Статья посвящена актуальной для дошкольного образования проблеме: подготовке детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письменной речью. В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования письменной речи у детей с общим недоразвитием речи, принципы, которые необходимо учитывать при подготовке к письму детей данной группы, специфические подходы к формированию письменной речи дошкольников с указанным нарушением.
Ключевые слова: предпосылки овладения письменной речью, общее недоразвитие речи, компоненты речевой системы, развитие моторной сферы артикуляционного аппарата, формирование фонетической системы языка, фонематических процессов, общедидактические и специфические принципы, этапы коррекционной работы.
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2022 года № 874 [1], большое внимание уделяется обучению грамоте и подготовке детей к освоению письменной речи.
Для формирования процессов чтения и письма необходим целый комплекс разных условий. Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова выделяли необходимость полноценного функционирования и координированной работы периферических отделов анализаторных систем. Е. В. Гурьянов, М. М. Безруких, С. П. Ефимова, Е. В. Новикова отмечают важность хорошего состояния зрительных и моторных функций. Также для правильного письма необходим достаточный уровень сформированности внимания, памяти, мышления, различных мыслительных операций. Об этом писали Л. С. Выготский, Р. И. Лалаева Р. Е. Левина, К. Д. Ушинский, М. Е. Хватцев. Еще одним важным компонентом является эмоционально-личностная зрелость ребенка, сбой в формировании перечисленных компонентов обусловливает возникновение серьезных затруднений овладения процессами письма и чтения. На это указывают в своих работах Л. С. Выготский, И. А. Домашенко, М. И. Лисина, B. C. Мухина.
Согласно данным Н. В. Ростовской, дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи являются самой многочисленной группой среди детей с речевыми нарушениями, их количество — около 40 %. Исследователь отмечает, что с каждым годом количество детей с нарушениями речи, в том числе с общим недоразвитием речи, постоянно растет [2].
Научные исследования В. К. Орфинской, Н. Н. Трауготт, В. И. Селиверстова, Т. Б. Филичевой, Т. А. Фотековой ученых позволяют утверждать, что дети с общим недоразвитием речи сталкиваются со специфическими трудностями при овладении грамотной письменной речью. Это обусловлено недоразвитием всех структурных компонентов языка, несформированностью представлений о звуковом составе слова.
По словам А. Р. Лурия, письменная речь не может сформироваться сама по себе, необходима предваряющая ступень письма, своеобразная «рецепторная ступень» процесса появления письменной речи [3].
Н. Н. Волоскова к предпосылкам письменной речи относит звукопроизношение, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез, зрительно пространственное восприятие, слуховую и зрительную память, общую и мелкую моторика. Все эти компоненты в разной степени нарушены у детей с общим недоразвитием речи [4].
По мнению Р. Е. Левиной, трудности овладения процессом письма у детей с общим недоразвитием речи обусловливают начало работы над формированием предпосылок письменной речи у детей данной группы в старшем дошкольном возрасте и поиск эффективных методов коррекционно-развивающей работы [5].
По мнению Н. Н. Волосковой успешность логопедической работы в этом случае напрямую зависит о направленности содержания, методов и средств коррекционного воздействия на важнейшие предпосылки овладения письменной речью (развитие моторной сферы артикуляционного аппарата, формирование фонетической системы языка, фонематических процессов) [4].
Л. Н. Ефименкова, Р. Е. Левина, М. Е. Хватцев указывают, что у детей на письме возникают дефекты, проявляющиеся в их устной речи. В основе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи Н. А. Никашина, И. Н. Садовникова, Л. Ф. Спирова видят артикуляторные нарушения. Поэтому подготовка к обучению письму детей с общим недоразвитием речи на первом этапе должна включать в себя работу над звукопроизношением, фонематическим слухом и восприятием [6].
Выше уже упоминалось, что важнейшими предпосылками овладения письмом являются правильное звукопроизношение, сформированные фонематический слух и навыки звуко-слогового анализа и синтеза. Не менее важны обширный словарный запас, сформированный грамматический строй речи, сформированность ручного праксиса и пространственного гнозиса, развитое зрительное восприятие.
Н. Е. Волоскова отмечает, что взаимосвязь развития произносительной стороны речи и фонематических процессов обусловливают определенную систему коррекционно-логопедической работы по подготовке детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к освоению письма [4]. Она должна включать в себя следующие разделы:
- Формирование двигательной функции артикуляционного аппарата;
- Формирование фонетической системы языка;
- Формирование фонематических процессов [7].
Логопедическое воздействие должно носить системный характер, коррекция неречевых функций сочетаться с коррекцией звукопроизношения, работой по развитию фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи. Ведущее место в процессе преодоления общего недоразвития речи и подготовки детей к овладению процессом письма принадлежит коррекции и развитию фонематических процессов, так как им принадлежит ведущее место в формировании правильного звукопроизношения и в овладении навыком правильного письма. Важное место занимает в указанном процессе работа по развитию артикуляционной моторики [7].
Работа по коррекции и развитию фонематических процессов осуществляется параллельно с работой, направленной на формирование правильного звукопроизношения [8].
Таким образом, работа по подготовке дошкольников с общим недоразвитием речи к освоению письма должна быть системной и включать в себя формирование двигательной функции артикуляционного аппарата, фонетической системы языка и фонематических процессов.
Литература:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2022 года № 874. — URL: https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf (05.12.2023).
- Репина З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи: учебник / З. А. Репина; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург: Издательство Калинина Г. П., 2008. — 140 с.
- Лурия А. Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе // А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996. –64 с.
- Волоскова Н. Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Н. Н. Волоскова. — М., 1996. — 16 с.
- Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. — М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. — 310 с.
- Журова Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е Журова, Д. Б. Эльконин. –URL: https://freedocs.xyz/doc-447221562 (02.12.2023).
- Вопросы логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. — 211 с.
- Лобачева Е. К. Развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. К. Лобачева // Логопедия. — 2005. — № 4. — С. 50–52.