Сенсорное развитие детей раннего возраста во взаимодействии со взрослыми | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 03.06.2018

Статья просмотрена: 7464 раза

Библиографическое описание:

Кириенко, В. Л. Сенсорное развитие детей раннего возраста во взаимодействии со взрослыми / В. Л. Кириенко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14335/ (дата обращения: 22.12.2024).



Каждый ребёнок по своей природе исследователь. Малыши не рождаются с набором определённых знаний и умений, поэтому каждому ребёнку надо осваивать этот мир: для чего нужна ложка, как держать карандаш, где расположен нос, на эти и еще множество других вопросов мы, взрослые, родители и педагоги должны помочь найти ответы.

Слово сенсорика от латинского слова «sensus» что означает «восприятие», «способность ощущения». Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. [1]

Почему же ученые педагоги и психологи придают такое большое значение сенсорному развитию детей именно в раннем возрасте? Потому что сенсорное развитие, во-первых, является базовым фундаментом для умственного развития. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Во-вторых, усвоение сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны — это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, система цветов, система фонем родного языка. Усвоить сенсорный эталон — это не только значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ. И начинается этот процесс с раннего детства. Таким образом, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и развития всех психических процессов таких как память, мышление, речь, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для многих видов детской деятельности. [1]

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говориться о признании периода детства как самоценном и уникальном периоде жизни человека. Организовывая образовательную деятельность, по реализации Программы, следует учитывать ведущий вид деятельности на каждом возрастном этапе развития ребёнка, а также ФГОС ДО были выдвинуты требования к развивающей предметно-пространственной среде, как к одному из важнейших условий реализации Программы в дошкольной организации. Она состоит из «материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Таким образом, в основном документе, регламентирующем деятельность любой дошкольной организации на территории РФ говориться о необходимости создавать условия для развития и воспитания детей, а также насыщать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с возрастными потребностями и возможностями каждого этапа детства.

Сенсорное воспитание — это целенаправленный процесс развития у детей сенсорных процессов (ощущение, восприятий, представлений). [3]

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На втором-третьем году жизни дети могут научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Ребёнок раннего дошкольного возраста может:

‒ различать как минимум 6 цветов и знать их по названиям. Производить сортировку предметов по цветовому образцу;

‒ определять величину согласно трём понятиям: большой, маленький, средний.

‒ строить пирамидку из 5–8 колечек;

‒ собирать пазлы или разрезные картинки (4–8 частей);

‒ определять форму предмета. Отличать объемные фигуры куб, шар;

‒ сортировать предметы, имеющие общий признак, например, цвет, форму, размер.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. [1].

Для детей раннего дошкольного возраста (от 1 года до 3 лет) характерной является предметно-манипулятивная деятельность. Это когда возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей. В процессе это деятельности взрослый показывает ребенку, как действовать ложкой, расчёской и другими бытовыми предметами и игрушками, знакомит с сенсорными понятиями длинный — короткий, лёгкий — тяжёлый и т. д., при этом называя качества и свойства различных предметов и побуждая ребёнка показать и повторять их. [4]

Повседневное общение взрослых с детьми насыщено категориями сенсорного спектра. Проговаривая действия свои или ребёнка, взрослые используют такие слова, как, например большой — большая (кукла, Мишка, машина), маленький — маленькая (чашка, книжка, кроватка); низко-высоко, быстро-медленно, круглый — квадратный — треугольный; под — над — в — за и т. д. Эти понятия постоянно используются в речи взрослых, многократно повторяются ими в течении дня в различных ситуациях и входят в обиход и в понятийный аппарат ребёнка самым естественным образом. Сначала они закрепляются за конкретными предметами, затем по мере расширения горизонтов, приходит время их уточнения, сопоставления. В тарелке было много супа — стало мало; часы на стене круглые, платочек квадратный в кармашке, машина красная, платье на кукле желтое в синий горошек и т. п. Таким образом, в раннем возрасте ребенок осваивает сенсорные категории — обозначения величины, основных геометрических форм и основных цветов, он начинает ориентироваться в пространстве. Сенсорное развитие лучше всего происходит, когда дети с самого раннего возраста получают возможность приобрести соответствующий чувственный опыт. [2]

Делу обогащения чувственного опыта детей служит развивающая предметно-пространственная среда. Хорошо спланированное и организованное пространство групповой комнаты и других помещений детского сада даёт множество возможностей для исследования, конструирования и других видов деятельности, которые включают в себя сенсорные понятия. Практически все центры активности предоставляют возможность для обогащения сенсорного опыта детей. [2]

Центр сюжетно-ролевой игры. В играх, например «Покормим Мишку и Зайку», «Оденем Машу и Олю на прогулку» дети могут практиковаться в соотнесении крупной и мелкой посуды для разных персонажей, разной одежды, обуви, например Маше завяжем длинный шарф, а Оле короткий, бубон на шапке пушистый, пуговицы твёрдые и т. п.

Центр песка иводы или сенсорный центр наполняется ёмкостями не только с песком и водой, но различными сыпучими природными материалами, например каштаны, фасоль, горох, там может находиться сухой бассейн с пластмассовыми или поролоновыми шариками. Дети с удовольствием играют в игру «Найди сюрприз», когда взрослый зарывает в ёмкости с песком или горохом мелкую игрушку, а ребенок её находит. Здесь же ребенок практикуется в определении понятий мокрый — сухой, твёрдый — мягкий, прозрачная — непрозрачная. и т. д. В этом центре развивается самостоятельность, крупная моторика, умение управлять своей рукой.

Центр дидактических игр изобилует материалом для сенсорного развития ребёнка. Это крупная мозаика ярких цветов, рамки и вкладыши разные по цвету, величине и форме, разнообразные пирамидки, модные нынче бизиборды с различными шнуровками, кнопками, липучками, замочками, пуговицами и петельками, деталями для ощупывания и узнавания, издающие различные звуки. Игры и игрушки подбираются с учетом безопасности, разнообразия материалов и фактур. Также в этом центре находятся самодельные дидактические игры с сенсорным содержанием «Подбери по цвету», «Подбери дверцу к домику», кроме того, используются готовые пособия (блоки Дьенеша, палочки Кюзинера, Геометрическое лото и т. д.)

Центр ряжения, традиционный в группе раннего возраста также позволяет на практике примерить на себя и почувствовать такие понятия как длинный — короткий, пушистый — гладкий, высокий — низкий, мягкий — твёрдый. Фартучки, платочки, юбочки, колпачки различных оттенков позволяет практиковаться в сочетании по цвету, развивает эстетические чувства.

Центр музыкальных игр содержит погремушки различного звучания, бубны, ксилофон, барабаны, маракасы, а также большое количество самодельных звучащих игрушек, например, парные шумелки из контейнеров для киндер-сюрпризов с различным наполнением для игры «Подбери по звуку», настольная ширма для игры «Угадай что звучит».

Таким образом, видно, что сенсорное развитие, являясь базовым для умственного развития ребенка, может быть осуществлено в повседневном общении взрослого и ребёнка и при насыщении предметно-развивающей среды материалами и атрибутами, служащих цели обогащения чувственного опыта ребенка раннего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте // Открытый урок. Первое сентября. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/ %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8C %D0 %B8/413707/ (дата обращения: 28.05.2018).
  2. Михайлова-Свирская Л. В. Математика в детском саду. — М.: Национальное образование, 2015. — 56 с.
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Консультант Плюс. URL: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/942–2010–10–01–13–14–03.html (дата обращения: 28.05.2018).
  4. Роль деятельности в психическом развитии ребенке. Понятие «ведущая деятельность». // Мир психологии. URL: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/942–2010–10–01–13–14–03.html (дата обращения: 28.05.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное развитие, ребенок, игра, развивающая предметно-пространственная среда, ранний возраст, ранний дошкольный возраст, цвет, дошкольная организация, полноценное восприятие, сенсорное воспитание.