Программа дополнительного дошкольного образования социально-педагогической направленности «Веселый язычок» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (83) февраль 2025 г.

Дата публикации: 12.01.2025

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Безукладникова, А. В. Программа дополнительного дошкольного образования социально-педагогической направленности «Веселый язычок» / А. В. Безукладникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 2 (83). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/281/9760/ (дата обращения: 16.01.2025).

Препринт статьи



Программа дополнительного дошкольного образования социально-педагогической направленности «Веселый язычок»

Безукладникова Анастасия Вадимовна, учитель-логопед, дефектолог

МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида «Пчёлка» п. Панковка (Новгородская обл.)

В статье автор показывает схему работы по программе дополнительного образования «Веселый язычок» для детей 5–6 лет.

Ключевые слова: дошкольник, логопедия, дополнительное образование

Настоящая программа разработана в соответствии со следующими документами:

Федеральный закон от 08.08.2024 № 315-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Автор раскрывает понятие «дошкольный возраст» и описывает возрастные особенности детей 5–6 лет. Это делается для того, чтобы подобрать необходимый по возрасту материал и доступные задания, упражнения для дошкольников.

Актуальность программы дополнительного образования «Веселый язычок» определяется необходимостью подготовки артикуляционного аппарата и развития всех сторон речи для успешного перехода детей в подготовительную группу.

Автор описывает основные принципы и подходы к формированию программы: принцип развивающего образования, принцип научной обоснованности и практической применимости, принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса, принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Цель программы: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, артикуляционной моторики и фонематического слуха.

Автор составил учебный план, он представлен в таблице 1.

Таблица 1

Учебный план

Наименование кружка

Длительность занятия (мин)

Количество занятий за период с 10.10.2024 по 29.05.2025

Количество детей

Количество часов

«Веселый язычок»

25

29

До 5

29

В 29 занятий входит не только основная работа по темам, но и первичная и повторная диагностика с детьми. Рассмотрим названия тем занятий: «Осень», «Мебель», «Дикие животные и их детеныши», «Времена года», «Домашние животные и птицы», «Одежда», «Головные уборы», «Зима», «Зимние забавы», «Зимующие птицы», «Насекомые», «Посуда», «Защитники Отечества», «8 Марта», «Перелетные птицы», «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Космос», «Рыбы», «Профессии».

Почти в каждое занятие включены задания на развитие артикуляционного аппарата, дыхания, фонематического восприятия, графомоторных навыков, навыков составления связного высказывания, навыков словообразования, грамматического строя речи, а также подобраны задания на расширение и активизацию словаря.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития дошкольника является тесное сотрудничество между педагогом и родителями. План взаимодействия с родителями представлен в таблице 2.

Таблица 2

Перспективный план работы с родителями

Форма работы

Время проведения

Индивидуальные беседы с родителями по результатам диагностики детей (первичная)

Октябрь

Предоставление материала для закрепления знаний дома. Дистанционное общение с родителями (фотографии, видео с занятий)

В течение года

Консультация-практикум «Организация и проведение артикуляционной гимнастики. Игры и игровые упражнения для тренировки правильного речевого дыхания»

Ноябрь

Консультация о важности выполнения нейропсихологических игр, комплексов «К здоровью вместе с мелкой и крупной моторикой»

Февраль

Консультация «Что такое фонематический слух и звуковой анализ? Игры и упражнения по формированию звукового анализа»

Апрель

Индивидуальные беседы с родителями по результатам диагностики детей (повторная)

Май

Литература:

  1. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. — М.: Творческий центр «Сфера», 2002.
  2. Гаубих, Ю. Г. Игры в логопедической работе с детьми: пособие для логопедов / Ю. Г. Гаубих, Г. В. Косова, Ю. С. Липкина [и др.]; под ред. В. И. Селиверстова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979.
  3. Ивчатова, Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми / Л. А. Ивчатова. — Текст: непосредственный // Логопед. — 2010. — № 1. — С. 36–38.
  4. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5–6 лет с ОНР: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л. Н. Смирнова. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  5. Тумакова, Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: пособие для воспитателя дет. сада / Г. А. Тумакова; под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 1991.
  6. Юлина, В. В. Логопедические занятия курса «Речевичок» / В. В. Юлина. — Дошкольник. — 2023.
Задать вопрос