Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка с использованием технологии «Синквейн» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему «В зоопарке» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.

Дата публикации: 12.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Усова, Л. Н. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка с использованием технологии «Синквейн» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему «В зоопарке» / Л. Н. Усова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9677/ (дата обращения: 19.12.2024).

Препринт статьи



Цель: формирование лексико-грамматических представлений старших дошкольников посредством применения технологии «Синквейн».

Задачи:

Коррекционно-образовательные: активизировать словарь по теме «Животные жарких стран». Совершенствовать грамматический строй речи (умение образовывать и использовать притяжательные прилагательные, сложные слова). Совершенствовать синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения с союзом «потому что»)

Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, внимание, память, мышление, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные : воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, навыки сотрудничества. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: «Чудесный сундучок», колокольчик, фото животных жарких стран, завуалированные листом бумаги, разрезанные на тонкие полоски; «билеты в зоопарк», плоскостные игрушечные фотоаппараты на ленточках; интерактивная доска; презентация «Зоопарк», фотоматериалы «В зоопарке»; дидактическое пособие «Ёлочка» для составления синквейна.

Ход занятия:

Мотивация : раздается звон колокольчика

Логопед: Послушайте, ребята, что это звучит? Откуда доносится звон? (Дети находят «Чудесный сундучок», открывают, в нем завуалированные фото животных жарких стран)

Логопед: Ребята, посмотрите, здесь какие — то секретные фотографии! Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы увидеть, кто изображен на фото? (Ответы детей).

Логопед : А если подуть на разрезные полоски, которые прикрывают фотографии? (Дети дуют на полоски). Кого вы увидели?

(Ответы детей: зебру, льва, обезьяну, носорога, кенгуру, жирафа).

Логопед : В каких странах они живут? Как их можно назвать? (Животные жарких стран).

Логопед: А где их можно увидеть, если мы не живём в жарких странах?

(В зоопарке, цирке, в сафари — парке, в интернете, по телевизору, на картинках в познавательных книгах и журналах, питомниках).

Логопед : Правильно, ребята! Ну-ка давайте заглянем с вами еще раз в сундучок. Может там еще что-то интересное найдется! (Дети находят билеты и игрушечные фотоаппараты).

Логопед : Что вы там обнаружили? (Билеты в зоопарк и фотоаппараты).

Логопед: Акак вы догадались, что это билеты? (Прочитали название).

Логопед: Совершенно верно, билеты в зоопарк. А фотоаппараты для чего нам могут понадобиться? (Чтобы фотографировать животных жарких стран на память).

Логопед: Какие вы догадливые, ребята! Итак, отправляемся в зоопарк, все за мной! А чтобы нам не скучно было идти, давайте будем по дороге рассказывать стих о животных жарких стран.

«В жарких странах»

В жарких странах носороги

Просто ходят по дороге

Мокнут в речке бегемоты

Львы выходят на охоту

Крокодилы, обезьяны

Зебры — жители саванны

И тропические птицы

Есть чему тут подивиться!

Логопед: Вот мы и в зоопарке. (Приглашает детей присесть на ковер перед интерактивной доской).

Логопед: Давайте вспомним правила поведения в зоопарке. Что нельзя делать в зоопарке? (Ответы детей)

Логопед: Ребята, а мы так громко рассказывали стих, что звери нас испугались и спрятались. Но мы можем догадаться, кто находится в клетках, если внимательно посмотрим, чья часть тела видна в клетке.

Логопед: Перед нами первая клетка в зоопарке, как вы думаете, кто в ней находится? (На экране в клетке виден один хобот слона).

Логопед: А как вы догадались, что это слон? Хобот чей? (Слоновий)

Логопед: Правильно. (На экране появляется полное фото слона)

Логопед: Ав этой клетке кто находится? Грива чья? (Львиная)

Логопед: Верно, молодцы! (На экране появляется полное фото льва)

Логопед: Ав следующей клетке кто живет? Чья мордочка? (Обезьянья)

На экране появляется полное фото обезьяны.

Логопед: Продолжаем нашу экскурсию. Не забываем фотографировать животных

Логопед: Интересно, а кто обитает в этой клетке? Чье туловище? (Жирафье).

Логопед: Точно! (На экране появляется полное фото жирафа)

Логопед: Посмотрим и определим жильца следующей клетки. Чья голова видна? (Носорожья)

Логопед: Правильно. Вы, ребята, очень внимательны. (На экране появляется полное фото носорога)

Логопед: Ав этой клетке, ребята, кто находится? Чью мордочку видно? (Зебриную)

Логопед: Вы снова правы, ребята. (Появляется полное фото зебры)

Логопед: Аследующее животное, я уверена, вы тоже узнаете. Чья видна голова? (Верблюжья)

Логопед: Верно! (Появляется полное фото верблюда)

Логопед: А следующее животное очень интересное! Кто это, вы догадались? (Кенгуру, потому что видна кенгуриная сумка с детенышем — кенгуренком)

Логопед: Да! (Появляется полное фото кенгуру)

Логопед : Вот, мы и увидели всех обитателей зоопарка. Вы, ребята, правильно назвали всех животных. Ребята, давайте сделаем фото животных на память.

Логопед: Ребята, посмотрите на носорога. Какая у него кожа? ( Толстая кожа).

Логопед : Значит, как его можно назвать? (Толстокожий носорог).

Логопед : Как еще можно назвать носорога, если у него короткиеноги?

(Коротконогий носорог)

Логопед : А у жирафа какая шея? (Длинная). Значит, как его можно назвать? (Длинношеий жираф).

Логопед :Аесли у льва — длинная грива, как его можно назвать? (Длинногривый лев).

Логопед : А у слона на голове большие уши, как его можно назвать? (Большеухий слон).

Логопед : Ребята, посмотрите на обезьяну. Какой у неё хвост? (Длинный хвост).

Логопед : Как её можно назвать? (Длиннохвостая обезьяна).

Логопед : Ребята, посмотрите, мартышка нюхает цветы! (На экране появляется изображение мартышки с цветком).

Логопед : А как умеем нюхать мы? Представим, себя мартышками, которые нюхают цветы.

Упражнение на дыхание «Обезьянки нюхают цветы»

Логопед: Мартышки нюхают цветы,

А как умеем нюхать мы? (И. п — стоя ноги врозь.)

Делаем глубокий вдох носом — руки в стороны

Медленно выдыхаем воздух ртом «трубочкой»,

Голову (цветочек завял) опускаем вниз к груди,

Одновременно опускаем руки вниз.. (3–4 раза)

Логопед: Пока будут проявляться наши фотографии, мы с вами ещё успеем сделать обезьянью гимнастику. Становитесь в круг друг за другом.

Физкультминутка «Обезьянки»

Возле пальмы на полянке

Скачут, скачут обезьянки.

С ноги на ногу весь день,

Прыгать им совсем не лень!

(Прыгают по кругу попеременно на правой, левой ногах с продвижением вперед, затем в обратном направлении)

Логопед: Я вижу наши фотографии уже готовы. Посмотрим?

(Фото животных жарких стран разложены на столике).

Логопед: Найдите среди фотографий животного — царя зверей. Кто это?

(Дети: лев).

Логопед: Давайте придумаем про Льва интересное стихотворение без рифмы из пяти строк. Составить стихотворение нам помогут схема и картинки.

Логопед: Первая строчка стихотворения у нас уже есть. Это одно

слово — название:ЛЕВ.

Логопед : Какойлев? Придумаем про него два слова — признака.

Дети: СИЛЬНЫЙ, БЫСТРЫЙ. (Примерные ответы)

Логопед: Что делает лев? Придумываем про него 3 слова — действия.

Дети: РЫЧИТ, ПРЫГАЕТ, ОХОТИТСЯ. (Примерные ответы)

Логопед: Придумываем про Льва предложение из 4 слов, которое выражает ваше отношение ко льву.

Дети: Яхочу дрессировать льва . (Примерные ответы)

Логопед: Последнее слово нашего стихотворения — слово, близкоепо значению первому слову.То есть как по — другому мы можем назвать Льва? Сказатьонем.

Дети: Царь зверей, животное, хищник, и т. п. (Примерные ответы)

Логопед: А теперь послушайте, какое стихотворение у нас получилось про Льва.

Лев.

Сильный, быстрый.

Рычит, прыгает, охотится.

Я хочу дрессировать льва

Царь зверей!

Логопед: Ребята, назовите высокое, пятнистое животное с длинной шеей. (Жираф)

Логопед: Назовите смешное животное, которое любит кривляться, кататься на лианах. (Обезьяна.)

Логопед: Назовите огромное животное с длинным хоботом, большими ушами. (Слон).

Логопед: Про кого из них вы хотели бы еще сочинить стихотворения? (Ответы детей).

Логопед: Давайте попробуем. (Примерные стихи о животных)

Жираф.

Высокий, пятнистый.

Ходит, срывает, жует.

Мне очень нравится жираф.

Красавец!

Обезьяна.

Ловкая, вертлявая.

Прыгает, цепляется, кричит.

Обезьяна очень любит кривляться.

Клоун.

Слон.

Огромный, сильный

Стоит, идет, купается.

Слон очень умное животное.

Великан.

Логопед: Ребята, какие у вас получились замечательные стихи! Я горжусь вами!

Релаксация:

Логопед: Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

— Чем интересным мы с вами занимались?

— Что нового вы для себя узнали?

—Что можно сделать с фотографиями животных? А со стихотворениями?

— Для чего еще могут пригодиться фотоаппараты?

Примерные ответы детей:

(Из фотографий мы оформим в группе альбом о животных жарких стран, еще можно создать сборник стихов об окружающем мире, а фотоаппараты нам пригодятся, чтобы фотографировать все интересное и необычное.)

Задать вопрос