Тревогу у многих родителей школьников вызывают слова учителя «пишет как курица лапой, ошибок столько делает».. и, конечно, оценки за письменные работы. Родители спорят с учителем — ребенок пришел в школу подготовленный, знает буквы, читает, учит правила, но когда в руки берут тетрадь своего сына или дочери — пугаются: прочитать невозможно, ошибки даже в самых простых словах…
Причиной описанных выше проблем является нарушение процесса письма, или частичная неспособность овладеть письмом при сохранном интеллекте — дисграфия. Затронем эту проблему с рекомендациями для младших школьников, ведь плохой почерк — это нарушение зрительно-моторной координации, что является причиной оптической дисграфии.
По мнению учителей-логопедов, если заниматься в дошкольном возрасте профилактикой дисграфии, это позволит ребенку без затруднений овладеть грамотой, а в дальнейшем не придется говорить о возникших трудностях в школе. И безусловно важно работать над ликвидацией проблем с нарушением письма и проводить профилактику дисграфии.
Что же может быть причиной дисграфии?
– Биологические причины: наследственный фактор, патологии во время беременности, асфиксии, родовые травмы, инфекции нервной системы.
– Социальные причины: синдром госпитализма (длительное пребывание человека вдали от дома-дети маугли), педагогическая запущенность, двуязычные семьи.
– Средовые причины: завышенные требования к грамотности ребенка, слишком ранний возраст обучения грамоте, неверно подобранное обучение.
Не будем говорить о всех видах дисграфий, а поговорим почему же стоит обратить внимание именно на оптическую дисграфию. Оптическая дисграфия наиболее узнаваема: ребенок не узнает букву и путает с похожей, зеркальное письмо. Родителю легко будет самому определить вид этой дисграфии.
– Смешение букв по оптическому сходству: б-д, п-т, о-а, и-у)
– Зеркальное письмо (с,е,э,з)
А теперь разберем конкретно какие игры и упражнения помогут не допустить развития именно оптической дисграфии, причем всего лишь одной стороны этой проблемы, связанной с нарушением пространственного восприятия и зрительно-пространственного анализа и синтеза, а также с недостаточностью формирования зрительного гнозиса (зрительного восприятия и узнавания).
Игры на зрительный гнозис:
- Назвать недорисованные предметы.
- Назвать предметы по их контурам.
- Назвать перечеркнутые изображения.
- Выделить предметы, наложенные друг на друга.
- Определить, что неправильно нарисовал художник (хвост кота у овцы, ноги лошади у петуха и т. п.).
- Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры).
- Определение правой и левой части разноцветных полосок. Предлагаются следующие виды заданий:
а) Покажи полоску, на которой справа синий цвет.
б) Назови цвет правой части этой полоски.
в) Найди полоску, где слева синий цвет, а справа-красный цвет и т. д.
- Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.
- Составление разрезанных на части картинок (на 2,3,4,5,6 частей).
- Дополнение рисунков (нарисовать домик, справа и сверху-солнце, слева от домика-забор, справа внизу-озеро, справа от забора-цветы).
- Работа с трафаретами.
- Конструирование фигур из палочек и спичек.
Наряду с зрительным гнозисом у старших дошкольников нужно формировать и буквенный гнозис.
Игры на буквенный гнозис.
- Найти букву среди ряда других букв.
- Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом.
- Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
- Определить букву в неправильном положении (Т, Р, Н, N).
- Обвести букву по точкам.
- Дописать букву. Например: I I, Г, V и т. п.
- На фоне контурных изображений предметов найти спрятавшиеся буквы.
- Конструирование и изменение букв из разных элементов (сделать из Р-Ь, из Т-Г, из Ж-К и т. д.).
- Выделить буквы, наложенные друг на друга.
Обычных уроков письма в школе не хватает, тем более, что современные школы не уделяют внимания почерку, значит нужны занятия и упражнения на развитие мускулатуры пальцев, кистей рук ребенка, отработки координации и ритма движений, «расшевеливание» мозга («спящих» зон, отвечающих за механизм почерка). И эти занятия в школе может проводить логопед, а подсказать родителю с чего начинать могут и учителя, и воспитатели.
Рекомендации логопеда как работать с почерком (для родителей)
- Консультация/наблюдение врача-невролога.
- Организация рабочего места, соблюдение гигиены.
- Прогулки на свежем воздухе.
- Развитие мелкой моторики (массаж и самомассаж, пальчиковая гимнастика типа «расскажи стихи руками», работа со шнуровкой, мозаика, лепка, пазлы, вырезывание, штриховка, графические диктанты по клеточкам, плетение, рисование карандашами и т. д.).
- Развитие общей моторики (посещение спортивных секций по индивидуальной программе с дозированными нагрузками, подбор упражнение ЛФК в поликлинике врачом-специалистом).
- Грамотный, осознанный выбор шариковой ручки (простая, чтобы не скользила в руке и на бумаге).
- Моторная отработка элементов (готовый тренажер с разными буквами: печатными и письменными, письмо по кальке).
- Многократное письмо, переписывание (обязательна мотивация: раньше писали письма бабушкам, родственникам, можно на цветных стикерах задания и ответ).
- Можно использовать методику Илюхиной В. А. «Письмо с секретом» (прописи В. А. Илюхиной).
В этой статье мы прикоснулись лишь к сотой доле огромной проблемы, но для детей с оптической дисграфией важна поддержка не только родителей на всех этапах, но и логопедов, а особенно учителей и воспитателей, которые могут подсказать и разъяснить глубину проблемы и нахождение путей ее решения.
Литература:
- Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн.для логопеда. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. — 224 с.
- Оглоблина И. Ю. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2017. — 64 с.
- Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М.: «Эгси», Чебоксары 1999. — 48 с.
- Воронина Т. П., Попова Т. В., Дисграфия, или Почему ребенок плохо пишет? Ростов/Д: Феникс, 2015.- 95 с.