Методические рекомендации содержат материал по использованию дидактического развивающего пособия «Занимательные круги». Данное пособие позволяет в процессе игры развивать познавательную и речевую активность детей дошкольного возраста, формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация, а также сенсорные представления.
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников дошкольных организаций образования.
Дидактическое развивающее пособие
«Занимательные круги»
Дидактическое развивающее пособие «Занимательные круги» предназначено для детей 5–7 лет.
Игра — самая естественная деятельность детей. Для детей игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность и является одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников. И, если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.
Успешно сочетать игру и обучение можно используя дидактические игры и пособия. В дидактических играх задание предлагается в игровой форме. Играя в них, сами того не подозревая, дошкольники получают новые знания, вырабатывают навыки действий с разнообразным материалом, учатся взаимодействию и общению со сверстниками.
Многофункциональное дидактическое развивающее пособие «Занимательные круги» представляет собой мобильный, полифункциональный набор дидактических материалов развивающей направленности. Данное пособие позволяет развивать познавательную и речевую активность детей дошкольного возраста, формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация, а также сенсорные представления.
Пособие можно использовать для индивидуальной, подгрупповой работы с дошкольниками, в самостоятельной и игровой деятельности.
Цель дидактического развивающего пособия «Занимательные круги» — создание условий для формирования познавательной активности детей дошкольного возраста.
Пособие направлено на решение следующих задач :
– уточнять, расширять и систематизировать знания детей о природе, явлениях общественной жизни, предметах окружающего мира;
– активизировать познавательную и речевую активность;
– развивать мышление, внимание, память, воображение, речь;
– воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативности и самостоятельности.
Описание дидактического пособия
Дидактическое развивающее пособие «Занимательные круги» представляет собой три круга разного диаметра (46см,30 см,16 см). Они нанизаны на общий стержень по типу пирамидки, свободно вращаются, в верхней части стержня крепится рамка. Все круги разделены на 10 секторов, на каждый сектор крепится карточка по теме. При свободном вращении кругов внутри рамки оказываются определенные сектора.
К пособию прилагается комплект съемных предметных карточек по темам: финансовая грамотность, сенсорное развитие, безопасность дорожного движения, народные промыслы, профессии, животный мир. Карточки крепятся на круги на магнитной основе, хранятся в деревянной коробке.
Использование в различных видах деятельности
Дидактическое игровое пособие является частью развивающей предметно-пространственной среды группы дошкольной образовательной организации, отвечает принципам трансформируемости, полифункциональности и вариативности.
Дидактическое развивающее пособие «Занимательные круги» является многофункциональным, оно предполагает множество вариантов игровых заданий, содержит комплект разнообразных карточек, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью. Карточки легко снимаются и прикрепляются, дети сами могут менять необходимые картинки. Данное пособие можно видоизменять и дополнять, что сделает его более функциональным. Применение обеспечивает игровую, познавательную и творческую активность воспитанников.
Варианты использования пособия
Игра «Мои покупки»
Цель : развитие у детей дошкольного возраста умения различать и разменивать монеты.
На секторы верхнего круга выкладываются цифры, на секторы среднего — монеты, а на секторы нижнего — предметные картинки. Воспитатель предлагает ребенку совершить покупку в магазине. Например, купить фломастеры. Ребенок рассматривает предметы на большом круге, находит соответствующую картинку и размещает её в рамке. «Фломастеры стоят 6 рублей». Ребенок в малом круге находит цену, соответствующую указанной, вращением кругов тоже размещает её в рамке. Его задача — найти монеты, сумма которых равна шести. Таким образом, рамка объединяет товар, цену и количество монет. Покупка совершена.
Игра «Кто где живёт и чем питается?»
Цель : закрепление знаний детей об образе жизни животных, их питании.
На секторы верхнего круга выкладываются картинки с едой, на секторы среднего — с животными, а на секторы нижнего — с местом их обитания. Предлагается путем вращения кругов найти соответствие между животным, местом его обитания и подобрать картинку с едой для этого животного.
(Например, лиса — нора — мышь, и т. д.).
Игра «Дорожные знаки»
Цель: формирование у детей умения различать и правильно называть дорожные знаки, знать их назначение.
На секторы верхнего круга выкладываются изображения дорожных знаков, а на секторы нижнего — дорожные ситуации.
Воспитатель (или ребёнок) показывает рамкой сюжетную картинку. Дети находят соответствующий дорожный знак, вращением кругов помещают его в рамку, объясняют свой выбор. И, наоборот, по картинке находят — сюжетную картинку.
Игра «Кто где работает»
Цель: закрепление знаний детей о различных профессиях; воспитание уважение к людям разных профессий, интереса к их деятельности.
На секторы верхнего круга выкладываются картинки с предметами, необходимыми для работы людям разных профессий, на секторы среднего — изображения людей в униформе, а на секторы нижнего — с местом их работы. Предлагается путем вращения кругов найти соответствие между профессией человека, местом работы и с предметами, необходимыми для работы.
Игра «Посчитай-ка»
Цель: согласование существительных с числительными и прилагательными в роде, числе и падеже.
На секторы верхнего круга выкладываются цифры, на секторы среднего — цветные картинки, а на секторы нижнего — картинки с изображением предметов.
Ребенку предлагают назвать предмет, согласовать его с цветом в рамке и числом.
Например, один красный карандаш, пять желтых кубиком и т. д.
Заключение
Дидактическое развивающее пособие «Занимательные круги» предназначено для осуществления познавательного развития детей дошкольного возраста. Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования. Использование пособия в дошкольном учреждении способствует развитию у детей познавательного интереса, речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.