Условия и ресурсное обеспечение ДОУ для формирования «гибких» навыков у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Кожина Нина Николаевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (83) февраль 2025 г.
Дата публикации: 13.01.2025
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Кожина, Н. Н. Условия и ресурсное обеспечение ДОУ для формирования «гибких» навыков у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Н. Н. Кожина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 2 (83). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/281/9754/ (дата обращения: 16.01.2025).
Препринт статьи
В статье автор определяет ресурсы и условия формирования у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи «гибких» навыков на уровне группы компенсирующей направленности и дошкольного учреждения.
Ключевые слова: гибкие навыки, условия, ресурсы, тяжелые нарушения речи.
Условия современной жизни общества постоянно меняются, что требует формирования такой личности, которая будет соответственно реагировать на изменения, ответственно относиться к своим решениям, переносить ранее приобретенные знания и опыт в новые жизненные ситуации. На основании этого современный выпускник детского сада будет соответствовать социальным запросам, если у него сформированы предпосылки: к комплексному и продуктивному решению оперативных задач; к критическому мышлению; к видению нестандартных решений; к работе в команде; к выполнению по ситуации разных ролевых функций; к способности саморазвития, эмоциональному интеллекту и когнитивной гибкости; к проявлению познавательной и творческой активности, инициативности, целеустремленности [1.].
Сформированность данных предпосылок и является обладанием дошкольниками «гибкими» навыками, надпрофессиональными компетенциями.
У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), в силу особенностей развития речевой и познавательной деятельности формирование данных навыков имеет свои особенности, и требует создания особых условий для этого. Поэтому определение таких условий на уровне группы компенсирующей направленности и на уровне дошкольного учреждения (ДОУ), а также возможного ресурсного обеспечения является актуальным.
Список «гибких навыков» у детей дошкольного возраста, составляют: умение работать в команде; лидерство; креативность; коммуникабельность; позитивность; любознательность; организаторские способности [2. 4.].
Проверка данных навыков на начало обучения в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (первый год обучения) показала низкий уровень их сформированности. (таблица 1)
Таблица 1
Особенности сформированности гибких навыков у детей с ТНР в начале обучения
Навык |
Низкий уровень % |
Уровень ниже среднего |
Средний уровень % |
Уровень выше среднего |
Высокий уровень % |
Умение работать в команде |
100 % |
0 |
0 |
0 |
0 |
Лидерство |
90 % |
10 % |
0 |
0 |
0 |
Креативность |
100 % |
0 |
0 |
0 |
0 |
Коммуникабельность |
80 % |
20 % |
0 |
0 |
0 |
Позитивность |
100 % |
0 |
0 |
0 |
0 |
Любознательность |
100 % |
0 |
0 |
0 |
0 |
Организаторские способности |
100 % |
0 |
0 |
0 |
0 |
Для формирования «гибких» навыков у воспитанников, нами были определены условия и ресурсы группы и дошкольного учреждения.
Ресурсами группы являлись: педагогические (квалификация, опыт, взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей); методические (технологии, методики, методические разработки, пособия, дидактические игры, картотеки); образовательные (непосредственная образовательная деятельность (НОД), коррекционная деятельность, все виды совместной и самостоятельной деятельности).
Условиями стали:
– совместная подготовка педагогами группы мероприятий для детей и родителей;
– участие воспитанников в театральной и концертной деятельности;
– проведение игр на сплочение детского коллектива;
– проведение НОД в виде командных игр и викторин;
– посещение библиотеки, музеев; совместные выставки.
Дети группы в течении учебного года принимали участие в чтении одного стихотворения на всех на осеннем утреннике и на празднике, посвященном 8 марта; участвовали в акциях на уровне группы, в НОД командного вида, в викторине «Знатоки животных» в НОД из личного опыта («Рассказ о родителях», «Каким защитником хочу быть») в мастер-классах, в подготовке совместных танцев («Вологодчина», «Мы родом из Череповца», в групповых проектах («Семейные праздники» «Новогодние волшебники»).
Ресурсами на уровне дошкольного учреждения стали методические (обмен опытом в рамках рабочих групп с педагогами и специалистами ДОУ), технические (использование компьютерных технологий, обеспеченность дошкольного учреждения техническими средствами), педагогические (слаженная работа всего педагогического коллектива), инфраструктура учреждения (наличие музыкального и физкультурного зала с оборудованием).
Для формирования «гибких» навыков на уровне ДОУ были обеспечены следующие условия: совместные экскурсии, посещение кино и театров соревнования, квесты, викторины, конкурсы, конференции, совместные тематические занятия совместные праздники и акции (флешмобы), взаимодействие с коллективами близлежащих ДОУ
В течении учебного года воспитанники группы приняли участие в следующих мероприятиях на уровне дошкольного учреждения: конкурсах чтецов на уровне ДОУ, в отборочном туре городского турнира на знание русского языка «Филипок», в совместной с группой № 10 постановке сказки «Про соломенного бычка, смоляного бочка», совместном с группой № 10 «Новогоднем празднике», в совместных с детьми старших и подготовительных групп автобусных экскурсиях по городу Череповцу, в совместными с группой № 10 посещениями библиотеки, в концертах для приглашенных гостей на 23 февраля, 9 мая.
Обследование навыков в конце обучения показало их значительное улучшение. (таблица 2)
Таблица 2
Сформированность гибких навыков у детей с ТНР в конце учебного года
навык |
Низкий уровень % |
Уровень ниже среднего |
Средний уровень % |
Уровень выше среднего |
Высокий уровень % |
Умение работать в команде |
0 |
0 |
80 % |
20 % |
0 |
Лидерство |
0 |
20 % |
80 % |
0 |
0 |
Креативность |
0 |
30 % |
60 % |
10 % |
0 |
Коммуникабельность |
0 |
0 |
20 % |
80 % |
0 |
Позитивность |
0 |
20 % |
60 % |
20 % |
0 |
Любознательность |
0 |
0 |
60 % |
40 % |
0 |
Организаторские способности |
0 |
0 |
50 % |
50 % |
0 |
Таким образом, имеющиеся условия и ресурсы на уровне подготовительной группы компенсирующей направленности и на уровне ДОУ способствовали формированию у детей с ТНР «гибких» навыков. За учебный год воспитанники смогли на хорошем уровне развить умение работать в команде, коммуникабельность, любознательность и организаторские способности. Креативность, лидерство и позитивность немного отстают, но остаются в пределах возрастной нормы, так как оценивались не конкретные дети, а различные ситуации, в которых они оказывались.
Литература:
- Богинова М. О., Николенко О. Р., Саврасова Н. В. Развитие элементарных навыков soft-skills у детей дошкольного возраста в условиях ДОО. Методические рекомендации для педагогов/ Богинова М. О., Николенко О. Р., Петракова З. Е.- Армавир, 2022г.- 106с
- Никулина О. В. Приемы, формы и методы работы по формированию навыков успеха Soft Skills у дошкольников/ С-Петербург 2021 https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/02/25/priemy-formy-i-metody-raboty-po-formirovaniyu-navykov-uspeha-soft
- Дейнеко О. В. Требования ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2016/12/19/trebovaniya-fgos-do-k-usloviyam-realizatsii-osnovnoy
- Фролова С. В. Развития навыков Soft Skills детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности/ п. Бытошь 2022 /https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/01/24/opyt-raboty-na-temu-razvitiya-navykov-soft-skills-detey-doshkolnogo