Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 15.03.2023

Статья просмотрена: 201 раз

Библиографическое описание:

Санакоева, О. В. Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе (из опыта работы) / О. В. Санакоева, Т. Н. Носенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 166-168. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100745/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы делятся опытом работы по планированию видов деятельности с указанием средств, форм и методов.

Ключевые слова: развитие, перспективно-календарное планирование, связная речь, ребенок, воспитательно-образовательный процесс, дошкольное образование.

Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения разработаны совместно учителем–логопедом и воспитателем.

В логопедической группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Задача педагогов закреплять и совершенствовать речевые навыки, сформированные учителем-логопедом, что обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, воспитателей и родителей воспитанников.

Планирование воспитательно-образовательного процесса разрабатывается с учетом адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (далее — Программа). Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования в группах компенсирующей направленности (для детей с общим недоразвитием речи), включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

В обязательную часть включена парциальная программа под редакцией Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т. В. «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи».

В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план и реализуется через следующие формы: непосредственно-образовательная деятельность (далее — НОД), чтение, беседа, решение проблемных ситуаций, игра, проектная деятельность, создание коллекций, обсуждение, рассказ, инсценирование, ситуативный разговор с детьми, сочинение загадок, использование различных видов театра.

Комплексно-тематическое планирование традиционных событий, праздников, мероприятий для детей на теплый (с 1 июня по 31 августа) и холодный (с 1 сентября по 31 мая) периоды представлено в виде лексических тем по неделям.

С учетом лексических тем учителем-логопедом разрабатывается перспективно-календарное планирование логопедических фронтальных занятий на холодный период [4]. Перспективно-календарное планирование рассчитано на детей старшего и подготовительного к школе возраста. Логопед проводит три фронтальных занятия в неделю: по развитию у детей лексико-грамматических категорий, по обучению грамоте и навыкам звукового анализа, по развитию связной речи. Также, учитель-логопед подбирает материал по развитию общей и мелкой моторики, по развитию речевого дыхания, по развитию просодических компонентов речи, по развитию мимической выразительности, по развитию фонетико-фонематических процессов, по развитию лексико-грамматических процессов, по развитию связной речи по каждой теме недели . Развитие общей моторики проводится в музыкальном сопровождении и включает в себя элементы логоритмики.

Таким образом, если тема недели, к примеру «Одежда», то все виды деятельности объединены вокруг нее. (Таблица 1)

Таблица 1

Материал для работы с детьми по лексической теме «Одежда»

Тема: «Одежда»

1. Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

Это платье для Наташки—

Красные горошки.

А на платье два кармашка,

Спрячем в них ладошки. [2]

4 ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.

4 ритмичных прыжка на двух ногах.

«Рисуют» на животике два кармашка.

Прикладывают обе ладошки к животику

2. Развитие мелкой моторики

Маша варежку надела,

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика — пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла,

Поглядите-ка нашла! [1]

«Надевают».

4 пальца прижаты друг к другу прямо, большой согнуть.

Показывают «Домик».

«Снимают».

Пальцы сжаты в кулак, кроме большого

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

« Стучит швейная машинка » максимально часто открывать рот и произносить: «Па-па-па-па, бы-бы-бы-бы» [3]

Упражнения для губ

«Большие пуговицы и маленькие». Максимально округлить губы (большая пуговица) и вытянуть губы узкой трубочкой (маленькая пуговка)

Упражнения для языка

«Иголочка». Вытянуть острый язык как можно дальше изо рта, удерживать до 5

4. Развитие мимических мышц

Выразить мимикой: тебе купили новую шубу---«радость», ты потерял варежку—«огорчение», мама тебя поругала за потерю—«обида», сестра нашла твою варежку—«радость»

5. Работа по развитию речевого дыхания и голоса

«Шитье одежды». Шьем и поем: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю» (громко—тихо)

«Укололи пальчик» Произнести: «Ой-ой-ой, болит пальчик мой!»(на одном выдохе)

6. Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Деление слов на слоги: варежки, пальто, шапка. Выложить столько же полосочек,

сколько раз хлопнули.

2. Звуковой анализ слогов: AM, ОМ, УМ, ИМ с выкладыванием графической схемы.

3. Игра «Хлопай, не зевай». Хлопнуть на звук М.

4. Определение места звука М в словах: мак, альбом, гном, сом.

7. Развитие лексико-грамматических процессов

1. Игра «Чей, чья, чьи, чье?» Это чья шапка? (Моя.) Это чьи перчатки? (Мои.) И т. д.

2. Игра «Один — много». Сапог — сапоги, куртка — куртки, носок — носки. И т. д.

3. Игра «Подбери признак». Куртка (какая?) — красная, теплая... Шарф (какой?) —

длинный, пушистый, шерстяной. И т. д.

8. Развитие связной речи (предварительная работа)

Чтение с обсуждением: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,

Г. Снегирев «Верблюжья варежка», русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

и украинская «Рукавичка». Роспись варежки, фартука, сарафана. Аппликация «Коврик». [1]

Словарь:

Существительные: одежда, комбинезон, плащ, пальто, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан.

Прилагательные: шерстяной, шелковый, теплый, удобный.

Глаголы: носить, надевать

Весь этот материал разучивается на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях, учитывая возможности детей-логопатов.

Воспитателями на основе лексических тем разрабатывается перспективно-календарное планирование образовательной деятельности по следующим направлениям:

— изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование — Н. Н. Леонова «Художественное творчество»);

— конструирование (Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду»);

— речевое развитие (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5–7 лет»);

— познавательно-исследовательская деятельность (природный мир, экспериментирование, основы безопасного поведения — Авдеева Н. Н. Князева О. Л. Стеркина Р. Б. «Безопасность», Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!»).

Далее составляется планирование всех видов деятельности по дням недели с учетом режимных моментов. К примеру, планирование деятельности на понедельник:

— утро: работа с календарем природы; беседа по картинкам; артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастики; дидактическая игра (речевая); малоподвижная игра;

— НОД: музыкальная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность и основы безопасного поведения;

— прогулка: наблюдение за погодой; подвижная игра; дидактическая игра; сюжетно-ролевая игра; индивидуальная работа по музыке; трудовая деятельность;

— вторая половина дня: логопедический час;

— прогулка: наблюдение за погодой; подвижная игра; дидактическая игра; сюжетно-ролевая игра; трудовая деятельность.

Планирование на остальные дни недели схоже, но имеет отличия в видах наблюдения и в НОД (модель НОД берем из Программы). Игры сюжетно-ролевые, наблюдения, художественную литературу воспитатели подбирают самостоятельно, но с учетом темы недели.

Вся работа воспитателей и логопеда с детьми дошкольного возраста выстроена по системе от простого к сложному, носит регулярный и непринужденный характер, она организована увлекательно и интересно, проводится в основном в игровой форме и вызывает у ребенка положительные эмоции.

Тесное взаимодействие педагогов формирует у детей все те необходимые предпосылки для овладения школьными навыками, которые помогут им в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Литература:

  1. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 5–6 лет. Тетрадь 1 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе / О. С. Гомзяк. — Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2009. — 24 c.
  2. Нищева, Н. В. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD / Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2013. — 48 c.
  3. Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика / Е. А. Пожиленко. — Санкт-Петербург: Каро, 2009. — 92 c.
  4. Филичева, Т. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Филичева,Т 1, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. — Москва: Просвещение, 2016. — 201 c.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие, перспективно-календарное планирование, ребенок, связная речь, воспитательно-образовательный процесс, дидактическая игра, дошкольное образование, безопасное поведение, логопедическая группа, мелкая моторика.


Ключевые слова

развитие, дошкольное образование, ребёнок, связная речь, воспитательно-образовательный процесс, перспективно-календарное планирование

Похожие статьи

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии

В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности школьников по географии с помощью технологий системно-деятельностного подхода, активизирующего самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Педагогическое сопровождение планирования воспитательной работы в классе

Целью представленной работы является исследование педагогического сопровождения планирования воспитательной работы в классе. Методы исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Похожие статьи

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии

В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности школьников по географии с помощью технологий системно-деятельностного подхода, активизирующего самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Педагогическое сопровождение планирования воспитательной работы в классе

Целью представленной работы является исследование педагогического сопровождения планирования воспитательной работы в классе. Методы исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Задать вопрос