Что такое дисграфия? Советы учителя-логопеда родителям | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 03.06.2022

Статья просмотрена: 286 раз

Библиографическое описание:

Миноченкова, И. Ю. Что такое дисграфия? Советы учителя-логопеда родителям / И. Ю. Миноченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 498-503. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92436/ (дата обращения: 16.11.2024).



Тревогу у многих родителей школьников вызывают слова учителя «пишет как курица лапой, ошибок столько делает».. и, конечно, оценки за письменные работы. Родители спорят с учителем — ребенок пришел в школу подготовленный, знает буквы, читает, учит правила, но когда в руки берут тетрадь своего сына или дочери — пугаются: прочитать невозможно, ошибки даже в самых простых словах…

Причиной описанных выше проблем является нарушение процесса письма, или частичная неспособность овладеть письмом при сохранном интеллекте — дисграфия. Затронем эту проблему с рекомендациями для младших школьников, ведь плохой почерк — это нарушение зрительно-моторной координации, что является причиной оптической дисграфии.

По мнению учителей-логопедов, если заниматься в дошкольном возрасте профилактикой дисграфии, это позволит ребенку без затруднений овладеть грамотой, а в дальнейшем не придется говорить о возникших трудностях в школе. И безусловно важно работать над ликвидацией проблем с нарушением письма и проводить профилактику дисграфии.

Что же может быть причиной дисграфии?

– Биологические причины: наследственный фактор, патологии во время беременности, асфиксии, родовые травмы, инфекции нервной системы.

– Социальные причины: синдром госпитализма (длительное пребывание человека вдали от дома-дети маугли), педагогическая запущенность, двуязычные семьи.

– Средовые причины: завышенные требования к грамотности ребенка, слишком ранний возраст обучения грамоте, неверно подобранное обучение.

Не будем говорить о всех видах дисграфий, а поговорим почему же стоит обратить внимание именно на оптическую дисграфию. Оптическая дисграфия наиболее узнаваема: ребенок не узнает букву и путает с похожей, зеркальное письмо. Родителю легко будет самому определить вид этой дисграфии.

Смешение букв по оптическому сходству: б-д, п-т, о-а, и-у)

Зеркальное письмо (с,е,э,з)

А теперь разберем конкретно какие игры и упражнения помогут не допустить развития именно оптической дисграфии, причем всего лишь одной стороны этой проблемы, связанной с нарушением пространственного восприятия и зрительно-пространственного анализа и синтеза, а также с недостаточностью формирования зрительного гнозиса (зрительного восприятия и узнавания).

Игры на зрительный гнозис:

  1. Назвать недорисованные предметы.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/01ed/00144d3c-7fe13df8/hello_html_30a5a823.jpg

  1. Назвать предметы по их контурам.

https://www.ok-t.ru/studopediaru/baza15/381970246391.files/image044.jpg

  1. Назвать перечеркнутые изображения.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1947635/95188e87-b450-4916-a90a-2dd0c4704e18/s1200

  1. Выделить предметы, наложенные друг на друга.

https://i.pinimg.com/736x/9b/79/b3/9b79b36eb9b3d91334b8d733b53ff2aa.jpg

  1. Определить, что неправильно нарисовал художник (хвост кота у овцы, ноги лошади у петуха и т. п.).
  2. Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры).
  3. Определение правой и левой части разноцветных полосок. Предлагаются следующие виды заданий:

а) Покажи полоску, на которой справа синий цвет.

б) Назови цвет правой части этой полоски.

в) Найди полоску, где слева синий цвет, а справа-красный цвет и т. д.

  1. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.
  2. Составление разрезанных на части картинок (на 2,3,4,5,6 частей).
  3. Дополнение рисунков (нарисовать домик, справа и сверху-солнце, слева от домика-забор, справа внизу-озеро, справа от забора-цветы).
  4. Работа с трафаретами.
  5. Конструирование фигур из палочек и спичек.

Наряду с зрительным гнозисом у старших дошкольников нужно формировать и буквенный гнозис.

Игры на буквенный гнозис.

  1. Найти букву среди ряда других букв.
  2. Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом.
  3. Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
  4. Определить букву в неправильном положении (Т, Р, Н, N).

  1. Обвести букву по точкам.

https://book24.ua/upload/iblock/1b2/1b2149704ddd63b9bbecf0f861cc1b17.jpg

  1. Дописать букву. Например: I I, Г, V и т. п.
  2. На фоне контурных изображений предметов найти спрятавшиеся буквы.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/10f4/0001bea3-4365aa5d/img15.jpg

  1. Конструирование и изменение букв из разных элементов (сделать из Р-Ь, из Т-Г, из Ж-К и т. д.).
  2. Выделить буквы, наложенные друг на друга.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0415/000a3d44-5094e28e/hello_html_3291af5f.gif

Обычных уроков письма в школе не хватает, тем более, что современные школы не уделяют внимания почерку, значит нужны занятия и упражнения на развитие мускулатуры пальцев, кистей рук ребенка, отработки координации и ритма движений, «расшевеливание» мозга («спящих» зон, отвечающих за механизм почерка). И эти занятия в школе может проводить логопед, а подсказать родителю с чего начинать могут и учителя, и воспитатели.

Рекомендации логопеда как работать с почерком (для родителей)

  1. Консультация/наблюдение врача-невролога.
  2. Организация рабочего места, соблюдение гигиены.
  3. Прогулки на свежем воздухе.
  4. Развитие мелкой моторики (массаж и самомассаж, пальчиковая гимнастика типа «расскажи стихи руками», работа со шнуровкой, мозаика, лепка, пазлы, вырезывание, штриховка, графические диктанты по клеточкам, плетение, рисование карандашами и т. д.).
  5. Развитие общей моторики (посещение спортивных секций по индивидуальной программе с дозированными нагрузками, подбор упражнение ЛФК в поликлинике врачом-специалистом).
  6. Грамотный, осознанный выбор шариковой ручки (простая, чтобы не скользила в руке и на бумаге).
  7. Моторная отработка элементов (готовый тренажер с разными буквами: печатными и письменными, письмо по кальке).
  8. Многократное письмо, переписывание (обязательна мотивация: раньше писали письма бабушкам, родственникам, можно на цветных стикерах задания и ответ).
  9. Можно использовать методику Илюхиной В. А. «Письмо с секретом» (прописи В. А. Илюхиной).

В этой статье мы прикоснулись лишь к сотой доле огромной проблемы, но для детей с оптической дисграфией важна поддержка не только родителей на всех этапах, но и логопедов, а особенно учителей и воспитателей, которые могут подсказать и разъяснить глубину проблемы и нахождение путей ее решения.

Литература:

  1. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн.для логопеда. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. — 224 с.
  2. Оглоблина И. Ю. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2017. — 64 с.
  3. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М.: «Эгси», Чебоксары 1999. — 48 с.
  4. Воронина Т. П., Попова Т. В., Дисграфия, или Почему ребенок плохо пишет? Ростов/Д: Феникс, 2015.- 95 с.
Основные термины (генерируются автоматически): буква, зеркальное письмо, причина, родитель, синий цвет, школа.


Задать вопрос