Пропедевтика нарушений письма у старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 10.05.2020

Статья просмотрена: 834 раза

Библиографическое описание:

Вильт, А. В. Пропедевтика нарушений письма у старших дошкольников / А. В. Вильт. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 436-438. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69850/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор делится своим опытом работы по организации коррекционно-логопедической работы по пропедевтики дисграфии у старших дошкольников.

Ключевые слова: логопедия, пропедевтика, профилактика, нарушение письма, дисграфия, дошкольное образование.

Проблему, связанную с расстройством письменной речи, исследуют уже более ста лет. Однако в настоящее время многие вопросы по-прежнему остаются мало разработанными и не до конца эффективными.

Нарушения письменной речи делятся на два основных типа. При нарушении рецептивной письменной деятельности отмечаются расстройства чтения (дислексия), при нарушении продуктивного вида — расстройства письма (дисграфия).

Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения [4].

Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в многочисленных, стойких и повторяющихся ошибках, не связанных со знанием правил орфографии и обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма [4].

На сегодняшний день коррекционно-логопедическая служба стала неотъемлемой частью образовательной организации, так как с каждым годом увеличивается количество детей с различными видами патологий. Речевые нарушения, встречающиеся у обучающихся начальных классов, являются большим препятствием для успешного освоения школьной программы по чтению и русскому языку.

Согласно многолетнему изучению этого расстройства известно, что дисграфические ошибки не исчезают самостоятельно, без целенаправленно проведённой работы по их устранению. Ранняя диагностика, пропедевтика и коррекция позволяют увеличить шансы на успешное преодоление нарушений в письменной речи. В большинстве случаев трудности в овладении письма обнаруживаются уже в середине первого класса, и, как правило, сохраняются позднее.

Пропедевтика нарушений письма должна проводиться уже с дошкольного возраста, особенно у детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития, ведь уже тогда у некоторых детей, помимо нарушения звукопроизношения, возникают проблемы с усвоением графем, различением звуков по акустическому признаку, а также несформированность операций анализа и синтеза.

Для пропедевтической работы со старшими дошкольниками была разработана система логопедической работы.

Коррекционная работа с детьми (6–7 лет) состоится из четырёх основных направлений: устранение недостатков устной речи, активизация слухоречевой функции, развитие аналитико-синтетической деятельности, развитие оптико-пространственных представлений (Рисунок 1).

Рис. 1

Реализация первого направления строится с учётом индивидуальных особенностей детей, проводятся параллельно с основной коррекционной деятельностью и включают в себя следующие виды работ: коррекцию звукопроизношения, развитие фонематического слуха и восприятия, развитие грамматического строя речи [1].

Работа по активизации второго направления заключается в развитии слухоречевой памяти.

Третье направление включает в себя работу по развитию фонематического анализа и синтеза и фонематического восприятия.

Развитие оптико-пространственных представлений представляет собой комплекс заданий по ориентировке в окружающем пространстве, восприятию пространственных отношений между предметами, обучение ориентировке на плоскости.

Развитие фонематического анализа и синтеза осуществляется в три этапа: 1 этап — выработка умения анализировать звуковой состав слов; 2 этап — формирование действия звукового анализа в речевом плане; 3 этап — овладение в умственном плане операциями фонематического анализа.

Логопедическая работа по развитию фонематического слуха и восприятия реализуется с помощью развития сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи, уточнения слуховой дифференциации, закрепления произносительной дифференциации [2]; [5].

Дифференциация конкретных звуковых пар включает в себя два этапа: 1 этап — уточнение произносительного и слухового образа каждого звука; уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; выделение звука на фоне слогов, слов; 2 этап — сопоставление конкретных звуков в произносительном и слуховом плане [3].

Развитие сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи способствовало уточнению слуховых образов звуков, слогов, слов, являлось необходимой предпосылкой развития более высокого уровня восприятия.

Развитие фонематического восприятия, дифференциации фонем в устных и письменных заданиях осуществлялось согласно традиционной методике.

Формирование оптико-пространственных представлений у старших дошкольников проводится по нескольким направлениям.

Для этого предлагается использовать следующие задания:

− дать название недорисованным предметам, перечеркнутым изображениям;

− обозначить изображения предметов, наложенных друг на друга;

− распределить предметные изображения по их реальной величине (для этого необходимо использовать одинаковые по размеру изображения, отличающиеся по величине);

− подбирать картинки к цветовому фону;

− находить определённую фигуру среди других изображений (первое изображение аналогично с предлагаемым, второе — зеркальное отражение);

− дорисовать незаконченные контуры геометрических фигур;

− составление разрезанных на части картинок.

Указанная выше система логопедической работы является систематизированным комплексом, который позволяет эффективно проводить пропедевтическую работу нарушений письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.

Литература:

  1. Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З. Е. Агранович. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. — 128 с.
  2. Алексеева, О. С. Различаем звуки и буквы. Картотека заданий логопеда. 1–4 класс / О. С. Алексеева. Санкт-Петербург: КАРО, 2017. — 128 с.
  3. Ивановская, О. Г. Преодоление артикуляторно-акустической дисграфии у школьников: учебное пособие / О. Г. Ивановская, Н. С. Куликова, О. А. Хвостова, Д. А. Щукина. — Москва: Форум: ИНФА-М, 2016. — 160 с.
  4. Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. — Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. — 208 с.
  5. Суслова, О. В. Дисграфия: учусь различать звуки: 1–4 классы / О. В. Суслова, М. В. Мальм. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. — 62 с.
Основные термины (генерируются автоматически): III, развитие, логопедическая работа, письменная речь, фонематический анализ, общее недоразвитие речи, речевое развитие, уровень восприятия речи, фонематический слух, фонематическое восприятие.


Похожие статьи

Орфографическое чтение как коррекционный метод при дизорфографии в логопедической работе с младшими школьниками

Данная статья посвящена проблеме коррекции дизорфографических расстройств у младших школьников. В статье рассматриваются особенности нарушения письменной речи младших школьников. Возможности использования орфографического чтения как средства коррекци...

Взаимодействие учителя-логопеда с учителем начальных классов по предупреждению дисграфии у младших школьников

В данной статье автор пытается привлечь внимание учителей начальных классов к взаимодействию с учителем-логопедом в работе по предупреждению дисграфии у младших школьников.

Нейропсихологический подход к проблеме дисграфии младших школьников

В статье произведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике возможности использования нейропсихологических методик для коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста страдающих дисграфией.

Реализация нейропсихологического подхода в коррекции дисграфии у младших школьников

В статье авторы анализируют эффективность логопедической работы у школьников младших классов с дисграфией при использовании методов нейропсихологической коррекции.

Модель коррекционной работы по преодолению дисграфии с использованием нейропсихологического подхода у обучающихся младших классов

В статье рассматриваются методы и приемы коррекции дисграфии у обучающихся младших классов с позиции нейропсихологического подхода.

Развитие орфографических умений и навыков у обучающихся 5-х классов с дизорфографией

В статье раскрывается развитие орфографических умений и навыков у обучающихся 5-х классов с дизорфографией. Рассмотрены исследования ученых по данной теме. Расписан корректирующий процесс.

Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Методические аспекты коррекционной работы по развитию диалогической речи у дошкольников с патологией слуха

В статье раскрыты методологические аспекты коррекционной работы в рамках развития диалогической речи у дошкольников с патологией слуха.

Использование каплеграфии в комплексной коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР

В статье авторы делятся своей находкой по использованию каплеграфии в коррекционно-развивающей деятельности, как одного из методов развития высших психических функций у детей с ЗПР.

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения нейропсихологического подхода в коррекции нарушений...

Похожие статьи

Орфографическое чтение как коррекционный метод при дизорфографии в логопедической работе с младшими школьниками

Данная статья посвящена проблеме коррекции дизорфографических расстройств у младших школьников. В статье рассматриваются особенности нарушения письменной речи младших школьников. Возможности использования орфографического чтения как средства коррекци...

Взаимодействие учителя-логопеда с учителем начальных классов по предупреждению дисграфии у младших школьников

В данной статье автор пытается привлечь внимание учителей начальных классов к взаимодействию с учителем-логопедом в работе по предупреждению дисграфии у младших школьников.

Нейропсихологический подход к проблеме дисграфии младших школьников

В статье произведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике возможности использования нейропсихологических методик для коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста страдающих дисграфией.

Реализация нейропсихологического подхода в коррекции дисграфии у младших школьников

В статье авторы анализируют эффективность логопедической работы у школьников младших классов с дисграфией при использовании методов нейропсихологической коррекции.

Модель коррекционной работы по преодолению дисграфии с использованием нейропсихологического подхода у обучающихся младших классов

В статье рассматриваются методы и приемы коррекции дисграфии у обучающихся младших классов с позиции нейропсихологического подхода.

Развитие орфографических умений и навыков у обучающихся 5-х классов с дизорфографией

В статье раскрывается развитие орфографических умений и навыков у обучающихся 5-х классов с дизорфографией. Рассмотрены исследования ученых по данной теме. Расписан корректирующий процесс.

Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Методические аспекты коррекционной работы по развитию диалогической речи у дошкольников с патологией слуха

В статье раскрыты методологические аспекты коррекционной работы в рамках развития диалогической речи у дошкольников с патологией слуха.

Использование каплеграфии в комплексной коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР

В статье авторы делятся своей находкой по использованию каплеграфии в коррекционно-развивающей деятельности, как одного из методов развития высших психических функций у детей с ЗПР.

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения нейропсихологического подхода в коррекции нарушений...

Задать вопрос