В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности школьников по географии с помощью технологий системно-деятельностного подхода, активизирующего самостоятельную поисковую деятельность учащихся.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, исследовательская деятельность, образовательный стандарт, системно-деятельностный подход, развитая личность, география.
Важнейшим нормативно-правовым документом, устанавливающим нормы и правила реализации основных образовательных программ в образовательных учреждениях страны, является государственный образовательный стандарт [9]. Образовательный стандарт должен соответствовать государственным задачам, быть продуктивным, способствовать достижению основной задачи образования — формировать гармонично развитую личность и гражданина своей страны. В стандарте второго поколения акцент ставится на овладении универсальными способами учебной деятельности, которые станут базой для дальнейшей познавательной деятельности и решения жизненных задач [1, с. 68].
Перед современными учителями и учеными, которые работают в сфере образования, стоит архиважная задача — создание условий, предполагающих процесс получения детьми знаний за счет собственных усилий и собственного опыта. Стоит признать, что решение этой задачи требует системных шагов и последовательности. Долгое время в системе образования доминировали установки на транслирование готовых знаний, но установка догм ведет к стагнации и деградации общества. Современные молодые педагоги сталкиваются с проблемой формирования у учащихся мотивации на самостоятельное приобретение знаний. Именно формирование умения и желания учиться, работать в команде, саморазвитие личности обучающегося сегодня становятся приоритетными целями образования. Умение мыслить самостоятельно, с опорой на собственный жизненный опыт ценится выше, чем большой объем знаний без умения применить их к решению жизненных задач [7, с. 124, 128].
Достижению указанной цели способствует системно-деятельностный подход, являющийся методологической основой федерального государственного общеобразовательного стандарта. На наш взгляд, он является приоритетным подходом в образовании будущего, фундаментом новаторских внедрений, которые выведут систему образования и процесс обучения на новую ступень развития. Учебный процесс должен способствовать вооружению обучающегося теми способами деятельности, которые станут инструментом его будущей профессиональной деятельности. В современной науке системно-деятельностный подход, введенный с 1985 г., определяется тем, насколько результативной является образовательная деятельность. Формирование гражданской идентичности, развитие личности являются приоритетными для создания новых стандартов российского образования [4, с. 185].
Отход от чисто информационной функции и направленность современного образования на жизненное и профессиональное самоопределение учащегося диктуют важность внеурочной деятельности. Термин «Внеурочная деятельность» в методико-географической литературе появился в 1990-е годы [8, с. 73]. География уже традиционно является той дисциплиной, в рамках которой широко применяется внеурочная деятельность, что отвечает и требованиям образовательного стандарта [10], и потребностям субъектов образовательного процесса. Одной из актуальных проблем современной системы образования является несоответствие между постоянно увеличивающимся объемом знаний и временем, отводимым образовательной программой на изучение школьного курса. Принимая во внимание важность географии как предмета, необходимого для формирования целого ряда компетенций, а также широкие возможности для организации внеурочной деятельности, следует отметить, что главной задачей учителя становится формирование интереса к предмету, мотивации к учебной и исследовательской деятельности [5, с. 22].
Внеурочная деятельность является логическим продолжением учебного курса. Недостаток времени на уроке не позволяет раскрыть интересующие вопросы. Внеурочная работа помогает обучающимся совершенствовать общеучебные и специальные умения, способствует расширению кругозора, позволяет сочетать игровую, творческую и исследовательскую деятельность [3, с. 162; 5, с. 23].
Формы внеурочной деятельности школьников разнообразны, но особое значение среди них имеют формы, направленные на формирование практических навыков работы. Специально оборудованные географические площадки, походы, экскурсии, организация наблюдений и практических работ на местности позволяют школьникам обогащать жизненный опыт, обобщать теоретическую информацию, выявлять закономерности научных процессов. Непосредственное участие в процессе получения знаний обеспечивает их эмоциональное восприятие, закладку собственного исследовательского опыта.
Среди форм проведения внеурочной работы по географии рассмотрим две — организацию научных исследовательских географических обществ и проведение географических конференций и вечеров. Они являются наиболее важными формами внеклассной работы по географии, особенно в старших классах, обеспечивая компетентность школьника в формировании научно-исследовательских умений и развитие его коммуникативных способностей.
Создание научных исследовательских географических обществ способствует формированию познавательных интересов учащихся, обеспечивает условия для разработки научного подхода в решении сложных задач. Такие общества включают в себя несколько групп разного или одного возраста средней численностью 15–20 человек, что позволяет организовать работу учителя с каждым учеником. Географическое исследовательское общество имеет свою организационную структуру (председатель и совет), действует по уставу и плану на четверть, полугодие, год. План составляется с учетом интересов учащихся, выявленных в ходе анкетирования, и учитывает местные условия.
Научно-исследовательское общество может опираться на изучение одной географической проблемы или быть политематическим. Во втором случае в рамках общества работают секции по отдельным направлениям, например, геологическая, краеведческая и т. д. Начинающим педагогам рекомендуется организовать работу над одной проблемой, чтобы всесторонне и глубоко ее рассмотреть, грамотно организовать систему занятий в географическом обществе. Обширная методическая литература по предмету содержит и примерные планы проведения таких занятий, и тематику для разных классов. Помимо исследовательской деятельности общество занимается и общественно-полезной работой — оформлением кабинета географии, организацией выставок, подбором тематических учебных и документальных фильмов и т. д.
Другой формой организации внеурочной работы по географии является проведение географических конференций. Содержание рассматриваемых вопросов может быть различным, и подбирается по возрасту и уровню подготовленности обучающихся. Возможна организация читательской конференции, цели которой будут отличаться по возрасту: в среднем звене важно сформировать интерес к чтению географической литературы, а в старших классах — навыки поиска и обобщение информации в рамках научного принципа. В целом, географические конференции способствуют формированию критического мышления, решению учебной проблемы с помощью использования принципов научного исследования.
Наиболее массовой формой внеурочной работы являются географические вечера. Они сочетают в себе как познавательные, так и развлекательные аспекты (доклады, викторины, КВН, показ географических фильмов). Объединяя формы индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, географические вечера позволяют осуществлять патриотическое и эстетическое воспитание.
Способом достижения указанных целей является применение педагогических технологий во внеурочной деятельности. Современные технологии обучения позволяют успешно решать фундаментальную задачу — создание условий для самостоятельного целенаправленного отбора и применении школьниками географической информации, что станет главным условием успешности внеурочной деятельности. Технологии обеспечивают гуманизацию педагогического процесса, что в целом отражает базовые потребности цивилизованного общества.
При большом разнообразии технологий хотелось бы выделить наиболее применимую в географии технологию проектной деятельности школьников [2, с. 151]. Она концентрирует в себе фундаментальные основы системно-деятельностного подхода. Именно в проектной деятельности развиваются основные компоненты личности современного школьника, а именно — нестандартное мышление, рациональное целеполагание, отбор и систематизация информации и т. д. Безусловно, стоит отметить, что проекты повышают интерес учеников к предмету, что успешно используется в практической работе. Умение учащегося спрогнозировать дальнейшее событие, а также попытаться найти выход из сложной ситуации является стратегически важным качеством, формируемым в процессе реализации технологии проектов. Например, ученик может предвидеть перспективы дальнейшего развития добычи драгоценных металлов в России. Через изучение запасов металлов он выстраивает логически обоснованную модель, которая позволит ему предвидеть дальнейшее развитие этой отрасли.
Таким образом, внеурочная деятельность является одной из важных составляющих современного образовательного и воспитательного процесса, что отмечено в главных нормативных документах сферы образования. Благодаря системообразующим принципам внеурочной деятельности происходит активное вовлечение школьников в творческую деятельность, их самовыражение и самоутверждение. Увлеченность процессом получения новых знаний, развитие инициативы и самостоятельности, обеспечивают формирование разносторонне развитой личности, чего в рамках урока географии достичь невозможно.
Литература:
- Анохина Г. М. Готовность педагогического образования к реализации личностно-ориентированной модели школьного образования // Вестник МГУ. Серия 20. Педагогическое образование. 2014. № 2. С. 67–78.
- Душина И. В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед.ин-тов и ун-тов / И. В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. 203 с.
- Ершова Т. В., Петрова Е. Ю. Реализация внеурочной деятельности по географии при взаимодействии школы и педагогического университета // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogiсal Rewiew. 2017. № 3 (17). С. 162–170.
- Жданко Т. А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Magister Dixit. 2012. № 4. С. 183–189.
- Зиппа С. А., Антюфеева Т. В. Особенности организации внеурочной деятельности по географии в средней общеобразовательной школе // Известия АО РГО. 2014. Вып. 35. С. 22–25.
- Лингевич О. В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях // Символ науки. 2016. № 9. С. 80–82.
- Малышева М. М. Системно-деятельностный подход — новая методология реализации ФГОС // Царскосельские чтения. 2014. Вып. 18. Т. 2. С. 122–128.
- Сафина Л. Г., Доппельт В. А. Организация внеурочной деятельности по географии // Парадигма. 2019. № 1. С. 72–77.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012// [Эл.ресурс]:URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 6.02.2020).
- Федеральный государственный образовательный стандарт// [Эл.ресурс]: URL: https://sch1317.mskobr.ru/files/standarty_vtorogo_pokoleniya_fgos.pdf (дата обращения: 8.02.2020)