Технологическая карта урока по окружающему миру во 2-м классе на тему «Животные леса» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 22.09.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Ефимочкина, О. О. Технологическая карта урока по окружающему миру во 2-м классе на тему «Животные леса» / О. О. Ефимочкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9426/ (дата обращения: 27.09.2024).

Препринт статьи



Тема урока: Животные леса.

Форма: урок-путешествие «Цветик-семицветик».

Класс: 2

УМК «Начальная школа ХХIвека»

Цель урока : систематизация знаний учащихся о жизни леса, об их образе жизни.

Задачи урока:

– закрепить знания о царствах природы;

– развивать логическое мышление, творческое воображение, активность, память;

– учить работать в парах, контролировать и оценивать свою работу и работу товарища;

– воспитывать бережное отношение к природе, любознательность, доброту;

Познавательные УУД:

– продолжат учиться ориентироваться в учебнике;

– продолжат учиться применять полученные ранее знания в новой ситуации;

Регулятивные УУД:

– научатся понимать, что делить зверей на группы можно по-разному, используя при этом уже имеющиеся знания и разные основания;

– продолжат учиться оценке и самооценке части работы и урока в целом;

– продолжат учиться контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять свои и чужие ошибки;

Личностные УУД:

– работать над развитием учебных и познавательных мотивов;

– работать над формированием рефлексивного отношения к учёбе;

Коммуникативные УУД:

– продолжат учиться планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками и точно выражать свои мысли;

– продолжат учиться работать с соседом по парте;

Оборудование: наглядность (дерево знаний, цветик-семицветик), презентации, учебник, карточки для самостоятельной работы.

Н. Ф. Виноградова Окружающий мир. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса общеобразовательных организаций часть 2, Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2020.

Инновационные технологии:

  1. «Обучение в сотрудничестве» как элемент интерактивной технологии.
  2. Информационная технология.

Личностно-ориентированный подход.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Орг. момент.

2. Мотивирование к учебной деятельности.

(мобилизационный этап)

2 мин.

Прозвенел уже звонок,

Нас зовёт он на урок.

Чем быстрее мы начнём,

Больше знаний соберём!

Сегодня мы продолжаем открывать тайны природы.

Давайте прочитаем девиз нашего урока.

СЛАЙД 2

На обычной доске карточки:

Дети читают их.

Сегодня мы будем: хором

Наблюдать.

Замечать.

Размышлять.

Делать выводы.

Садимся поудобнее.

Ребята хором читают девиз с доски .

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать, научусь я наблюдать.

Нацеливание на успешную деятельность.

(Регулятивные УУД)

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое, правильно идентифицировать себя с позиции школьника.

(Личностные УУД).

  1. Постановка учебной задачи.

5 мин.

-Сегодня у нас будет необычный урок. А урок- путешествие.

А поможет нам в этом путешествии необычный цветок, который расцвёл на полянке- цветик-семицветик.

Под каждым лепестком этого цветочка находится задание, которое вам надо будет выполнить.

(на доске цветок с лепестками разных цветов).

Итак, начинаем наше путешествие.

—Кто желает взять первый лепесток?

1 лепесток –синий .

Синий цвет весьма приятный,

Лепесточек аккуратный.

Оторвём его мы дружно.

Отгадать нам тему урока нужно.

(читает ученик)

—- Прослушав аудиозапись, вы сможете отгадать первую часть темы урока.

СЛАЙД 3.

Я прошу закрыть глаза и прислушаться (слушают аудиозапись «Лес и его обитатели»).

(несколько секунд)

— Где мы можем услышать эти звуки?

_ Верно, сегодня мы будем путешествовать по лесу.

_ Вторую часть темы урока узнаем, отгадав загадки. ( слайд 4)

Рыжая плутовка.

Спряталась под ёлкой.

Говорят, она хитра,

Кур уносит со двора.

—Кто это?

Кто в лесу глухом живёт,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу.

— Кто догадался, о каких жителях леса пойдёт сегодня речь?

—Объединив обе отгадки, сформулируйте полностью тему урока.

(вывешиваю на доску название темы после ответа детей)

Как вы думаете, что такое лес?

Правильно.

Лес- это дом для многих растений и животных.

А мы продолжаем путешествие.

—Кто возьмёт второй лепесток?

2 лепесток.- оранжевый

Оранжевый лепесток Продолжает наш урок.

На доске всё прочитаем

Животное лишнее узнаем.

СЛАЙД 5.

Задание:

Прочитайте названия животных каждой группы и найдите лишнее и объясните почему оно лишнее.

1гр. окунь ёрш карась кабан

2 гр. муха жук божья коровка лось

3 гр. ласточка воробей ворон заяц

Слайд6.

—А кто из вас помнит, как называется эта группа животных?

— А как по другому её можно назвать?

Почему они млекопитающие?

Дополнительные вопросы:

_ Чем покрыты эти животные?

— Как у них появляются детёныши?

— Чем они их кормят?

Ребята, справились мы с заданием 2 лепестка?

Тогда мы смело продолжаем путешествие.

Ребёнок отрывает первый лепесток и читает, что там написано.

Ответы детей (в лесу, на природе).

Лиса.

Медведь

О животных.

Животные леса.

Ответы детей.

Это место, где растут разные растения и живут животные.

Ученики объясняют почему они лишние, называют группы животных (рыбы, насекомые, птицы).

1гр.- кабан

2 гр.-лось

3гр.-заяц

—Звери

—Млекопитающие

—шерстью

—они их вынашивают

—молоком

Применение полученных знаний в новой ситуации.

(Познавательные УУД)

Формирование умения слушать и слышать.

(Коммуникативные УУД).

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

(Познавательные УУД)

Умение оформлять свои мыли в устной форме, слушать и понимать речь других.

(Коммуникативные УУД)

Умение формулировать тему урока с помощью учителя.

(Регулятивные УУД).

Умение извлечь необходимую информацию из просмотренного, логически дополнить и расширить имеющиеся знания.

(Познавательные УУД).

Овладевают логическими действиями анализа и синтеза, обобщения.

(Познавательные УУД).

  1. Открытие нового знания

5 мин.

Берём 3 лепесток.

3 лепесток –коричневый

А коричневый лепесток

Для любознательных дружок.

Карточку ты прочитай.

Всё найди и отгадай.

Я предлагаю поработать каждому ряду в парах.

(на партах лежат, заранее заготовленные карточки, по одной на партах.

(Напомнить правила работы в паре)

— Давайте вспомним правила работы в парах.

1.Работа на общий результат.

2. Если один говорит, другой слушает.

—Рассмотрите внимательно карточки. Кто понял задание нашего путешествия?

—Проведите стрелки от животных к тому, чем они питаются, а затем распределите зверей на группы по способу питания также с помощью стрелок. (Стрелки делать карандашом)

После с/р идёт фронтальная проверка в презентации.

СЛАЙД 7

Кто это?

—Чем он питается?

—К какой группе по способу питания, можно его отнести?

—Кто следующий изображён?

—Чем он питается?

— А к какой группе относят жуков?

—К какой группе по способу питания, можно его отнести?

—Следующий кто?

—Чем он питается?

—К какой группе по способу питания, можно его отнести?

— Кто последний изображён?

—Чем он питается?

—К какой группе по способу питания, можно его отнести?

—Поднимите руку те пары, у кого ответы совпадают с результатом проверки?

Выключить эл. доску .

— В любом путешествии принято отдыхать и нас ждёт приятный сюрприз.

Распределяют зверей на 3 группы по способу их питания. (травоядные, насекомоядные, хищники и всеядные)

Работа в парах

— заяц

—растениями, травой

— травоядные

— крот

—жуком

—насекомые

Насекомоядные

—волк

—лосём, животными

— хищник

— медведь

— растениями, рыбой, другими животными

— всеядным

Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

(Регулятивные УУД)

Умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

(Коммуникативное УУД).

  1. Физминутка

2–3 мин.

Кто желает взять следующий лепесток?

4 лепесток.

Жёлтый лепесток

Вдруг наш жёлтый лепесток

Улетает на восток.

Вот его мы отрываем

Отдохнём и поиграем.

Давайте вспомним особенности животных. Если это признак птиц, то надо подпрыгнуть, если это признак рыб, то сделать хлопок над головой, если звери- потопать ногами, если насекомые — присесть, а если это неживое постучать кулачками.

( вывесить заранее подсказки на доске)

Летают и покрыты перьями. –подпрыгивают.

Не дышит — стучим кулачками.

Покрыты чешуёй – хлопок над головой.

Имеет 6 лап –присесть.

Покрыты шерстью –потопать ногами.

Встать на одну ногу…

Закрыть глаза ладошками…

Применение полученных знаний в новой ситуации.

(Познавательные УУД)

  1. Включение в систему знаний и повторений.

7 мин

5 мин.

- Мы отдохнули и продолжаем наше путешествие.

5- зелёный лепесток

Зелёный цвет мы оторвём,

Удивленья не снесём.

Учебник почитаем

И многое узнаем.

1 . Работа по учебнику.

(учебники открыты до начала урока на нужной странице)

—У белки в лесу есть родственник, очень похожий на неё. Откройте страницу 64 в учебнике и вы узнаете кто это.

—Чтение вслух текста учениками.

Вопросы после прочтения текста:

— Кто является родственником белки?

—Чем похожи и чем различаются эти животные?

— Белка и бурундук относятся к категории зверей?

— Мы справились с заданием?

Тогда продолжим путешествовать.

6 лепесток-голубой

Голубой лепесток-

Нежный лепесток.

Сейчас мы тебя оторвём и что написано прочтём:

«Прояви старание-

Выполни задание».

Сейчас будет с/р. У вас на столах карточки. Надо будет по опорным словам составить синквейн. В конце урока карточки надо будет сдать на отметку.

Карточка- помощница. (на доске)

1

Звери существительное

2. прилагательное прилагательное

3. глагол глагол глагол

4.Звери….

5. Ассоциация со словом звери.

Дать 2 минуты для работы и проверить фронтально.

— Набросайте быстренько слова по каждому пункту. Даю на это пару минут.

— Какие прилагательные вы подобрали к слову звери?

— Какие глаголы вы подобрали к слову звери?

— Какое предложение выражает мысль данной темы?

— Какую ассоциацию вызывает у вас слово звери?

Ответы устные -фронтально

Бурундук.

Вывод (фронтально)делают выборочные ученики устно.

ПОХОЖИ: прыгают и лазают по деревьям, грызун, едят орехи и плоды.

РАЗЛИЧИЕ: бурундук меньше белки, шубка у него полосатая, живёт в норках под пнями, а белка в дупле.

Дети, пользуясь карточкой- -помощницей составляют письменно синквейн.

1.ЗВЕРИ

2.ПУШИСТЫЕ ХИЩНЫЕ

3.РЫЧАТ ОХОТЯТСЯ БЕГАЮТ

4. ЗВЕРИ -ЭТО ДИ-

КИЕ ЖИВОТНЫЕ

5. ЖИВОТНЫЕ

Уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

(Познавательные УУД)

  1. Рефлексия учебной деятельности .

4 мин

Вот и подходит к концу наше необычное путешествие по лесу.

—Берём последний лепесток.

7 –красный лепесток

Этот красный лепесток

Заканчивает наш урок.

Что узнал ты расскажи

Знания покажи.

Мы сейчас поиграем в игру: «Да» или «НЕТ»

—Перед вами карточка. Здесь, напротив каждой цифры вы напишите ответ: да или нет.

— Медведь относится к группе травоядных животных?

— Бурундук больше, чем белка.

— Лиса, волк, лось — млекопитающие.

— Бурундук и белка — грызуны.

—Хищники питаются растениями и животными.

— Животные, которые едят жуков являются насекомоядными.

ИЛИ

— Млекопитающие вынашивают детёнышей.

В конце урока вы сдадите карточки. Я за эту работу поставлю отметки и сообщу результаты на следующем уроке.

— Итак, мы ответили на все вопросы цветика-семицветика?

Какие качества помогли нам отвечать на эти вопросы?

—НЕТ

— НЕТ

—ДА

— ДА

— НЕТ

—Да

— Да

Любознательным, начитанным, внимательным…

Способность к самооценке на основе критерия учебной успешности учебной деятельности.

(Личностные УУД)

  1. Домашнее задание.

1 мин

Составить по 2 загадки о животных леса. (Проговорить только про загадки.)

Печатная тетрадь. С. 9 № 14,15 (прокомментировать)

Задать вопрос