Современное образование предъявляет достаточно большие требования к качеству обучения школьников, но, между тем, в настоящее время отмечается увеличение количества детей, которые не усваивают программу начальной и средней школы. Одной из причин, препятствующих усвоению школьной программы, является несформированность навыка письма и, как следствие, невозможность кодировать и декодировать информацию по ряду учебных дисциплин. Вот почему проблема коррекции дисграфии, у учащихся общеобразовательной школы, остается одной из наиболее актуальных в современной педагогике и логопедии.
Трудности в обучении письму могут наблюдаться, как у детей с общим недоразвитием речи, так и у детей не имеющих ярко выраженных нарушений. Обнаруженные у младших школьников специфические нарушения письма определяют необходимость дифференцированного и комплексного подхода к коррекционной работе по преодолению дисграфии, а также устранению нарушений устной речи.
Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматриваются в различных аспектах: логопедическом, психологическом, нейропсихологическом, психолингвистическом, педагогическом, такими специалистами как: Т. В. Ахутина, Л. Н. Ефименкова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, И. Н. Садовникова, М. Е. Хватцев, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова, Ж. М. Глозман и др. Но процесс письма представляет собой достаточно сложную форму речевой деятельности и имеет многоуровневую структуру, которая включает в себя большое количество различных анализаторов. Такие как речеслуховой, речедвигательный, зрительный и двигательный. Между этими анализаторами в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность, благодаря которой процесс письма осуществляется автоматизировано и протекает под двойным контролем: кинестетическим и зрительным. Расстройство какого-либо из этих анализаторов приводит к нарушению процесса овладения письмом, то есть к дисграфии.
Оптическая дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в специфических повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленных несформированность высших психических функций, участвующих в процессе письма. Оптическая дисграфия, тесно связанна с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, а так же моторных координаций проявляющихся в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего на письме дети путают буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам.
Выделяют литеральную форму оптической дисграфии при которой наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения изолированных букв. При вербальной форме оптической дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, но при написании слов наблюдаются искажения или замены букв оптического характера.
В логопедии разработаны методы, позволяющие изучить дисграфию с точки зрения нейропсихологического подхода: методика для детей с тяжелыми дефектами речи З. А. Репиной; методика Р. И. Лалаевой и Л. В. Венедиктовой; комплексная методика А. П. Вороновой; методика Т. В. Ахутиной и О. Б. Иншаковой; программа обследования письма Н. Н. Баль и И. А. Захарченя.
Изучив эти методики, мы выделили основные трудности с которыми чаще всего встречаются младшие школьники.
Признаки слабости кинестетической организации движений выражаются в следующих трудностях:
- Моторика (отставание в развитии крупной и мелкой моторики, отставание в развитии речевой моторики);
- Артикуляция (смешение или нечеткое произнесение звуков);
- Письмо (смешение на письме звуков, близких по произношению или букв, близких по написанию).
Признаки слабости переработки слуховой информации прослеживаются при проверке фонематического слуха (замена звуков близких по звучанию в устной и письменной речи).
Признаки слабости переработки зрительно-пространственной информации прослеживаются на письме как:
- Трудности ориентировки на листе бумаги, в нахождении начала строки (левостороннее игнорирование/отсутствие отступа);
- Трудности удержания строки: колебания наклона, ширины и высоты букв, раздельное написание букв внутри слова;
- Устойчивая зеркальность при написании букв и трудности актуализации графического/ двигательного образа;
- Замена рукописных букв печатными, необычный способ написания букв;
- Трудности овладения словарными словами; пропуск и замена гласных в том числе и ударных;
- Нарушение порядка букв в словах, слитное написание двух и более слов.
Все эти трудности мешают младшим школьникам свободно овладеть навыком письма. И зачастую недостаточная сформированность данных факторов проявляться как изолированно, так и в сочетании, что еще больше снижает возможность обучения. Н. М. Пылаева выстраивает следующую иерархию несформированности психических функций (факторов), приводящих к оптической дисграфии и школьной неуспеваемости в целом [2]:
- Сниженная работоспособность, колебания внимания, слабость мнестических процессов, недостаточная сформированность речи;
- Недостаточность развития функций программирования и контроля;
- Зрительно-пространственные и квазипространственные трудности;
- Трудности переработки слуховой информации.
- Трудности переработки зрительной информации.
Коррекционная работа по преодолению оптической дисграфии ведется в несколько этапов и включает в себя следующие направления:
1 этап. Организационный (проведение первичного обследования)
2 этап. Подготовительный (развитие зрительного гнозиса, буквенного гнозиса, анализа и синтеза, расширение объема зрительной памяти, кинетической и кинестической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций, формирование пространственного восприятия, пространственного представления и формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений).
3 этап. Основной (формирование навыков самоконтроля и планирования деятельности, сукцессивных функций — закрепление, автоматизация и дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв)
4 этап. Заключительный (закрепление полученных навыков и перенос полученных знаний на другие виды деятельности).
Наличие дисграфии у детей приводит к печальным последствиям, серьезность которых зависит от степени выраженности дефекта. Дети страдающие оптической дисграфией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными педагогическими методами.
Завершая исследование, следует отметить, что предложенная программа коррекционной работы позволит своевременно выявить симптоматику оптической дисграфии и своевременно начать коррекционную работу.
Литература:
- Ахутина Т. В., Иншакова О. Б. «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников». — 2008 г.
- Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. «Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход» — 2015 г.
- Безруких М. М. «Трудности обучения в начальной школе». — 2009 г.
- Глозман Ж. И., Соболева. А.Е. «Комплексная коррекция трудностей обучения в школе». — 2016 г.
- Корнев А. Н. «Нарушения чтения и письма у детей». — 2003 г.
- Семенович А. В.. «Введение в нейропсихологию детского возраста». -2005 г.