурам.

2. Назвать недорисованные предметы (например: рыба без хвоста, машина без колеса, стол без ножки и так далее).

  1. Назвать перечеркнутые изображения.

4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга:

5.Определить, что неправильно нарисовал художник.

6.Распределить изображения предметов по их реальной величине.

Предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине.

7. Подбор картинок к определенному цветовому фону.

Детям предлагаются фоны («лужайки») разного цвета: красного, зеленого, желтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуза огурца, листа; цыпленка репы, дыни; мака, помидора, клубники; сливы, василька, синей ленты.

Дается задание положить картинку на свою «лужайку».

8.«Геометрическое лото».

У детей большие карты. На каждой из карт геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Кроме того, имеются картинки с изображением различных предметов. Логопед показывает нарисованный предмет. Дети определяют, на что похож этот предмет (на круг, овал, треугольник, квадрат). Изображение предмета кладется на карту с похожей геометрической фигурой.

Можно предложить следующие предметные картинки: тарелка, арбуз, мяч, шарик; яйцо, дыня, огурец; крыша дома, лист треугольной формы, дорожный знак; платок, скатерть, шахматная доска; кузов машины, картина, книга.

9. Подбор одинаковых полосок. Детям предлагаются разноцветные полоски, состоящие из двух частей (с белой полоской внизу). Например:





Логопед показывает одну из полосок. Дети находят аналогичную полоску.

10. Подбор парных карточек с геометрическими фигурами. Предлагаются карточки с тремя геометрическими фигурами. Например:


Каждому ребенку дается серия из трех карточек.

Фигуры могут быть раскрашены разным цветом: красный треугольник, синий квадрат, зеленый круг, желтый овал и т.д.

Логопед показывает одну из карточек. Детям дается задание показать парную (точно такую же).

11. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.

12. Дорисовывание симметричных изображений.

13.Составление разрезанных на части картинок (на 2, 3, 4, 5, 6).

14. Выполнение тестов Равенна. Детям предлагаются матрицы Равенна с вырезанными частями и несколько вставок (детский вариант). Детям предлагается найти нужную вставку.

15. Конструирование из кубиков Кооса. Каждый кубик разделен по диагонали и раскрашен разным цветом. Предлагается составить различные узоры.

16. Анализ нелепых картинок. Детям предлагается рассмотреть картинки и определить, что на них нарисовано неправильно.

17. Для тренировки восприятия можно воспользоваться и матрицей, содержащей геометрические фигуры не только разной формы, но и белого и черного цвета.

Задания школьнику:

а) сколько раз встречаются белые квадраты?

б) сколько раз встречаются черные квадраты?

в) сколько раз встречаются белые круги?

г) сколько раз встречаются черные круги?

д) сколько раз встречаются белые треугольники?

е) сколько раз встречаются черные треугольники и т.д.


















































































































18. Для тренировки восприятия целесообразно также использовать матрицу с геометрическими фигурами разного размера.





































































































Задания школьнику:

а) сколько раз встречается маленький квадрат?

б) сколько раз встречается большой квадрат?

в) сколько раз встречается большой круг?

г) сколько раз встречается маленький круг?

д) сколько раз встречается большой треугольник?

е) сколько раз встречается маленький треугольник?

19. «Рисуем вместе».

Оборудование: большой лист (2 метра×1,6 метра) белой бумаги и цветные мелки или восковые цветные толстые карандаши (для каждого учащегося).

Направленность задания: актуализация имеющихся представлений, образов в памяти, активизация восприятия целого по отдельным элементам, пространственных отношений, пропорций, умения комбинировать и перекомбинировать образы, выработка навыков совместной работы.

Процедура проведения: учитель предлагает детям нарисовать вместе картину «Игры в школьном дворе». Подробно объясняют, что дети будут рисовать по очереди, каждый своим мелком или карандашом. Рисовать надо только то, что относится к играм, и нельзя повторять то, что уже есть на рисунке. Чтобы получилась интересная и красивая картина, надо стараться учитывать размеры изображаемого, цвет, пространственное расположение на листе. По завершению работы проводится коллективная оценка и анализ того, что сделано.

20. «Составить рассказ» (в основе методика ТАТ).

Оборудование: картинка с изображением некоторой ситуации (из школьной или совместной жизни).

Направленность задания: учить использовать имеющийся опыт, устанавливать причинно-следственные зависимости, воспринимать сюжет в целом, логично излагать воспринятое и давать ему эмоциональную оценку.

Процедура проведения: перед ребенком кладут картинку и просят ее рассмотреть.

Инструкция: «Составь рассказ по этой картинке, но обязательно расскажи, что было до этого, что сейчас происходит и что будет потом».

Работа проводится индивидуально и фронтально на уроках чтения, развития речи.

Это задание может иметь другой вариант: ребенка просят нарисовать начало (первую картинку) и конец рассказа (третью картинку). Можно проводить фронтально.

21. «Собери картинку».

Оборудование: фигуры из картона, изображающие разные предметы (дом, дерево, полоски для забора, гриб, две уточки, озеро, птица).

Направленность задания: активизация прошлого опыта, развитие целостного восприятия, образных представлений, составление рассказа с опорой на картинки.

Процедура проведения: перед ребенком в беспорядке кладут отдельные фигуры и предлагают составить картинку, а затем «сочинить» рассказ по ней. Работа по созданию композиции может проводиться коллективно, а затем каждый придумывает свой рассказ, после чего «творчество» детей получает оценку.

Изображения для создания композиции можно подобрать в зависимости от учебного предмета и темы урока.

22. «Дорисуй фигуры».

Цель: развивать точность восприятия.

Инструкция:

Ребята, посмотрите на рисунки. Здесь вы видите, что линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Ваша задача их дорисовать.

23. «Посмотри».

Цель: развивать наблюдательность.

Инструкция:

Внимательно осмотри комнату, в которой мы находимся. Найди предметы, которые состоят или в которых есть круг, окружность. Кто из вас больше найдет таких предметов? Запишите.

24. «Опиши предмет».

Цель: развивать восприятие предметов и узнавание признаков в изображении этих предметов.

Инструкция:

Ребята, посмотрите внимательно на этот предмет (игрушечный зайчик, яблоко, карандаш и так далее). Что это? Какой он? Нужно назвать как можно больше признаков этого предмета. Ребята, как вы думаете, какая это вещь – хорошая, нужная, или наоборот; для чего она служит? Не забудьте обратить внимание на цвет предмета, его форму, назначение и так далее.

25. «Закрась фрукты».

Цель: развивать способность к цветовосприятию.

Детям даются рисунки с черно – белым изображением различных фруктов и цветные карандаши. Дается задание: закрасить каждый фрукт в соответствующий цвет. Вместо фруктов могут быть изображения овощей, цветов, животных и других предметов.

В процессе работы по развитию буквенного гнозиса предлагаются следующие задания:

1. Найти букву среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления).

2. Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом (печатным и рукописным). Для этого логопед предлагает детям карточки с различными буквами: а, о; х, ж; и, ш.

3. Определить букву в неправильном положении.

4. Обвести контурные изображения букв.

5. Выделить буквы, наложенные друг на друга (написать или назвать).

6. Дописать букву.

7. На фоне контурных изображений предметов найти «спрятавшиеся» буквы.

8. Конструирование печатных и рукописных букв из элементов.

Основная цель работы над различением смешиваемых на письме букв заключается в том, чтобы любыми возможными путями довести до сознания ребенка разницу в начертании этих букв. Если это будет достигнуто, то не останется больше и почвы для буквенных замен, но все же для окончательного их преодоления нужно будет провести достаточное количество письменных упражнений. Они помогут преодолеть уже закрепившуюся у ребенка неправильную «моторную память руки».

Вот некоторые приемы работы над различением букв.

  1. Сравнение двух смешиваемых ребенком букв, сопровождаемое словесным описанием имеющихся между ними различий. Например: у буквы и только два крючочка, а у ш – три; у буквы р палочка длинная, а у п - короткая; у буквы ш только три крючочка, а у щ, кроме них, есть еще один дополнительный элемент и так далее.

  2. Письмо смешиваемых букв в воздухе, что позволяет за счет подключения движений руки лучше уловить имеющиеся различия. Глаза ребенка при этом должны быть закрыты, поскольку движение руки здесь должно сыграть компенсирующую роль по отношению к недостаточно тонкому зрительному восприятию.

  3. Называние ребенком рядом написанных сходных по начертанию букв. Нужно добиваться безошибочного называния букв. Это может быть достигнуто путем соответствующих пояснений, подчеркивания различий и достаточного количества повторных упражнений.

  4. Конструирование (складывание) букв из элементов, вырезанных из картона. Например, букву и ребенок складывает из двух крючочков, а ш – из трех и тому подобное.

  5. Реконструирование букв, то есть как бы «переделка» одной буквы в другую. Например: «Что нужно сделать для того, чтобы из буквы щ получить ш? А как можно переделать букву и в ц?». Приводим некоторые возможные варианты реконструирования печатных и рукописных букв:

Ы - Ь - Ъ - Б - В - З

Т - Г - П - Н - И

Ж - Х - К
А - Д - Л - М

т - п - р - г

и - ш - ц - щ

  1. «Достраивание» букв путем добавления к ним недостающих элементов.

  2. Нахождение «спрятавшихся» букв в так называемых «совмещенных буквах». Ребенку предлагается определить, сколько и каких букв «спряталось» в каждой из фигур. Данные в скобках ответы, конечно, закрываются от ребенка.

Как видим, все эти упражнения как бы «бьют в одну цель», поскольку при их выполнении ребенок должен постоянно думать об особенностях начертания букв, находить в них не только сходство, но и различие. В конечном итоге это и обеспечит прочное усвоение букв.

Особенностью предлагаемых упражнений является и то, что все они проводятся устно, без записи ребенком смешиваемых букв (за исключением написания в воздухе), что далеко не случайно. Переход к письму возможен лишь после четкого уяснения ребенком различий между смешиваемыми им буквами. Прежде, чем писать, нужно точно знать, как именно пишется каждая из букв. Только при этом условии может быть гарантировано правильное написание ребенком оптически сходных букв.

На заключительном этапе работы можно перейти, наконец, к письменным упражнениям.

Очень полезно письмо смешиваемых (или искажаемых при написании) букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: ц, ц, ц, щ, щ, ц. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит.

После исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму под диктовку слогов, а затем и слов с этими буквами: ща, ца, ца, ща, ца, ща, ащ, ац; шуба, щенок, щепка… Перед записью каждого слога и слова ребенок обязательно должен сказать, какую из «сомнительных» букв он собирается написать и из каких элементов она состоит. Такие предварительные «отчеты» очень важны для предупреждения ошибочного написания букв, без чего невозможна выработка правильных и устойчивых зрительно – двигательных стереотипов слов.


Литература:
  1. Белошеева А.А., Голышева В.В. Психические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей/ Серия «В семье больной ребёнок». – Пермь: Здравствуй, 2009. – 270 с.

  2. Мазепина Т.Б. Развитие познавательных процессов ребёнка в играх, тренингах, тестах/ Серия «Мир нашего ребёнка». – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 64 с.

  3. Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты. Часть I. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2001. – 64 с.

  4. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тек­сты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных за­ведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил

Основные термины (генерируются автоматически): буква, ребенок, картинка, зрительное восприятие, предмет, раз, задание, направленность задания, процедура проведения, фигура.

Похожие статьи

Логопедическая работа по коррекции оптической дисграфии у младших школьников

Профилактика речевых нарушений младших дошкольников посредством нейропсихологического подхода

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Принципы и методы логопедической работы по коррекции устной речи у учащихся младших классов с ЗПР

Методические основы формирования орфографических умений у учащихся с нарушениями психического развития в младшем школьном возрасте

Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья

Творческие разработки игр и пособий для эффективности коррекции речи при развитии мелкой моторики дошкольников

Методы и приёмы в работе учителя-дефектолога с детьми с задержкой психоречевого развития

Психологическое сопровождение аутичных детей с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома интерната

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей

Похожие статьи

Логопедическая работа по коррекции оптической дисграфии у младших школьников

Профилактика речевых нарушений младших дошкольников посредством нейропсихологического подхода

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Принципы и методы логопедической работы по коррекции устной речи у учащихся младших классов с ЗПР

Методические основы формирования орфографических умений у учащихся с нарушениями психического развития в младшем школьном возрасте

Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья

Творческие разработки игр и пособий для эффективности коррекции речи при развитии мелкой моторики дошкольников

Методы и приёмы в работе учителя-дефектолога с детьми с задержкой психоречевого развития

Психологическое сопровождение аутичных детей с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома интерната

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей