Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 17.02.2020

Статья просмотрена: 337 раз

Библиографическое описание:

Светличный, И. Ю. Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии / И. Ю. Светличный. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 254-256. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67373/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности школьников по географии с помощью технологий системно-деятельностного подхода, активизирующего самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, исследовательская деятельность, образовательный стандарт, системно-деятельностный подход, развитая личность, география.

Важнейшим нормативно-правовым документом, устанавливающим нормы и правила реализации основных образовательных программ в образовательных учреждениях страны, является государственный образовательный стандарт [9]. Образовательный стандарт должен соответствовать государственным задачам, быть продуктивным, способствовать достижению основной задачи образования — формировать гармонично развитую личность и гражданина своей страны. В стандарте второго поколения акцент ставится на овладении универсальными способами учебной деятельности, которые станут базой для дальнейшей познавательной деятельности и решения жизненных задач [1, с. 68].

Перед современными учителями и учеными, которые работают в сфере образования, стоит архиважная задача — создание условий, предполагающих процесс получения детьми знаний за счет собственных усилий и собственного опыта. Стоит признать, что решение этой задачи требует системных шагов и последовательности. Долгое время в системе образования доминировали установки на транслирование готовых знаний, но установка догм ведет к стагнации и деградации общества. Современные молодые педагоги сталкиваются с проблемой формирования у учащихся мотивации на самостоятельное приобретение знаний. Именно формирование умения и желания учиться, работать в команде, саморазвитие личности обучающегося сегодня становятся приоритетными целями образования. Умение мыслить самостоятельно, с опорой на собственный жизненный опыт ценится выше, чем большой объем знаний без умения применить их к решению жизненных задач [7, с. 124, 128].

Достижению указанной цели способствует системно-деятельностный подход, являющийся методологической основой федерального государственного общеобразовательного стандарта. На наш взгляд, он является приоритетным подходом в образовании будущего, фундаментом новаторских внедрений, которые выведут систему образования и процесс обучения на новую ступень развития. Учебный процесс должен способствовать вооружению обучающегося теми способами деятельности, которые станут инструментом его будущей профессиональной деятельности. В современной науке системно-деятельностный подход, введенный с 1985 г., определяется тем, насколько результативной является образовательная деятельность. Формирование гражданской идентичности, развитие личности являются приоритетными для создания новых стандартов российского образования [4, с. 185].

Отход от чисто информационной функции и направленность современного образования на жизненное и профессиональное самоопределение учащегося диктуют важность внеурочной деятельности. Термин «Внеурочная деятельность» в методико-географической литературе появился в 1990-е годы [8, с. 73]. География уже традиционно является той дисциплиной, в рамках которой широко применяется внеурочная деятельность, что отвечает и требованиям образовательного стандарта [10], и потребностям субъектов образовательного процесса. Одной из актуальных проблем современной системы образования является несоответствие между постоянно увеличивающимся объемом знаний и временем, отводимым образовательной программой на изучение школьного курса. Принимая во внимание важность географии как предмета, необходимого для формирования целого ряда компетенций, а также широкие возможности для организации внеурочной деятельности, следует отметить, что главной задачей учителя становится формирование интереса к предмету, мотивации к учебной и исследовательской деятельности [5, с. 22].

Внеурочная деятельность является логическим продолжением учебного курса. Недостаток времени на уроке не позволяет раскрыть интересующие вопросы. Внеурочная работа помогает обучающимся совершенствовать общеучебные и специальные умения, способствует расширению кругозора, позволяет сочетать игровую, творческую и исследовательскую деятельность [3, с. 162; 5, с. 23].

Формы внеурочной деятельности школьников разнообразны, но особое значение среди них имеют формы, направленные на формирование практических навыков работы. Специально оборудованные географические площадки, походы, экскурсии, организация наблюдений и практических работ на местности позволяют школьникам обогащать жизненный опыт, обобщать теоретическую информацию, выявлять закономерности научных процессов. Непосредственное участие в процессе получения знаний обеспечивает их эмоциональное восприятие, закладку собственного исследовательского опыта.

Среди форм проведения внеурочной работы по географии рассмотрим две — организацию научных исследовательских географических обществ и проведение географических конференций и вечеров. Они являются наиболее важными формами внеклассной работы по географии, особенно в старших классах, обеспечивая компетентность школьника в формировании научно-исследовательских умений и развитие его коммуникативных способностей.

Создание научных исследовательских географических обществ способствует формированию познавательных интересов учащихся, обеспечивает условия для разработки научного подхода в решении сложных задач. Такие общества включают в себя несколько групп разного или одного возраста средней численностью 15–20 человек, что позволяет организовать работу учителя с каждым учеником. Географическое исследовательское общество имеет свою организационную структуру (председатель и совет), действует по уставу и плану на четверть, полугодие, год. План составляется с учетом интересов учащихся, выявленных в ходе анкетирования, и учитывает местные условия.

Научно-исследовательское общество может опираться на изучение одной географической проблемы или быть политематическим. Во втором случае в рамках общества работают секции по отдельным направлениям, например, геологическая, краеведческая и т. д. Начинающим педагогам рекомендуется организовать работу над одной проблемой, чтобы всесторонне и глубоко ее рассмотреть, грамотно организовать систему занятий в географическом обществе. Обширная методическая литература по предмету содержит и примерные планы проведения таких занятий, и тематику для разных классов. Помимо исследовательской деятельности общество занимается и общественно-полезной работой — оформлением кабинета географии, организацией выставок, подбором тематических учебных и документальных фильмов и т. д.

Другой формой организации внеурочной работы по географии является проведение географических конференций. Содержание рассматриваемых вопросов может быть различным, и подбирается по возрасту и уровню подготовленности обучающихся. Возможна организация читательской конференции, цели которой будут отличаться по возрасту: в среднем звене важно сформировать интерес к чтению географической литературы, а в старших классах — навыки поиска и обобщение информации в рамках научного принципа. В целом, географические конференции способствуют формированию критического мышления, решению учебной проблемы с помощью использования принципов научного исследования.

Наиболее массовой формой внеурочной работы являются географические вечера. Они сочетают в себе как познавательные, так и развлекательные аспекты (доклады, викторины, КВН, показ географических фильмов). Объединяя формы индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, географические вечера позволяют осуществлять патриотическое и эстетическое воспитание.

Способом достижения указанных целей является применение педагогических технологий во внеурочной деятельности. Современные технологии обучения позволяют успешно решать фундаментальную задачу — создание условий для самостоятельного целенаправленного отбора и применении школьниками географической информации, что станет главным условием успешности внеурочной деятельности. Технологии обеспечивают гуманизацию педагогического процесса, что в целом отражает базовые потребности цивилизованного общества.

При большом разнообразии технологий хотелось бы выделить наиболее применимую в географии технологию проектной деятельности школьников [2, с. 151]. Она концентрирует в себе фундаментальные основы системно-деятельностного подхода. Именно в проектной деятельности развиваются основные компоненты личности современного школьника, а именно — нестандартное мышление, рациональное целеполагание, отбор и систематизация информации и т. д. Безусловно, стоит отметить, что проекты повышают интерес учеников к предмету, что успешно используется в практической работе. Умение учащегося спрогнозировать дальнейшее событие, а также попытаться найти выход из сложной ситуации является стратегически важным качеством, формируемым в процессе реализации технологии проектов. Например, ученик может предвидеть перспективы дальнейшего развития добычи драгоценных металлов в России. Через изучение запасов металлов он выстраивает логически обоснованную модель, которая позволит ему предвидеть дальнейшее развитие этой отрасли.

Таким образом, внеурочная деятельность является одной из важных составляющих современного образовательного и воспитательного процесса, что отмечено в главных нормативных документах сферы образования. Благодаря системообразующим принципам внеурочной деятельности происходит активное вовлечение школьников в творческую деятельность, их самовыражение и самоутверждение. Увлеченность процессом получения новых знаний, развитие инициативы и самостоятельности, обеспечивают формирование разносторонне развитой личности, чего в рамках урока географии достичь невозможно.

Литература:

  1. Анохина Г. М. Готовность педагогического образования к реализации личностно-ориентированной модели школьного образования // Вестник МГУ. Серия 20. Педагогическое образование. 2014. № 2. С. 67–78.
  2. Душина И. В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед.ин-тов и ун-тов / И. В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. 203 с.
  3. Ершова Т. В., Петрова Е. Ю. Реализация внеурочной деятельности по географии при взаимодействии школы и педагогического университета // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogiсal Rewiew. 2017. № 3 (17). С. 162–170.
  4. Жданко Т. А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Magister Dixit. 2012. № 4. С. 183–189.
  5. Зиппа С. А., Антюфеева Т. В. Особенности организации внеурочной деятельности по географии в средней общеобразовательной школе // Известия АО РГО. 2014. Вып. 35. С. 22–25.
  6. Лингевич О. В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях // Символ науки. 2016. № 9. С. 80–82.
  7. Малышева М. М. Системно-деятельностный подход — новая методология реализации ФГОС // Царскосельские чтения. 2014. Вып. 18. Т. 2. С. 122–128.
  8. Сафина Л. Г., Доппельт В. А. Организация внеурочной деятельности по географии // Парадигма. 2019. № 1. С. 72–77.
  9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012// [Эл.ресурс]:URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 6.02.2020).
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт// [Эл.ресурс]: URL: https://sch1317.mskobr.ru/files/standarty_vtorogo_pokoleniya_fgos.pdf (дата обращения: 8.02.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, внеурочная работа, исследовательская деятельность, образовательный стандарт, развитая личность, внеурочная деятельность школьников, география, система образования, создание условий, форма организации.


Похожие статьи

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ

В статье рассматривается курсовая форма обучения РКИ как образовательная платформа для применения активных методов с целью формирования коммуникативной и самообразовательной компетенций учащихся.

Использование дидактических методов активизации познавательной деятельности в обучении школьников

Статья посвящена использованию дидактических методов активизации познава-тельной деятельности в образовательном процессе школы. В работе дан ретроспектив-ный анализ дидактических методов активизации познавательной деятельности и рекомендации по их ис...

Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода

В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...

Формирование ключевых компетенций учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках школьного курса биологии

В статье описаны методы формирования компетенций учащихся на уроках биологии через организацию проектно-исследовательской деятельности.

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся

В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе

В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Состояние уровня развития компьютерной компетентности старшеклассников в рамках личностно-деятельностного подхода

В статье рассматривается состояние уровня развития компьютерной компетентности старшеклассников через призму личностно-деятельностного подхода.

Похожие статьи

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ

В статье рассматривается курсовая форма обучения РКИ как образовательная платформа для применения активных методов с целью формирования коммуникативной и самообразовательной компетенций учащихся.

Использование дидактических методов активизации познавательной деятельности в обучении школьников

Статья посвящена использованию дидактических методов активизации познава-тельной деятельности в образовательном процессе школы. В работе дан ретроспектив-ный анализ дидактических методов активизации познавательной деятельности и рекомендации по их ис...

Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода

В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...

Формирование ключевых компетенций учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках школьного курса биологии

В статье описаны методы формирования компетенций учащихся на уроках биологии через организацию проектно-исследовательской деятельности.

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся

В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе

В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Состояние уровня развития компьютерной компетентности старшеклассников в рамках личностно-деятельностного подхода

В статье рассматривается состояние уровня развития компьютерной компетентности старшеклассников через призму личностно-деятельностного подхода.

Задать вопрос