Технологическая карта урока по окружающему миру во 2-м классе на тему «Животные леса»
Автор: Ефимочкина Ольга Олеговна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.
Дата публикации: 22.09.2024
Статья просмотрена: 7 раз
Библиографическое описание:
Ефимочкина, О. О. Технологическая карта урока по окружающему миру во 2-м классе на тему «Животные леса» / О. О. Ефимочкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 55-60. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9426/ (дата обращения: 23.11.2024).
Тема урока: Животные леса.
Форма: урок-путешествие «Цветик-семицветик».
Класс: 2
УМК «Начальная школа ХХIвека»
Цель урока : систематизация знаний учащихся о жизни леса, об их образе жизни.
Задачи урока:
– закрепить знания о царствах природы;
– развивать логическое мышление, творческое воображение, активность, память;
– учить работать в парах, контролировать и оценивать свою работу и работу товарища;
– воспитывать бережное отношение к природе, любознательность, доброту;
Познавательные УУД:
– продолжат учиться ориентироваться в учебнике;
– продолжат учиться применять полученные ранее знания в новой ситуации;
Регулятивные УУД:
– научатся понимать, что делить зверей на группы можно по-разному, используя при этом уже имеющиеся знания и разные основания;
– продолжат учиться оценке и самооценке части работы и урока в целом;
– продолжат учиться контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять свои и чужие ошибки;
Личностные УУД:
– работать над развитием учебных и познавательных мотивов;
– работать над формированием рефлексивного отношения к учёбе;
Коммуникативные УУД:
– продолжат учиться планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками и точно выражать свои мысли;
– продолжат учиться работать с соседом по парте;
Оборудование: наглядность (дерево знаний, цветик-семицветик), презентации, учебник, карточки для самостоятельной работы.
– Н. Ф. Виноградова Окружающий мир. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса общеобразовательных организаций часть 2, Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2020.
Инновационные технологии:
- «Обучение в сотрудничестве» как элемент интерактивной технологии.
- Информационная технология.
Личностно-ориентированный подход.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Орг. момент. 2. Мотивирование к учебной деятельности. (мобилизационный этап) 2 мин. |
Прозвенел уже звонок, Нас зовёт он на урок. Чем быстрее мы начнём, Больше знаний соберём! Сегодня мы продолжаем открывать тайны природы. Давайте прочитаем девиз нашего урока. СЛАЙД 2 На обычной доске карточки: Дети читают их. — Сегодня мы будем: хором Наблюдать. Замечать. Размышлять. Делать выводы. |
Садимся поудобнее. Ребята хором читают девиз с доски . Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, научусь я наблюдать. |
Нацеливание на успешную деятельность. (Регулятивные УУД) Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое, правильно идентифицировать себя с позиции школьника. (Личностные УУД). |
5 мин. |
-Сегодня у нас будет необычный урок. А урок- путешествие. А поможет нам в этом путешествии необычный цветок, который расцвёл на полянке- цветик-семицветик. Под каждым лепестком этого цветочка находится задание, которое вам надо будет выполнить. (на доске цветок с лепестками разных цветов). Итак, начинаем наше путешествие. —Кто желает взять первый лепесток? 1 лепесток –синий . Синий цвет весьма приятный, Лепесточек аккуратный. Оторвём его мы дружно. Отгадать нам тему урока нужно. (читает ученик) —- Прослушав аудиозапись, вы сможете отгадать первую часть темы урока. СЛАЙД 3. Я прошу закрыть глаза и прислушаться (слушают аудиозапись «Лес и его обитатели»). (несколько секунд) — Где мы можем услышать эти звуки? _ Верно, сегодня мы будем путешествовать по лесу. _ Вторую часть темы урока узнаем, отгадав загадки. ( слайд 4) Рыжая плутовка. Спряталась под ёлкой. Говорят, она хитра, Кур уносит со двора. —Кто это? Кто в лесу глухом живёт, Неуклюжий, косолапый? Летом ест малину, мёд, А зимой сосёт он лапу. — Кто догадался, о каких жителях леса пойдёт сегодня речь? —Объединив обе отгадки, сформулируйте полностью тему урока. (вывешиваю на доску название темы после ответа детей) — Как вы думаете, что такое лес? Правильно. Лес- это дом для многих растений и животных. А мы продолжаем путешествие. —Кто возьмёт второй лепесток? 2 лепесток.- оранжевый Оранжевый лепесток Продолжает наш урок. На доске всё прочитаем Животное лишнее узнаем. СЛАЙД 5. Задание: Прочитайте названия животных каждой группы и найдите лишнее и объясните почему оно лишнее. 1гр. окунь ёрш карась кабан 2 гр. муха жук божья коровка лось 3 гр. ласточка воробей ворон заяц Слайд6. —А кто из вас помнит, как называется эта группа животных? — А как по другому её можно назвать? Почему они млекопитающие? Дополнительные вопросы: _ Чем покрыты эти животные? — Как у них появляются детёныши? — Чем они их кормят? Ребята, справились мы с заданием 2 лепестка? Тогда мы смело продолжаем путешествие. |
Ребёнок отрывает первый лепесток и читает, что там написано. Ответы детей (в лесу, на природе). Лиса. Медведь О животных. Животные леса. Ответы детей. Это место, где растут разные растения и живут животные. Ученики объясняют почему они лишние, называют группы животных (рыбы, насекомые, птицы). 1гр.- кабан 2 гр.-лось 3гр.-заяц —Звери —Млекопитающие —шерстью —они их вынашивают —молоком |
Применение полученных знаний в новой ситуации. (Познавательные УУД) Формирование умения слушать и слышать. (Коммуникативные УУД). Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Познавательные УУД) Умение оформлять свои мыли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Умение формулировать тему урока с помощью учителя. (Регулятивные УУД). Умение извлечь необходимую информацию из просмотренного, логически дополнить и расширить имеющиеся знания. (Познавательные УУД). Овладевают логическими действиями анализа и синтеза, обобщения. (Познавательные УУД). |
5 мин. |
Берём 3 лепесток. 3 лепесток –коричневый А коричневый лепесток Для любознательных дружок. Карточку ты прочитай. Всё найди и отгадай. Я предлагаю поработать каждому ряду в парах. (на партах лежат, заранее заготовленные карточки, по одной на партах. (Напомнить правила работы в паре) — Давайте вспомним правила работы в парах. 1.Работа на общий результат. 2. Если один говорит, другой слушает. —Рассмотрите внимательно карточки. Кто понял задание нашего путешествия? —Проведите стрелки от животных к тому, чем они питаются, а затем распределите зверей на группы по способу питания также с помощью стрелок. (Стрелки делать карандашом) После с/р идёт фронтальная проверка в презентации. СЛАЙД 7 — Кто это? —Чем он питается? —К какой группе по способу питания, можно его отнести? —Кто следующий изображён? —Чем он питается? — А к какой группе относят жуков? —К какой группе по способу питания, можно его отнести? —Следующий кто? —Чем он питается? —К какой группе по способу питания, можно его отнести? — Кто последний изображён? —Чем он питается? —К какой группе по способу питания, можно его отнести? —Поднимите руку те пары, у кого ответы совпадают с результатом проверки? Выключить эл. доску . — В любом путешествии принято отдыхать и нас ждёт приятный сюрприз. |
Распределяют зверей на 3 группы по способу их питания. (травоядные, насекомоядные, хищники и всеядные) Работа в парах — заяц —растениями, травой — травоядные — крот —жуком —насекомые Насекомоядные —волк —лосём, животными — хищник — медведь — растениями, рыбой, другими животными — всеядным |
Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД) Умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. (Коммуникативное УУД). |
2–3 мин. |
— Кто желает взять следующий лепесток? 4 лепесток. Жёлтый лепесток Вдруг наш жёлтый лепесток Улетает на восток. Вот его мы отрываем Отдохнём и поиграем. — Давайте вспомним особенности животных. Если это признак птиц, то надо подпрыгнуть, если это признак рыб, то сделать хлопок над головой, если звери- потопать ногами, если насекомые — присесть, а если это неживое постучать кулачками. ( вывесить заранее подсказки на доске) |
Летают и покрыты перьями. –подпрыгивают. Не дышит — стучим кулачками. Покрыты чешуёй – хлопок над головой. Имеет 6 лап –присесть. Покрыты шерстью –потопать ногами. Встать на одну ногу… Закрыть глаза ладошками… |
Применение полученных знаний в новой ситуации. (Познавательные УУД) |
7 мин 5 мин. |
- Мы отдохнули и продолжаем наше путешествие. 5- зелёный лепесток Зелёный цвет мы оторвём, Удивленья не снесём. Учебник почитаем И многое узнаем. 1 . Работа по учебнику. (учебники открыты до начала урока на нужной странице) —У белки в лесу есть родственник, очень похожий на неё. Откройте страницу 64 в учебнике и вы узнаете кто это. —Чтение вслух текста учениками. Вопросы после прочтения текста: — Кто является родственником белки? —Чем похожи и чем различаются эти животные? — Белка и бурундук относятся к категории зверей? — Мы справились с заданием? Тогда продолжим путешествовать. 6 лепесток-голубой Голубой лепесток- Нежный лепесток. Сейчас мы тебя оторвём и что написано прочтём: «Прояви старание- Выполни задание». — Сейчас будет с/р. У вас на столах карточки. Надо будет по опорным словам составить синквейн. В конце урока карточки надо будет сдать на отметку. Карточка- помощница. (на доске) 1 Звери существительное 2. прилагательное прилагательное 3. глагол глагол глагол 4.Звери…. 5. Ассоциация со словом звери. Дать 2 минуты для работы и проверить фронтально. — Набросайте быстренько слова по каждому пункту. Даю на это пару минут. — Какие прилагательные вы подобрали к слову звери? — Какие глаголы вы подобрали к слову звери? — Какое предложение выражает мысль данной темы? — Какую ассоциацию вызывает у вас слово звери? |
Ответы устные -фронтально — Бурундук. Вывод (фронтально)делают выборочные ученики устно. ПОХОЖИ: прыгают и лазают по деревьям, грызун, едят орехи и плоды. РАЗЛИЧИЕ: бурундук меньше белки, шубка у него полосатая, живёт в норках под пнями, а белка в дупле. Дети, пользуясь карточкой- -помощницей составляют письменно синквейн. 1.ЗВЕРИ 2.ПУШИСТЫЕ ХИЩНЫЕ 3.РЫЧАТ ОХОТЯТСЯ БЕГАЮТ 4. ЗВЕРИ -ЭТО ДИ- КИЕ ЖИВОТНЫЕ 5. ЖИВОТНЫЕ |
Уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД) |
4 мин |
Вот и подходит к концу наше необычное путешествие по лесу. —Берём последний лепесток. 7 –красный лепесток Этот красный лепесток Заканчивает наш урок. Что узнал ты расскажи Знания покажи. Мы сейчас поиграем в игру: «Да» или «НЕТ» —Перед вами карточка. Здесь, напротив каждой цифры вы напишите ответ: да или нет. — Медведь относится к группе травоядных животных? — Бурундук больше, чем белка. — Лиса, волк, лось — млекопитающие. — Бурундук и белка — грызуны. —Хищники питаются растениями и животными. — Животные, которые едят жуков являются насекомоядными. ИЛИ — Млекопитающие вынашивают детёнышей. В конце урока вы сдадите карточки. Я за эту работу поставлю отметки и сообщу результаты на следующем уроке. — Итак, мы ответили на все вопросы цветика-семицветика? Какие качества помогли нам отвечать на эти вопросы? |
—НЕТ — НЕТ —ДА — ДА — НЕТ —Да — Да Любознательным, начитанным, внимательным… |
Способность к самооценке на основе критерия учебной успешности учебной деятельности. (Личностные УУД) |
1 мин |
Составить по 2 загадки о животных леса. (Проговорить только про загадки.) Печатная тетрадь. С. 9 № 14,15 (прокомментировать) |