Условия и ресурсное обеспечение ДОУ для формирования «гибких» навыков у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (83) февраль 2025 г.

Дата публикации: 13.01.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Кожина, Н. Н. Условия и ресурсное обеспечение ДОУ для формирования «гибких» навыков у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Н. Н. Кожина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 2 (83). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/281/9754/ (дата обращения: 16.01.2025).

Препринт статьи



В статье автор определяет ресурсы и условия формирования у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи «гибких» навыков на уровне группы компенсирующей направленности и дошкольного учреждения.

Ключевые слова: гибкие навыки, условия, ресурсы, тяжелые нарушения речи.

Условия современной жизни общества постоянно меняются, что требует формирования такой личности, которая будет соответственно реагировать на изменения, ответственно относиться к своим решениям, переносить ранее приобретенные знания и опыт в новые жизненные ситуации. На основании этого современный выпускник детского сада будет соответствовать социальным запросам, если у него сформированы предпосылки: к комплексному и продуктивному решению оперативных задач; к критическому мышлению; к видению нестандартных решений; к работе в команде; к выполнению по ситуации разных ролевых функций; к способности саморазвития, эмоциональному интеллекту и когнитивной гибкости; к проявлению познавательной и творческой активности, инициативности, целеустремленности [1.].

Сформированность данных предпосылок и является обладанием дошкольниками «гибкими» навыками, надпрофессиональными компетенциями.

У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), в силу особенностей развития речевой и познавательной деятельности формирование данных навыков имеет свои особенности, и требует создания особых условий для этого. Поэтому определение таких условий на уровне группы компенсирующей направленности и на уровне дошкольного учреждения (ДОУ), а также возможного ресурсного обеспечения является актуальным.

Список «гибких навыков» у детей дошкольного возраста, составляют: умение работать в команде; лидерство; креативность; коммуникабельность; позитивность; любознательность; организаторские способности [2. 4.].

Проверка данных навыков на начало обучения в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (первый год обучения) показала низкий уровень их сформированности. (таблица 1)

Таблица 1

Особенности сформированности гибких навыков у детей с ТНР в начале обучения

Навык

Низкий уровень %

Уровень ниже среднего

Средний уровень %

Уровень выше среднего

Высокий уровень %

Умение работать в команде

100 %

0

0

0

0

Лидерство

90 %

10 %

0

0

0

Креативность

100 %

0

0

0

0

Коммуникабельность

80 %

20 %

0

0

0

Позитивность

100 %

0

0

0

0

Любознательность

100 %

0

0

0

0

Организаторские способности

100 %

0

0

0

0

Для формирования «гибких» навыков у воспитанников, нами были определены условия и ресурсы группы и дошкольного учреждения.

Ресурсами группы являлись: педагогические (квалификация, опыт, взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей); методические (технологии, методики, методические разработки, пособия, дидактические игры, картотеки); образовательные (непосредственная образовательная деятельность (НОД), коррекционная деятельность, все виды совместной и самостоятельной деятельности).

Условиями стали:

– совместная подготовка педагогами группы мероприятий для детей и родителей;

– участие воспитанников в театральной и концертной деятельности;

– проведение игр на сплочение детского коллектива;

– проведение НОД в виде командных игр и викторин;

– посещение библиотеки, музеев; совместные выставки.

Дети группы в течении учебного года принимали участие в чтении одного стихотворения на всех на осеннем утреннике и на празднике, посвященном 8 марта; участвовали в акциях на уровне группы, в НОД командного вида, в викторине «Знатоки животных» в НОД из личного опыта («Рассказ о родителях», «Каким защитником хочу быть») в мастер-классах, в подготовке совместных танцев («Вологодчина», «Мы родом из Череповца», в групповых проектах («Семейные праздники» «Новогодние волшебники»).

Ресурсами на уровне дошкольного учреждения стали методические (обмен опытом в рамках рабочих групп с педагогами и специалистами ДОУ), технические (использование компьютерных технологий, обеспеченность дошкольного учреждения техническими средствами), педагогические (слаженная работа всего педагогического коллектива), инфраструктура учреждения (наличие музыкального и физкультурного зала с оборудованием).

Для формирования «гибких» навыков на уровне ДОУ были обеспечены следующие условия: совместные экскурсии, посещение кино и театров соревнования, квесты, викторины, конкурсы, конференции, совместные тематические занятия совместные праздники и акции (флешмобы), взаимодействие с коллективами близлежащих ДОУ

В течении учебного года воспитанники группы приняли участие в следующих мероприятиях на уровне дошкольного учреждения: конкурсах чтецов на уровне ДОУ, в отборочном туре городского турнира на знание русского языка «Филипок», в совместной с группой № 10 постановке сказки «Про соломенного бычка, смоляного бочка», совместном с группой № 10 «Новогоднем празднике», в совместных с детьми старших и подготовительных групп автобусных экскурсиях по городу Череповцу, в совместными с группой № 10 посещениями библиотеки, в концертах для приглашенных гостей на 23 февраля, 9 мая.

Обследование навыков в конце обучения показало их значительное улучшение. (таблица 2)

Таблица 2

Сформированность гибких навыков у детей с ТНР в конце учебного года

навык

Низкий уровень %

Уровень ниже среднего

Средний уровень %

Уровень выше среднего

Высокий уровень %

Умение работать в команде

0

0

80 %

20 %

0

Лидерство

0

20 %

80 %

0

0

Креативность

0

30 %

60 %

10 %

0

Коммуникабельность

0

0

20 %

80 %

0

Позитивность

0

20 %

60 %

20 %

0

Любознательность

0

0

60 %

40 %

0

Организаторские способности

0

0

50 %

50 %

0

Таким образом, имеющиеся условия и ресурсы на уровне подготовительной группы компенсирующей направленности и на уровне ДОУ способствовали формированию у детей с ТНР «гибких» навыков. За учебный год воспитанники смогли на хорошем уровне развить умение работать в команде, коммуникабельность, любознательность и организаторские способности. Креативность, лидерство и позитивность немного отстают, но остаются в пределах возрастной нормы, так как оценивались не конкретные дети, а различные ситуации, в которых они оказывались.

Литература:

  1. Богинова М. О., Николенко О. Р., Саврасова Н. В. Развитие элементарных навыков soft-skills у детей дошкольного возраста в условиях ДОО. Методические рекомендации для педагогов/ Богинова М. О., Николенко О. Р., Петракова З. Е.- Армавир, 2022г.- 106с
  2. Никулина О. В. Приемы, формы и методы работы по формированию навыков успеха Soft Skills у дошкольников/ С-Петербург 2021 https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/02/25/priemy-formy-i-metody-raboty-po-formirovaniyu-navykov-uspeha-soft
  3. Дейнеко О. В. Требования ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2016/12/19/trebovaniya-fgos-do-k-usloviyam-realizatsii-osnovnoy
  4. Фролова С. В. Развития навыков Soft Skills детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности/ п. Бытошь 2022 /https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/01/24/opyt-raboty-na-temu-razvitiya-navykov-soft-skills-detey-doshkolnogo
Задать вопрос