Формирование основ сенсорного воспитания в раннем детстве через игру
Авторы: Баркова Лариса Павловна, Волкова Наталья Георгиевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.
Дата публикации: 03.10.2015
Статья просмотрена: 567 раз
Библиографическое описание:
Баркова, Л. П. Формирование основ сенсорного воспитания в раннем детстве через игру / Л. П. Баркова, Н. Г. Волкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 4 (4). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/13/276/ (дата обращения: 16.12.2024).
Развитие сенсорных способностей — одна из основных задач всестороннего развития ребёнка. Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает, прежде всего, обогащение личности ребёнка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека. Углубление и обогащение мироощущения ведёт к формированию миропонимания, всё более осознанного отношения к явлениям окружающего.
Хотя малыш не готов ещё к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.
Педагог дифференцирует учебные задачи в соответствии с возрастом детей и реальным уровнем их сенсорных умений и навыков.
Однако и внутри одного возраста отдельные дети могут отставать от своих сверстников или, наоборот, опережать их. Для того чтобы выявить таких детей педагоги проводят несколько специальных диагностических занятий. Анализ полученных данных позволяет определить, к группе с каким уровнем (низкий, средний, высокий) развития сенсорных умений и навыков следует отнести каждого ребёнка, и затем правильно организовать обучение.
Педагоги осуществляют свою работу в определённой системе, которая представляет собой использование различных методов и приёмов:
наглядность в обучении;
игровые упражнения;
индивидуальная работа;
использование художественного слова;
обследовательская деятельность;
аналитическая деятельность;
беседы, консультации, советы, памятки для родителей.
На первом этапе своей работы педагоги проводят диагностическое наблюдение сенсорных навыков детей третьего года жизни в процессе игр и свободной деятельности. Полученные в ходе диагностического этапа исследования показали, что сенсорное развитие у детей слабо развито. Опираясь на результаты диагностики, учитывая уровни развития и индивидуальные особенности детей, педагоги разделили их на подгруппы, и составили перспективный план.
Подобрали игры и упражнения на сенсорное развитие таким образом, чтобы они использовались в различных видах деятельности, любые из упражнений могли взаимозаменять друг друга и применяться в зависимости от конкретных условий и уровня развития детей. Воспитатели подобрали игры и упражнения, игровые ситуации, составили каталог дидактических игр. Весь собранный материал использовался в различных видах деятельности и применялся в зависимости от конкретных условий и уровня развития детей.
Также педагоги учитывали и то, что в этом возрасте у детей слабо развиты навыки совместной деятельности. Поэтому в начале года они проводили преимущественно индивидуальные занятия, разработали индивидуальный маршрут для каждого ребенка. Каждый маршрут представляет собой последовательную цепочку игровых упражнений, игр и ситуаций, постепенно усложняющихся и с индивидуальным количеством повторений тех или иных заданий.
На втором этапе своей работы педагогами проводились занятия.
Успешно использовались следующие виды дидактических игр.
Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическими действиями с предметами.
Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?».
Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее».
У маленьких детей запоминание названий цвета протекает чрезвычайно медленно со значительными трудностями. Индивидуальные различия в быстроте усвоения названий цвета зависят в значительной степени от влияния окружающей среды, от ассоциативных связей из личного опыта ребёнка. Формировать понятие о цвете педагоги решили через игры, а также использовали рисование и мозаику. В играх «У кого такие синие глаза?», «Чей это зонтик?» учили подбирать однородные предметы (синие глазки, зонтики) по одному из признаков (цвету), используя указания. А в игре «Разложи мячи в корзинки» дети уже уверенно группировали игрушки по признаку цвета. Затем педагоги в игре усложнили задание.
В середине учебного года игры усложнились. Педагоги познакомили детей с зелёным цветам, и учили находить по словесному указанию предметы зелёного и жёлтого цвета в игре «Помоги собачке найти свою будку», а также соотносить по признаку цвета разнородные предметы (бантик и будку). В игре «Украсим ёлочку» задание усложнилось тем, что нужно было находить, понимать, знать и называть ёлочные игрушки — «Шары», «Бусы» жёлтого, синего и зелёного цвета. В играх «Помоги Маше привести в порядок её комнату», «Что весна нам принесла», у детей закрепилось умение соотносить разнородные предметы по признаку цвета (мебель, растения, посуда). Более сложную задачу для детей педагоги поставили в игре «Собери букет»: сформировать поисковую деятельность; расширить поле зрения; выделять в букете цветы основных цветов. Знакомство детей с цветом осуществлялось и в подвижных играх, например, «Добеги и принеси» (добежать до какого-то предмета, окрашенного в один из основных цветов), «Подпрыгни и достань», «Доползи и принеси».
На занятиях использовались цветные палочки, ребёнок должен был выбрать предметы двух заданных цветов из четырёх возможных, закреплялось умение группировать предметы по цвету. Для закрепления соотношения разнообразных предметов по цвету использовались четырёхцветные столики с грибочками. Для фиксации внимания на том, что цвет является признаком разных предметов, и может быть, использован для их обозначения использовалась мозаика на занятии «Курочка и цыплята. На занятии «Домики и флажки» усложнились условия выбора. Кроме белой и красной мозаики в коробку дополнительно положили несколько зелёных, синих и жёлтых элементов, которые не потребуются при выполнении задания. На занятиях с мозаикой дети по-разному выкладывали элементы — вначале последовательно, затем чередуя цвет. Для формирования у детей отношения к цвету как важнейшему свойству предметов, подводили их к самостоятельному выбору заданного цвета (четырёх предложенных), используя краски на занятиях «Огоньки вечером», «Листочки деревьев», «Апельсин». Эти занятия выявляют, в какой мере предшествующие занятия сформировали у детей отношение к цвету как к характерному признаку определенных предметов. Педагоги не требовали от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Педагогу важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов.
Вне занятий также уделялось большое внимание воспитанию сенсорной культуры ребёнка. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует не наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твёрдость (или мягкость), шероховатость и т. д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущения и восприятия — непосредственное, чувственное познание действительности. Сенсорное воспитание ребёнка в раннем возрасте нельзя переоценить, приходя в группу, малыш начинает своё сенсорное развитие с пальчиковой гимнастики. В работе педагоги использовали основной принцип дидактики от простого к сложному. Подбирали занятия, их интенсивность; количественный и качественный состав варьировали в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Сначала выбирали более простые упражнения: сжимание и разжимание пальцев рук («Утёнок»); выполнение движений в соответствии с текстом («Водичка, водичка»), затем «Замочек», «Заборчик». Для развития моторики пальцев рук широко использовали шнуровки, застёжки. Обучали малышей застёгивать, расстегивать пуговицы, кнопки, замки «молнии», «липучки». Педагоги не просто предлагали застегнуть пуговицу или замок, а создавали игровую ситуацию, например, рассказывая сказку «Колобок»…
Маленьких детей привлекают яркие цвета, именно четыре основных цвета: красный, синий, зелёный, жёлтый. В свободном рисовании педагоги предлагали воспитанникам эти цвета, подобрали контрастный фон: на синем небе жёлтое солнце, на зелёном лугу — красные цветочки, на тёмном фоне огоньки салюта. Закрепление цвета, происходит постоянно и в повседневной жизни: какого цвета платье у куклы, какого цвета у тебя колготки, какого цвета бантик у зайчика.
Для формирования восприятия формы, использовались игры с дидактическими действиями, которые помогали ребёнку воспринимать форму предмета не зависимо от его положения, величины, цвета, фактуры материала из которого они изготовлены.
В игре «Кубики и матрёшки» знакомили детей с геометрическим телом — кубом, учили выделять части куба — ребра, углы. В следующей игре знакомили с квадратом, учили соотносить названия геометрической фигуры с её свойствами и внешним видом. После этого дети уверенно производили игровые действия с квадратами разной величины. Для знакомства воспитанников с предметами круглой формы педагоги ориентировали их на два свойства — форму (круглый) и величину (больше, меньше), например: фрукты, блюда на которых они лежат игры «Собираем урожай», «Что нам осень принесла». Педагоги меняли условия игр — это стимулировало ребёнка мыслить, а не выполнять задания по стереотипу.
Прежде чем переходить к знакомству с другими геометрическими телами и фигурами, использовались игры-вкладыши. Предлагая ребёнку поиграть: опустить геометрические тела в прорези (шар-круг; куб-квадрат), сопровождали свои действия комментарием: «Я взял кубик и опускаю его в квадратное отверстие». Если речь ребёнка ещё недостаточно развита, педагоги просили его называть только форму геометрического тела и фигуры (шар-круг). Детям очень нравились игрушки-вкладыши. Малыши в свободное время часто самостоятельно брали их играть.
Усложняя занятия, воспитатели предлагали выбирать предметы по двум заданным свойствам: форме и цвету (круглая форма, жёлтый и синий цвет) в играх «Новое платье», «Укрась ёлку».
Игры варьировались игры, и дети научились отличать и называть призму. В дальнейшем у детей формируются умения: малыши почти без ошибок выбирали из строительного набора те геометрические тела, которые просили или, которые были им нужны для постройки. Воспитанники с удовольствием играли в игры «Помоги лесным жителям найти свой дом», «Лепим снежную бабу». Называть предметы трёх величин (большой, средний, маленький); соотносить плоскостное изображение формы с геометрическим телом и классифицировать предметы по форме и величине дети научились в играх «Вытираем обувь», «К нам гости пришли».
Для обучения детей правильному определению величины предмета педагоги соблюдали определённую последовательность и нарастание сложности в проведении игр, используя приёмы: проверки путём приложения, наложения, соотнесения. Например, в игре «Куколки» дети ориентировались в величине предметов (частей тела). А в игре «Чьё это?» малыши быстро поняли задание и правильно подбирали предметы большого размера (принадлежащие папе и маме) и предметы маленького размера (принадлежащие сыну и дочке). Подбирая развивающие игры для конкретного ребенка, педагоги, учитывали его интересы, останавливали свой выбор на той игре, которая заинтересует малыша, так как один ребенок любит играть с пирамидкой, а другой к ней совершенно равнодушен, и предпочитает мозаику.Ценность этих игр и упражнений не только в том, что дети познают свойства — цвет, форму, величину и др., но и в том, что благодаря заложенному в обучающих игрушках и материалах принципу самоконтроля, они позволяют организовать более или менее длительную самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умение играть рядом с другими, не мешая им.
Важным условием осуществления задач сенсорного воспитания является знание педагогом игр и систематическое обучение детей этим играм, развитие у них умения самостоятельно играть в доступные и интересные их возрасту игры.
Следующим направлением в системе является работа с родителями. Огромная роль в выполнении намеченных педагогами задач принадлежит семье — ведь формирование навыков обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Успешное достижение цели, поставленной автором, возможно лишь при условии проведения систематической работы по взаимодействию с семьей по вопросу «Формирование основ сенсорного воспитания в раннем детстве через игру».
В начале учебного года педагоги провели родительское собрание на тему «Роль сенсорного развития в жизни детей раннего возраста», на котором рассказали родителям о необходимости развития умственных способностей у детей, познакомили с результатами обследования, особенностями и возможностями каждого ребенка. Провели анкетирование родителей. Педагоги использовали такую форму родительского собрания, как круглый стол, где проходили дискуссии, на которых обсуждались проблемы сенсорного развития детей, поднимались такие темы: «Влияние пальчиковой гимнастики на сенсорное и умственное развитие ребёнка».
В группе воспитатели создали уголок для родителей, где поместили консультации: «Развиваем сенсорные способности с ранних лет». «Сенсорное воспитание в повседневной жизни». На стендах вывешивали памятки, советы «Домашняя школа Монтессори», статьи из газет и педагогических журналов».
В беседах с родителями педагоги подчёркивали необходимость соблюдения ими постоянной выдержки, терпения, уважения к личности ребёнка, объясняли, что только совместная работа детского сада и семьи может дать хорошие результаты.
Осознание родителями своей роли в развитии сенсорных навыков и повышения уровня умственного развития собственных детей заставило их более ответственно относиться к просьбам и поручениям воспитателей, а, следовательно, усилило эффективность взаимодействия детского сада и семьи по вопросу гармоничного развития детей.