В статье авторы делятся опытом работы по планированию видов деятельности с указанием средств, форм и методов.
Ключевые слова: развитие, перспективно-календарное планирование, связная речь, ребенок, воспитательно-образовательный процесс, дошкольное образование.
Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения разработаны совместно учителем–логопедом и воспитателем.
В логопедической группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Задача педагогов закреплять и совершенствовать речевые навыки, сформированные учителем-логопедом, что обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, воспитателей и родителей воспитанников.
Планирование воспитательно-образовательного процесса разрабатывается с учетом адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (далее — Программа). Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования в группах компенсирующей направленности (для детей с общим недоразвитием речи), включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
В обязательную часть включена парциальная программа под редакцией Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т. В. «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи».
В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план и реализуется через следующие формы: непосредственно-образовательная деятельность (далее — НОД), чтение, беседа, решение проблемных ситуаций, игра, проектная деятельность, создание коллекций, обсуждение, рассказ, инсценирование, ситуативный разговор с детьми, сочинение загадок, использование различных видов театра.
Комплексно-тематическое планирование традиционных событий, праздников, мероприятий для детей на теплый (с 1 июня по 31 августа) и холодный (с 1 сентября по 31 мая) периоды представлено в виде лексических тем по неделям.
С учетом лексических тем учителем-логопедом разрабатывается перспективно-календарное планирование логопедических фронтальных занятий на холодный период [4]. Перспективно-календарное планирование рассчитано на детей старшего и подготовительного к школе возраста. Логопед проводит три фронтальных занятия в неделю: по развитию у детей лексико-грамматических категорий, по обучению грамоте и навыкам звукового анализа, по развитию связной речи. Также, учитель-логопед подбирает материал по развитию общей и мелкой моторики, по развитию речевого дыхания, по развитию просодических компонентов речи, по развитию мимической выразительности, по развитию фонетико-фонематических процессов, по развитию лексико-грамматических процессов, по развитию связной речи по каждой теме недели . Развитие общей моторики проводится в музыкальном сопровождении и включает в себя элементы логоритмики.
Таким образом, если тема недели, к примеру «Одежда», то все виды деятельности объединены вокруг нее. (Таблица 1)
Таблица 1
Материал для работы с детьми по лексической теме «Одежда»
Тема: «Одежда» |
|
1. Развитие общей моторики |
|
Инструкция воспитателя |
Выполняемые движения |
Это платье для Наташки— Красные горошки. А на платье два кармашка, Спрячем в них ладошки. [2] |
4 ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе. 4 ритмичных прыжка на двух ногах. «Рисуют» на животике два кармашка. Прикладывают обе ладошки к животику |
2. Развитие мелкой моторики |
|
Маша варежку надела, Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика — пропал, В свой домишко не попал! Маша варежку сняла, Поглядите-ка нашла! [1] |
«Надевают». 4 пальца прижаты друг к другу прямо, большой согнуть. Показывают «Домик». «Снимают». Пальцы сжаты в кулак, кроме большого |
3. Развитие артикуляционной моторики |
|
Упражнения для челюсти |
« Стучит швейная машинка » максимально часто открывать рот и произносить: «Па-па-па-па, бы-бы-бы-бы» [3] |
Упражнения для губ |
«Большие пуговицы и маленькие». Максимально округлить губы (большая пуговица) и вытянуть губы узкой трубочкой (маленькая пуговка) |
Упражнения для языка |
«Иголочка». Вытянуть острый язык как можно дальше изо рта, удерживать до 5 |
4. Развитие мимических мышц |
|
Выразить мимикой: тебе купили новую шубу---«радость», ты потерял варежку—«огорчение», мама тебя поругала за потерю—«обида», сестра нашла твою варежку—«радость» |
|
5. Работа по развитию речевого дыхания и голоса |
|
«Шитье одежды». Шьем и поем: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю» (громко—тихо) «Укололи пальчик» Произнести: «Ой-ой-ой, болит пальчик мой!»(на одном выдохе) |
|
6. Развитие фонетико-фонематических процессов 1. Деление слов на слоги: варежки, пальто, шапка. Выложить столько же полосочек, сколько раз хлопнули. 2. Звуковой анализ слогов: AM, ОМ, УМ, ИМ с выкладыванием графической схемы. 3. Игра «Хлопай, не зевай». Хлопнуть на звук М. 4. Определение места звука М в словах: мак, альбом, гном, сом. 7. Развитие лексико-грамматических процессов 1. Игра «Чей, чья, чьи, чье?» Это чья шапка? (Моя.) Это чьи перчатки? (Мои.) И т. д. 2. Игра «Один — много». Сапог — сапоги, куртка — куртки, носок — носки. И т. д. 3. Игра «Подбери признак». Куртка (какая?) — красная, теплая... Шарф (какой?) — длинный, пушистый, шерстяной. И т. д. 8. Развитие связной речи (предварительная работа) Чтение с обсуждением: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», Г. Снегирев «Верблюжья варежка», русская народная сказка «Василиса Прекрасная» и украинская «Рукавичка». Роспись варежки, фартука, сарафана. Аппликация «Коврик». [1] Словарь: Существительные: одежда, комбинезон, плащ, пальто, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан. Прилагательные: шерстяной, шелковый, теплый, удобный. Глаголы: носить, надевать |
|
Весь этот материал разучивается на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях, учитывая возможности детей-логопатов.
Воспитателями на основе лексических тем разрабатывается перспективно-календарное планирование образовательной деятельности по следующим направлениям:
— изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование — Н. Н. Леонова «Художественное творчество»);
— конструирование (Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду»);
— речевое развитие (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5–7 лет»);
— познавательно-исследовательская деятельность (природный мир, экспериментирование, основы безопасного поведения — Авдеева Н. Н. Князева О. Л. Стеркина Р. Б. «Безопасность», Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!»).
Далее составляется планирование всех видов деятельности по дням недели с учетом режимных моментов. К примеру, планирование деятельности на понедельник:
— утро: работа с календарем природы; беседа по картинкам; артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастики; дидактическая игра (речевая); малоподвижная игра;
— НОД: музыкальная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность и основы безопасного поведения;
— прогулка: наблюдение за погодой; подвижная игра; дидактическая игра; сюжетно-ролевая игра; индивидуальная работа по музыке; трудовая деятельность;
— вторая половина дня: логопедический час;
— прогулка: наблюдение за погодой; подвижная игра; дидактическая игра; сюжетно-ролевая игра; трудовая деятельность.
Планирование на остальные дни недели схоже, но имеет отличия в видах наблюдения и в НОД (модель НОД берем из Программы). Игры сюжетно-ролевые, наблюдения, художественную литературу воспитатели подбирают самостоятельно, но с учетом темы недели.
Вся работа воспитателей и логопеда с детьми дошкольного возраста выстроена по системе от простого к сложному, носит регулярный и непринужденный характер, она организована увлекательно и интересно, проводится в основном в игровой форме и вызывает у ребенка положительные эмоции.
Тесное взаимодействие педагогов формирует у детей все те необходимые предпосылки для овладения школьными навыками, которые помогут им в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Литература:
- Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 5–6 лет. Тетрадь 1 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе / О. С. Гомзяк. — Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2009. — 24 c.
- Нищева, Н. В. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD / Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2013. — 48 c.
- Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика / Е. А. Пожиленко. — Санкт-Петербург: Каро, 2009. — 92 c.
- Филичева, Т. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Филичева,Т 1, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. — Москва: Просвещение, 2016. — 201 c.