Ребенок в сенсорно-познавательном пространстве группы компенсирующей направленности
Автор: Данилова Екатерина Олеговна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.
Дата публикации: 31.03.2024
Статья просмотрена: 10 раз
Библиографическое описание:
Данилова, Е. О. Ребенок в сенсорно-познавательном пространстве группы компенсирующей направленности / Е. О. Данилова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9127/ (дата обращения: 15.11.2024).
Дошкольное детство является важным и достаточно благоприятным периодом для развития математических представлений. От того, насколько прочно заложены элементарные математические представления в сознании детей, в значительной мере зависит весь дальнейший путь их математического развития.
На третьем году жизни у ребенка быстро развивается речь, накапливается личный опыт, развивается эмоциональная сфера и конкретное образное мышление. Малыш интенсивно знакомится с сенсорными эталонами- устойчивыми осознанными представлениями о форме, размер и цвет предметов, поэтому основная задача педагогов — помочь ему в этом. Мое исследование показало, что даже на конец учебного года дети пятого-шестого года жизни с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) еще недостаточно знают названия основных цветов и оттенков.
Немецкий исследователь К. Коффка отмечает, что эффективнее всего ребенок усваивает названия цветов в противопоставлении таких контрастов: закрашенное-не закрашено, красный-желтый, зеленый — синий. Причем чем чаще взрослый называет ребенку цвета, тем лучше он запоминает их и различает.
Немецкий педагог В. Фребель предлагает сначала изолированно называть цвет, затем рассматривать светлые и темные оттенки этого цвета и лишь со временем выделять определенный цвет из ряда других.
Краски служат едва ли не лучшим средством ознакомления ребенка с цветом предметов. Взрослым желательно самостоятельно называть цвета окружающих предметов и побуждать к этому ребенка. Сначала целесообразно познакомить малыша с основными цветами и лишь после полного их усвоения переходить к изучению оттенков, используя прямое образовательное влияние, указания, образцы вербального, наглядного и действующего характера.
На начальных этапах во время игр-занятий лучше всего использовать полоски цветной бумаги, картона или пластмассы разных цветов, которыми бы ребенок мог манипулировать, плотно накладывая их или прикладывая для распознавания и сравнения цветов. Таковы внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам.
На следующих этапах можно использовать яблоки разных цветов — зеленое, желтое и красное. Спросить у ребенка, что между ними общего (все это — яблоки), и чем они отличаются (все они разного цвета). Совместно назвать цвета. Взрослый может помогать ребенку: например, называть цвет самостоятельно и просить повторить название, подсказывать первый звук первый слог в названии цвета, задавать наводящие вопросы.
Зимой, закрашивая воду в разные цвета и разливая ее по формочкам, а затем замораживая, можно делать на улице разноцветные ледяные дорожки, узоры или настоящие сюжетные картины, что будет стимулировать ребенка к изучению цветов.
Когда ребенок запомнил основные цвета и научился различать их, можно приступать к изучению оттенков. И, конечно, во время игр-занятий не следует забывать про игры и упражнения, цветные слайды, развивающие мультфильмы и компьютерные программы по ознакомлению детей с цветами, стихотворные миниатюры и сказочные рассказы, различные виды познавательно-предметной деятельности (труд, рисование, лепка, аппликация, игры с мозаикой, нанизывание бусинок, сортировка по цветам мелких предметов), гармоничное сочетание двигательных, музыкальных и речевых средств.
Игровая мотивация побуждает ребенка к творчеству, проявлению фантазии, создает атмосферу заинтересованности, экспериментирования, эмоционального переживания, интеллектуального и речевого познания, формирует самоконтроль, активизирующий самостоятельность, придает уверенности в собственных силах.
Совместное обсуждение эмоционально-цветовой палитры стихотворения или рассказа способствует адаптации ребенка в цветной окружающей среде, стимулирует гармонизацию чувств, активизирует психо-речевую деятельность как ведущее средство художественного освоения детьми мира цветов.
Совместное оформление интерьера комнаты, украшение рисунками ребенка помещения, обучение дошкольника чутью цвета и ритма в образовании разноцветных орнаментов или узоров, умение видеть прекрасное в произведениях искусства, природе и повседневной жизни способствует качественному формированию у детей восприятия цвета.
Российский искусствовед А. В. Бакушинский отмечает, что у дошкольников часто фиксируется стереотип доминирующего цвета предмета (например, клубника — красная, трава — зеленая, море — синее), и если не преодолеть его, такой штамп может замедлять не только художественный, но и общее психофизическое развитие ребенка. Чтобы такого не случилось, взрослый может предлагать ребенку экспериментировать. Например, взять белую чашку и спросить, какого она цвета. (Белая) После того, как ребенок ответил, рядом с чашкой положить лимон и снова спросить: „А теперь чашка какого цвета?" (Желтая) можно взять синюю бумажную или тканевую салфетку и поставить на нее чашку, спросив: «какого цвета чашка теперь?"(Синяя).
Эффективными помощниками в преодолении стереотипов доминирующего цвета предметов являются наблюдения. Например, зимой стоит вместе понаблюдать, как в течение дня меняется цвет снега. Именно благодаря таким наблюдениям в природе и экспериментальной деятельности ребенок будет стремиться познавать что-то новое, станет гибким в своих мыслях и действиях.
Критериями оценки сформированности восприятия того или иного цвета являются умения ребенка:
— отождествлять одинаковые предметы и признаки (понятие «такой — не такой», «одинаковые — разные») (эти карандаши одинакового или разного цвета?);
— идентифицировать цвет с образцом (Найди такой же цвет);
— располагать цвета в соответствии с образцом-эталоном (Выложи рядом с этой такую же башенку);
— находить цвета и оттенки по заданию взрослого (Покажи, где...);
— называть цвета и оттенки (названия, какого цвета...);
— обобщать и группировать предметы определенного цвета (Сложи в коробку все предметы... цвета);
— находить лишний предмет по цвету (Покажи, что лишнее? Почему?);
— передавать цвет предмета в продуктивной деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация).
Сенсорно-познавательному развитию способствует также использование друдлов (от doodle — абстрактные каракули и riddle — загадка) — таких незавершенных, преимущественно черно-белых изображений, которые нужно дорисовать, опираясь на собственные возникающие ассоциативные связи.
Детям с речевыми нарушениями трудно сразу выполнять задания на завершение друдлов, поэтому с дошкольниками нужно проводить значительную подготовительную работу в этом направлении. В частности, предлагать детям рассматривать такие предметные изображения, в которых графически (с помощью толстой линии или яркого цвета) выделена та или иная составляющая (например, Панцирь черепахи в виде полукруга или ромбовидное основание воздушного змея). Сначала целесообразно обращать внимание детей и приучать их ориентироваться на основные геометрические формы, впоследствии добавляя любые кривые линии или их сочетание. Например, воспитатель показывает детям квадрат и спрашивает: «О чем (ком) вы подумали?” (Тумбочка, телевизор, картина, окошко и т. п) Воспитатель предлагает детям рассмотреть обычные вертикальные линии и рассказывает, что они как бы поднимают нас вверх и вспоминаются высокие тополя, подъемные краны на стройке, обращается к детям: „а что напоминает такая линия вам?”. (Свечу, трубу, ручку, букву, столб, дерево, палочку для коктейля)
Педагог отмечает, что горизонтальные линии действуют успокаивающе, будто широкое поле или дорога, а еще есть линии толстые и тонкие, прямые и волнистые; предлагает детям рассмотреть их. Дети определяют, что волнистая линия похожа на змею, пружинку, тропинку, ручеек и тому подобное. Возможные образцы простых друдлов с возможными вариантами их преобразований представлены в таблице.
Задачи такого типа способствуют развитию аналитического мышления, связной речи, закрепляющей знания ребенка о составляющих того или иного предмета и его форме.
Образцы друдлов и возможные варианты их превращений
Друдл |
Варианты преобразований |
|
дом, грузовик, тележка, тачка, хлопушка, окно, картина |
|
солнце, шарик, подсолнух, вишня, колобок, яблоко, помидор, мяч, руль, штурвал |
|
зонт, парашют, абажур, гриб, юбка, шапочка, мышиная норка |
|
пирамидка, воздушный змей, ракета, елка, мухомор, колпачок клоуна, мороженое |
|
собака, кошка, лисичка, утка, птичка, курица, петух |
На дальнейших этапах работы уже не нужны предметные изображения, ведь дошкольники постепенно учатся представлять, додумывать, фантазировать, причем делать это в разных вариантах (возвращают карточку с друдлом, рассматривают под разными углами). Дети убеждаются, что в этом виде работы нет правильных и неправильных ответов, зато имеются большой интерес и азарт: „Кто придумает больше вариантов?”. Дошкольники могут дорисовывать изображения, а могут и просто назвать ассоциируемый с друдлом предмет, указав, какая именно часть друдла напомнила ту или иную вещь.
Если дети сделали рисунки, можно выставить их на доску, а потом, опираясь на них, придумать и рассказать какую-нибудь историю. Целесообразно предлагать детям цветное изображение друдлов. Да, например, голубая кривая может ассоциироваться у дошкольников с рекой, лентой, ручейком, зеленая — со змейкой, водорослями и тому подобное.
Итак, использование друдлов способствует развитию различных видов мышления (ассоциативного, дивергентного, наглядно-образного), внимания и памяти, связной речи, фантазии детей, учит находить и реализовать нестандартные решения разнообразных задач.