Формирование речевых навыков и их роль в обучении чтению и овладении письменной речью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 24.05.2014

Статья просмотрена: 3867 раз

Библиографическое описание:

Майданкина, И. В. Формирование речевых навыков и их роль в обучении чтению и овладении письменной речью / И. В. Майданкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 728-729. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10470/ (дата обращения: 16.12.2024).

Дошкольное детство — это время формирования будущей личности ребёнка, его индивидуальности. Это наиболее благоприятный период для развития как специальных (учебных) так и творческих способностей каждого ребёнка. В результате естественного процесса познания, который осуществляется эмоционально практическим путём, каждый малыш становиться исследователем, первооткрывателем окружающего его мира. И чем разнообразнее, ярче, насыщеннее его активная деятельность, чем больше она значима для малыша, тем успешнее идёт развитие, тем счастливее его детство. Познавая окружающий мир, ребёнок делится впечатлениями, своими чувствами с близкими ему людьми. Происходит обмен информацией посредством речи. Вот тут то и начинают возникать проблемы. Последние десятилетия увеличивается количество детей с нарушением речевых функций, которые препятствуют успешности ребёнка в обучении. Одна небольшая проблема, может привести к личной трагедии в развитии и становлении личности ребёнка. Отсутствие успешности, уже может проявиться в старшем дошкольном возрасте, что потом скажется при обучении в начальной школе. Обращать внимание на данную проблему необходимо уже в дошкольном возрасте. Развитие речи дошкольника осуществляется при разных видах деятельности, в том числе и на специальных занятиях по обучению грамоте. Обучение на занятиях предполагает не только обучение чтению, но и введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности. Возраст 6–7 лет — это переломный этап в жизни ребёнка. Заканчивается дошкольный беззаботный период, завершается подготовка к дальнейшему обучению в школе. У ребёнка формируются как теоретические, так и практические умения и навыки, которые в последствие станут фундаментом для овладения ребёнком письменной речью. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического и успешного обучения родному языку в начальной школе. Обучение грамоте дошкольников является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. На одном занятии в единстве решаются разные речевые задачи — фонетические, лексические, грамматические, — благодаря которым происходит развитие связной речи детей. Поэтому процесс обучения должен быть последовательным, поэтапным — от звука к звуко-буквенному анализу, от чтения к подготовки руки к письму. Обучение дошкольников элементам грамоты направлено на формирование первоначальных лингвистических представлений. Понимание того, что такое слово, предложение и как оно строится. Детей знакомят со звучанием и протяжностью слова, учат способам интонационного выделения звука, называть слова с заданным звуком; дети усваивают смылоразличительные функции звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги. Это подготавливает дошкольников к овладению звуковым анализом слова, т. е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку и их дифференциации по качественным характеристикам. Дети учатся правильно ставить ударение в словах схожих по звучанию, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу, благодаря чему, они в последствие обучаются чтению. Уровень развития речевых навыков и умений детей до поступления в школу, в разделе грамоты, характеризуются следующими показателями:

-        сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения;

-        наличие у ребенка представлений о звуковой стороне речи, как реальной действительности; о слове, слоге, звуке, ударении (без определения); о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий); о выразительности средств речи;

-        проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по звуковой культуре речи;

-        овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи: наличие представлений о модели и процессе моделирования; способность сопровождать комментариями последовательность своих действий, умение проводить анализ своей работы.

Приоритетной формой организации деятельности детей на занятиях является объединение детей в малые группы по 2–4 человека или индивидуальные занятия (младший, средний дошкольный возраст), по 6–8 человек (старший возраст). Данная форма работы с детьми помогает удовлетворить стремление детей к общению, совместным действиям и эмоциональным переживаниям, а также пополнить словарный запас детей.

Переход из дошкольного детства в школьный возраст как раз совпадает с одним из трёх так называемых «критических периодов в развитии речевой функции ребенка». В «третий критический период развития речевой функции (6–7 лет)» начинается формирование письменной речи. Если устная речь усваивается ребёнком в повседневной жизни и в общении с окружающими людьми, то письменной речью он может овладеть только в условиях целенаправленного обучения. Основной базой для овладения письмом и чтением (равноправных составляющих письменной речи) являются достаточно формированные у ребёнка, как будущего ученика, основные компоненты устной речи: звукопроизношение, фонематические процессы, просодическая сторона речи, лексический запас и грамматический строй. По ряду физиологических причин, в настоящее время, огромное количество детей имеет разные уровни нарушения речи. Не своевременное обращение внимания на данные проблемы у ребёнка со стороны родителей приводит к формировании устойчивого дефекта. В основном у детей наблюдается фонетико- фонематическое недоразвитие речи, в результате чего у детей отмечаются отклонения в усвоении произносительной стороны речи и недостатки фонематического восприятия, т. е. способности к восприятию и различению речевых звуков (фонем родного языка), при достаточном развитии словаря и относительно правильном грамматическом оформлении речевых высказываний. Эти речевые нарушения приводят к затруднениям в формировании у детей звуко-буквенного анализа и синтеза, лежащие в основе овладения детей грамотой. Если к концу дошкольного возраста фонетико-фонематическое недоразвитие речи не было скомпенсировано, то уже на начальном этапе обучения грамоте у ребёнка могут возникнуть серьёзные проблемы, которые в дальнейшем могут привести к проявлению определённых видов дислексии и дисграфии, даже с частичным нарушением прочесов чтения и письма. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наиболее часто проявляются симптомы акустической или артикуляционно-акустической дисграфии и фонетической дислексии, которые выражаются в стойких специфических ошибках. У учащихся при прочтении или написании текста могут наблюдаться пропуск, перестановка, вставка ненужных букв или слогов или замена звуков сходных по звучанию.

Таким образом, работа по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза, обучению элементам письма и чтения должна сочетаться с работой по развитию основных компонентов речевой деятельности: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексического запаса и грамматического строя речи.

При подготовке к занятиям с детьми имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи необходимо учитывать следующее:

-   должен присутствовать речевой материал в стихотворной форме;

-   речевые тексты и задания должны сопровождаться сюжетными картинками, что способствует расширению вариативности работы, коррекции звукопроизношения и фонематических процессов, совершенствованию лексико-грамматического строя речи;

-   исходя из особенностей дефекта, в занятия необходимо включать упражнения, направленные на совершенствование просодических компонентов речевой деятельности (ударение, элементов интонации — мелодики, силы и высоты голоса, темпа и плавности речи, эмоционального окраса и т. д.);

-   занятия должны быть построены на сочетании элементов игровых упражнений;

-   необходимо использовать упражнения на развитее мелкой моторики руки и графомоторных навыков;

-   в структуру занятий должны быть включены упражнения, направленные на развитие связной речи детей.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, письменная речь, ребенок, занятие, звуко-буквенный анализ, родной язык, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дошкольное детство, начальная школа, речевая деятельность.


Похожие статьи

Формирование лексико-грамматических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку

Роль аудирования в речевой деятельности и процессе обучения иностранному языку

Формирование грамматических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку в школе

Воспитание коммуникативной культуры учащихся в процессе обучения иностранному языку

Роль языкового сознания в формировании общекультурных компетенций

Формирование коммуникативных и познавательных компетенций в процессе использования дидактических игр и игровых приемов на уроках русского языка и обучения грамоте

Формирование грамматических навыков на начальном этапе обучения в школе

Обучение чтению как способ развития речевых умений обучающихся

Формирование лексического и грамматического навыка говорения при обучении английскому языку учащихся с нарушениями зрения

Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения в школе

Похожие статьи

Формирование лексико-грамматических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку

Роль аудирования в речевой деятельности и процессе обучения иностранному языку

Формирование грамматических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку в школе

Воспитание коммуникативной культуры учащихся в процессе обучения иностранному языку

Роль языкового сознания в формировании общекультурных компетенций

Формирование коммуникативных и познавательных компетенций в процессе использования дидактических игр и игровых приемов на уроках русского языка и обучения грамоте

Формирование грамматических навыков на начальном этапе обучения в школе

Обучение чтению как способ развития речевых умений обучающихся

Формирование лексического и грамматического навыка говорения при обучении английскому языку учащихся с нарушениями зрения

Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения в школе

Задать вопрос