Использование пособия «Веселый кубик» как средство развития внимания у детей с ОВЗ
Автор: Винакова Марина Анатольевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.
Дата публикации: 07.12.2024
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Винакова, М. А. Использование пособия «Веселый кубик» как средство развития внимания у детей с ОВЗ / М. А. Винакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9662/ (дата обращения: 17.12.2024).
Препринт статьи
Все мы знаем, что игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет развивать основные психические процессы — внимание, мышление, память. Оттого как развито у ребенка внимание, как он умеет слушать и слышать, зависит качество его обучения и способность приобретать новые знания.
А как научить ребенка играть? Нормотипичные дети легко вступают в игру. Что касается детей с ограниченными возможностями здоровья — т. к. уровень развития внимания очень низкий, их внимание направляется на предметы, ярко выделяющиеся среди других и чем-то вызвавшие интерес и эмоциональное переживание (яркий цвет, большой размер). Психика устроена так, что если ребенку не интересно, то его практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные. Поэтому перед нами стоит задача научить детей играть, а для этого нужно развивать их интерес и внимание.
Проблема повышения интереса детей с ОВЗ к игровой деятельности меня, как, музыкального руководителя интересует давно. Я решила, что необязательно покупать дорогие развивающие игрушки, их можно сделать самостоятельно.
Я изготовила многофункциональное дидактическое пособие развивающий кубик. А к нему разработала дидактические игры. В некоторых играх я использую мнемотаблицы, для заучивания стихотворений.
Игры с простыми движениями и весёлым стихотворным сопровождением нравятся и вызывают положительный эмоциональный отклик у малышей.
Куб прост в изготовлении. Его можно изготовить из квадратной картонной коробки. Изображения на гранях кубика можно сделать из цветной самоклеящейся бумаги, наклеить готовые вырезанные картинки или нарисовать и заламинировать для прочности. Самое главное, чтобы кубик получился ярким, эстетичным, легким и безопасный.
Данное пособие можно использовать в организованной деятельности, как с подгруппой детей, так и с целой группой, в индивидуальной работе с детьми, коррекционной и в самостоятельной деятельности дошкольников. Кроме этого, куб можно использовать в качестве мотивационного момента в образовательной ситуации или как элемент развивающей предметно-пространственной среды. А главное желанию играть в коллективе.
«Найди такую же картинку»
Программное содержание: развивать мышление, речь.
Игровой материал
Демонстрационный: кубик, на гранях которого картинки с изображением иллюстраций к стихам А.Барто «Игрушки».
Раздаточный: картинки с изображением иллюстраций к стихам А.Барто
«Игрушки».
Ход игры:
Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любаянесложная, веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:
Нужно взять веселый кубик
И по кругу передать.
Что покажет этот кубик,
Нужно детям показать!
Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, что изображено на верхней грани кубика. Дети отвечают. Покажи такую же картинку. Затем игра продолжается.
«Что увидел, покажи»
Программное содержание: развивать зрительное восприятие, память, мелкую моторику.
Игровой материал
Демонстрационный: кубик, на гранях которого картинки с изображением иллюстраций к стихам А.Барто «Игрушки».
Раздаточный: кубик, на гранях которого картинки с изображением иллюстраций к стихам А.Барто «Игрушки».
Ход игры:
Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит веселая мелодия, дети передают кубик и поют:
Ах, как хочется играть,
Кубик наш передавать.
Что покажет этот кубик,
Нужно детям показать!
Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, что изображено на верхней грани кубика. Ребенок показывает (имитация движений — зайка, мишка, лягушка, машинка, лошадка, бычок).
Затем игра продолжается.
«Я начну, а ты продолжи»
Программное содержание: развивать у детей память и интерес к заучиванию стихов А.Барто.
Игровой материал
Демонстрационный: кубик, на гранях которого картинки с изображением иллюстраций к книге А. Барто «Игрушки»
Ход игры:
Педагог с детьми стоят или сидят по кругу и передают кубик со словами:
Мы собрались поиграть
Ну, кому же начинать
Раз, два, три. Начинаешь ты.
Ребенок повторяет за педагогом стихотворение, которое выпало на верхней грани куба.
«Кто-то нам стишок прочтет»
Программное содержание: развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, желание выступать: рассказать стихотворение.
Игровой материал
Демонстрационный: мнемотаблицы к стихам А.Барто «Игрушки».
Раздаточный: кубик, на гранях которого картинки с изображением иллюстраций к стихам А.Барто «Игрушки».
Ход игры:
Дети стоят или сидят на стульчиках в кругу. Под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:
Мы немножко поиграем,
Кубик другу отправляем
К кому кубик попадет,
Тот стишок нам всем прочтет
Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола, играет несложный ритмический рисунок. Все его повторяют хлопками. Игра продолжается несколько раз по желанию детей.
«Поющий кубик»
Программное содержание: воспитывать у детей чувство радости, желание выступать: спеть песню.
Игровой материал
Кубик, на гранях которого картинки с изображением иллюстраций к стихам А.Барто «Игрушки».
Ход игры
Педагог с детьми стоят или сидят по кругу и передают кубик со словами:
Ты возьми веселый кубик,
Передай его друзьям,
К кому кубик попадет,
Тот нам песенку споет!
Ребенок, у которого остановился кубик, исполняет песенку на стихи А.Барто, изображенную на грани кубика.
«Давай сочиним песенку»
Программное содержание: развивать песенное творчество детей.
Игровой материал
Демонстрационный: кубик, на гранях которого картинки с изображением иллюстраций к книге А. Барто «Игрушки».
Раздаточный: детские музыкальные инструменты: ксилофон, колокольчик.
Ход игры:
Ведущий предлагает детям стать композиторами и сочинить новые песенки на знакомые им стихотворные тексты А.Барто. А кто начнет, сейчас узнаем. Дети передают друг другу кубик и поют:
Мы возьмем веселый кубик,
Побежит он по рукам
У кого остался кубик,
Тот сейчас сыграет нам.
У кого кубик остановился, тот ребенок берет музыкальный инструмент, какой захочет. Все дети поют песенку — распевку на стихи А.Барто, какая выпадет на грани кубика.
В заключении хочется сказать о том, что первоначально взрослый является организатором игры, реализуя определенную дидактическую задачу. Затем апробируются с детьми разные варианты в самостоятельной деятельности. Дети с удовольствием играют в эти игры, придумывают свои варианты, приобретая при этом определенные знания, умения и навыки.
В результате использования этого пособия у дошкольников должно сформироваться: устойчивый интерес к слушанию, проговариванию и разучиванию стихов А. Барто; желание играть в коллективе; воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности.