Раннее обучение грамоте — необходимость или норма?
Автор: Солдатова Татьяна Николаевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (28) январь 2020 г.
Дата публикации: 03.01.2020
Статья просмотрена: 389 раз
Библиографическое описание:
Солдатова, Т. Н. Раннее обучение грамоте — необходимость или норма? / Т. Н. Солдатова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4773/ (дата обращения: 23.12.2024).
Ключевые слова: грамота, грамотность, чтение и письмо, неврологические нарушения ЦНС, коррекционная работа, ошибки на письме, общее недоразвитие речи.
Языковая грамотность многим людям даётся с трудом. И это обусловлено различными факторами. Прежде всего — это медицинские показатели, социальные и семейные обстоятельства.
Успешность человека зависит от возможности качественного владения родным языком как в устной его форме, так и в письменном эквиваленте.
С каждым годом число детей, которые рождаются с перинатальными патологиями ЦНС растёт.
У детей данной категории имеются нарушения речевого развития разной этиологии, следовательно, это оказывает существенное влияние на интеллектуальное и общее развитие ребёнка как личности.
Различные просчёты в воспитании, замена человеческого общения различными электронными устройствами значительно нарушают речевое развитие здоровых детей, не говоря уже про детей с неврологической симптоматикой.
Тем самым в детские сады и потом в школы поступает большое количество детей с ОНР (общее недоразвитие речи).
Многие из них в школе читают и пишут с ошибками, не понимают смысл прочитанного, имеют трудности в выражении своих мыслей.
Исследования, проведенные Л. Г. Парамоновой [9], показали, что количество детей, допускающих грамматические ошибки при написании диктантов, во 2-м классе и в 8-м классе различается незначительно (70,7 % и 81 % соответственно).
Поэтому по мере взросления эти ошибки не исчезают, а только лишь усугубляются наложением дополнительных трудностей в учёбе, связанных с неправильным и несвоевременным обучением грамоте дошкольника. Всё это влияет на школьную успеваемость не только по русскому языку, но и по другим предметам.
У детей-логопатов (детей с ОВЗ) 50 % нарушений по чтению и письму связаны с недоразвитием фонематического восприятии, тонкой дифференциации фонем по акустическим признакам.
Вследствие этого ребёнок не может дифференцировать своё дефектное произношение по сравнению с нормой речи. А следовательно, не чётко понимает, что такого требует от него специалист по коррекции речи. Для преодоления указанных нарушений требуется специальная, нередко длительная коррекционная работа, проводимая учителем-логопедом.
Исследователи отмечают, что, несмотря на то, что система дошкольного образования имеет программы для подготовки детей к школе, многие ученики начальной школы имеют трудности в обучении грамоте. Успех обучения грамоте младших школьников в известной степени зависит и от качества подготовки их в период дошкольного детства.
Программы школы насыщены и усложнены разнообразным материалом, который преподносится ученику только через умение читать. Школа заинтересована, чтобы первоклассники были подготовлены к обучению грамоте, имели развитый фонематический слух, умели бы делить слова на слоги, имели развитую связную речь.
Проблемой обучения детей грамоте занимались Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина (и др.). В логопедических исследованиях в связи с нарушениями усвоения грамоты детьми с различными дефектами речи и недостатками психического развития (Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова, Е. М. Мастюкова и др.).
Проблемой обучения чтению детей с недостатками речи является предметом исследований многих логопедов (Г. А. Каше, Е. В. Колесникова, Т. Б. Филичева, Т. В Туманова и др.).
В настоящее время является общепризнанным, что между общим недоразвитием речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь.
Ребёнок, идущий в массовую школу с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении. У таких детей при обучении грамоте большое количество специфических ошибок, обусловленных отклонениями в развитии многих сторон речи фонетической, грамматической, недостаточностью словарного запаса.
У дошкольников с ОНР готовность к обучению грамоте в два раза ниже, чем у детей без речевой патологии.
Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и письма и общим недоразвитием речи открывает пути к его предупреждению до того, как ребёнок поступает в школу.
Группа ведущих ученых (Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т. Б. Филичева и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. У детей с общим недоразвитием речи, в связи с разнообразными речевыми, сенсорными нарушениями возникает несформированность указанных функций, что затрудняет овладение процессом чтения и письма, и в будущем может стать причиной специфических его нарушений — дислексии и дисграфии.
При глубоких степенях общего недоразвития речи (первый и второй уровни) дети оказываются не в состоянии овладеть чтением и письмом в условиях массовой школы. Дети с менее глубоким недоразвитием речи (третий уровень) в первом классе, как правило, овладевают элементарными навыками чтения и письма, но при этом делают большое количество специфических ошибок.
Для таких детей необходимы систематические, в течение ряда лет, занятия по формированию их устной речи и по подготовке к обучению грамоте. Ведь уроки грамоты с дошкольниками, проводимые специалистами, не учат их чтению и письму, а формируют, прежде всего звуковую культуру речи, восприятие мелодики речи необходимые при коррекции связной речи и при нарушениях слоговой структуры слова, при дизартрических нарушениях помогают при скандированности произношения.
Чтение — это следствие правильного обучения грамоте.
Среди детей, посещающих логопедические занятия в школе, можно выделить две заметно различающиеся группы. В первую входят те, кто получал квалифицированную помощь еще в дошкольном возрасте. Приобретенные речевые навыки, а также умение взаимодействовать со взрослым, во многом облегчают процесс обучения и способствуют успешному усвоению программы по русскому языку.
Ко второй, более многочисленной группе относятся учащиеся, речевое развитие которых не вызывало тревоги у их родителей — иногда потому, что нарушения речи были незаметными или казались незначительными, а иногда потому, что родители игнорировали советы специалистов.
Специалисты знают, что обучение письму таким детям даётся в первом классе очень трудно. Ведь они как раз в данном периоде овладевают фонетическим принципом письма «как слышу, так и пишу». Данный принцип письма является основой всей базы письменной речи, где развитый фонематический слух и хорошо развитое фонематическое восприятие будут очень необходимы.
Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются трудности в овладении грамотой, что определяется нарушением формирования всех компонентов речевой системы.
Имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом.
В связи с этим, ранняя диагностика и своевременно оказанная коррекционно-логопедическая помощь детям с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте повышает шансы преодоления трудностей в овладении процессами чтения и письма, что способствует в дальнейшем успеху в школьном обучении.
Литература:
- Воеводина Е. С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) // Ж. Школьный логопед, № 6, 2006
- Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Чтение и письмо. — М., 1995
- Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985
- Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении. М., 2003г
- Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. М.,1998г
- Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. — С.Пб. 1995
- Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. — С. Пб. 1999
- Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. — М.
- Парамонова Л. Г. Как повысить грамотность учащихся / Л. Г. Парамонова. — Санкт-Петербург: КАРО, Дельта, 2005
Ключевые слова
общее недоразвитие речи, грамота, коррекционная работа, грамотность, чтение и письмо, неврологические нарушения ЦНС, ошибки на письмеПохожие статьи
Особенность формирования навыка общения у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье авторы пытаются показать проблемы дошкольников в общении с ОНР.
Особенности речевого развития младшего школьника
Статья раскрывает особенности речевого развития младшего школьника, их характеристики, расстройство процессов чтения и письма.
Похожие статьи
Особенность формирования навыка общения у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье авторы пытаются показать проблемы дошкольников в общении с ОНР.
Особенности речевого развития младшего школьника
Статья раскрывает особенности речевого развития младшего школьника, их характеристики, расстройство процессов чтения и письма.