Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики через организацию кружка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ларина, О. В. Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики через организацию кружка / О. В. Ларина, Н. В. Пестрякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 72-76. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54108/ (дата обращения: 19.10.2024).



Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение логически мыслить. Статья содержит занимательный материал, способствующий активизации мыслительных процессов. Представлен опыт использования развивающих игр В.В. Воскобовича, Б.П.Никитина, Кюизенера, игровых занимательных задач применяемых в процессе кружковой работы и самостоятельной деятельности старших дошкольников.

На протяжении дошкольного возраста ребенок делает один шаг за другим на пути становления личности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика, в которой заложены огромные возможности для развития мышления детей.

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры формируют у детей: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность; вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Занимательный материал можно использовать как в НОД, так и в кружковой работе, а также при организации самостоятельной деятельности старших дошкольников. Уже начиная с младшего возраста, в моей группе работает кружок «Занимательная математика». Мною разработан перспективный план работы кружка. Игры подобраны с учетом принципов последовательности и систематичности (от простого к сложному), возрастных и индивидуальных особенностей, позволяют развивать партнерство, самостоятельность.

На первом этапе особая роль в организации и познавательной деятельности отводится взрослому. Подбираю игровые задания, играю и занимаюсь вместе с детьми. Дети очень быстро проявляют самостоятельность в играх.

Для повышения интереса к играм математического содержания использую игровые ситуации. Наш любознательный персонаж – Микки-Маус.

Занимательный материал не только развлекает детей, но и побуждает их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления.

Дети активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений.

Они с удовольствием решают логические задачи: например,

Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные ведра без дна. А у девочек маленькие, зеленые. Кто больше соберет грибов? (девочки)

Выстраивают логические концовки: Если сестра старше брата, то брат … (старше сестры).

Отвечают на занимательные вопросы: На столе лежало 4 яблока. Одно разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)

В ходе игр-занятий со счетными палочками с целью развития воображения, пространственного мышления предлагаю детям задачи на смекалку с использованием счетных палочек. Например, из 7 палочек сделать настольную лампу, затем переложить 2 палочки, чтобы получить 3 равных треугольника.

Палочки Дж. Кюизенера дают возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений от сенсорных к мыслительным, обеспечивают возможность получать знания в результате исследований. Дети усваивают взаимосвязь между цветом палочки и числом ей соответствующим: белые – 1, розовые – 2 и т.д. сортируют палочки по цвету, размеру, сооружают из них постройки, различные изображения на плоскости.

В игровом упражнении «Подбери цифру» дети учатся соотносить количество предметов с цифрой. Развивая умение изображать цифры разными способами, предлагаю игровое упражнение «Конструирование цифр».

G:\ДЛЯ М - К и 1-Й СНЕГ 046.jpg G:\МАТЕМ. - ФОТО 016.jpg

Счетные палочки Палочки Кюизенера

При знакомстве с играми-головоломками сначала предложила более простую игру «Танграм». Дети выяснили, что в игре: 5 треугольников (2 – больших, 1 – средний, 2 – маленьких), 1 квадрат, 1 ромб. Готовые фигурки: елочку, лису, вазу дети обводили и раскрашивали в тетрадях. Вместе с детьми мы изготовили силуэты игры «Танграм»: лису, елку. Совместно придумали сказку – у нас получился театр.

G:\ДЛЯ М - К 012.jpgG:\МАСТЕР - КЛ. 2 025.jpg

Игра-головоломка «Танграм»

Затем предложила детям игры: «Пифагор», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», где требовалось воссоздать силуэты по неразъединенным образцам и по собственному замыслу (птиц, коней, животных).

Позже детям были предложены игры: «Пентамино», «Гексамино», в которых сложнее анализ, членение формы составляемого предмета на составные части, а также способы соединения одной части с другой.

ПРНЗЕНТ ПРНЗЕНТ Пентамино Гексамино

Развивающие игры Б.П.Никитина помогают мне создать атмосферу свободного и радостного творчества. Набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков (квадратов и т.д.) позволяет использовать дифференцированный подход, двигаться от простого к сложному, познакомить детей с его разными формами передачи информации (задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, чертежа). А главное, увлекательные игры Никитина активизируют самостоятельность мышления, развивают комбинаторские способности, формируют контроль и произвольность.

Наиболее любимая моими воспитанниками игра «Сложи квадрат» позволяет использовать соревновательный мотив (дети распределили части на кучки по цвету, собрали квадраты «на время» – соревнуясь между собой и двумя командами), а также творчество (придумали и изготовили новые квадраты). Игра дает возможность оценить свою работу и работу товарища, выбрать лучшее. А совместная выставка продуктов мыслительной деятельности повышает самооценку, инициативность и творческую активность.

Игра «Сложи узор» началась с выкладывания разноцветных дорожек, складывания по картинке, но другого цвета. Составляя свои узоры, дети срисовывали их в тетрадь.G:\ПОРТФ. - ФОТО 250.jpg ПРЕЗ = ФОТ 007

Игра «Сложи узор»

Интересна и популярна среди дошкольников игра «Кубики для всех». Предлагая ее воспитанникам, я использую следующую последовательность: Рассматривание элементов игры (всего 7), освоение способов соединения.

Освоив способы соединения, дети складывали фигуры из всех частей по образцам с указанием, затем по образцам без указания и по собственному замыслу.

G:\ДЛЯ М - К 036.jpg G:\МАСТЕР - КЛ. 2 029.jpg

игра «Кубики для всех»

В основу игр В.В. Воскобовича заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество. Складывая «Квадрат», дети в игровой форме знакомятся с геометрическими фигурами (квадратом, прямоугольником и треугольником), их свойствами и размерами, собирают по схеме и рисунку плоские фигуры и объемные.

С целью усложнения предлагаю детям четырехцветный квадрат, в котором дети собирают фигуру только по рисунку.

Из игры «Змейка» (модификация четырехцветного квадрата) кроме объемных и плоских фигур можно собирать цветные дорожки.

F:\АХТУБА - 2013 г. 132.jpg ПРЕЗ = ФОТ 008

«Квадрат Воскобовича»«Змейка»

Используя, «Шнур затейник» , дети «вышивали» дорожку, узоры. Затем писали слова, меняя одну букву в слове (кот – кит, сон – сок) по образцу и по собственному замыслу: имена, цифры. Проводился «Графический диктант» под диктовку (один шаг вправо, один шаг вниз и т.д.). Позже дети сами придумывали диктанты.

G:\МАСТЕР - КЛ. 2 023.jpg G:\МАТЕМ. - ФОТО 027.jpg

«Шнур затейник»

В результате проделанной работы дети научились:

 воссоздавать в представлении предмет по его контурному изображению, выделять характерные особенности;

 сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы;

 ориентироваться на плоскости, в ближайшем окружении, пользоваться планом и схемой;

 творчески инициативно подходить к задаче, ее результату.

Дети с интересом и желанием посещают кружок «Занимательная математика». В уголке «Занимательная математика», оборудованном мною в группе, дети по своему желанию выбирают нужную игру. Свои возможности они определяют сами: могут поменять на другую игру, могут упорно добиваться результата, могут предложить совместное сотрудничество при затруднении. Самое главное, на мой взгляд – дети стараются, т.е. добиваются успеха, достичь конечного положительного результата.

Я считаю, что необходимо поддерживать интерес родителей к развитию собственных детей, включая их игровое общение с ребенком. С этой целью провожу консультации: «Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики», «Уроки шахматной школы». А подготовленный мастер-класс для родителей «Математические игры для дошкольников» стал поводом к активному участию в изготовлении игр: «Квадрат В.В. Воскобовича», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо». Игры с большим интересом обыгрывались всей семьей дома. С участием родителей были проведены турниры игр в шашки. Ведение страницы в соцсетях помогает родителям получить более полную информацию о жизни нашей группы в детском саду.

ШАШКИ - ГАП

Изготовление игры: «Квадрат Воскобовича» Турнир игры в шашки

Литература:

  1. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – Михайлова З.А., Иоффе З.Н. Санкт-Петербург издательство «АКЦИДЕНТ», 1997
  2. Математика до школы: Пособие для воспитателей и родителей – Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Санкт-Петербург издательство «АКЦИДЕНТ», 1998
  3. Игровые задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя детского сада – СПб «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 1999
  4. Ступеньки творчества или Развивающие игры – 3-е изд., доп. – М.: «Просвещение», 1991
  5. Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера: авт. Б.Б. Финкельштейн, Санкт-Петербург, 2003
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, занимательный материал, Квадрат, собственный замысел, возможность, игровое упражнение, кружковая работа, самостоятельная деятельность старших дошкольников, способ соединения.


Похожие статьи

Эффективный подход к обучению плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе освещаются особенности организации занятий по плаванию с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Предлагается система использования сказочных сюжетов, упражнений и игр на воде; условных сигналов и жестов; приема «за...

Развитие связной речи у детей с нарушениями речи на основе познавательно-исследовательской деятельности

В статье описывается опыт работы логопеда по развитию связной речи через познавательно-исследовательскую деятельность детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. В процессе наблюдений, превращений различных предметов и явлений у д...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях шахматного кружка

Данная студенческая научная статья посвящена изучению влияния занятий шахматного кружка, выстроенных с последовательным развитием операций анализа, сравнения, абстракции, классификации, синтеза, обобщения и включающих в себя игровой, речевой, театрал...

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшей группы. Организованная образовательная деятельность «Теремок на лесной полянке»

Занятие разработано для воспитателей старшей группы в детском саду и проводится в свободной деятельности. Занятие способствует развитию мелкой моторики рук, памяти, мышлению. Игры с песком способствуют развитию речевой активности ребенка, обогащению ...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Формирование словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста в системе использования ИКТ (из опыта работы)

Особенностью занятий по развитию словесно-логического мышления является игровой характер, серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает воспитанников ДОУ.

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Похожие статьи

Эффективный подход к обучению плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе освещаются особенности организации занятий по плаванию с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Предлагается система использования сказочных сюжетов, упражнений и игр на воде; условных сигналов и жестов; приема «за...

Развитие связной речи у детей с нарушениями речи на основе познавательно-исследовательской деятельности

В статье описывается опыт работы логопеда по развитию связной речи через познавательно-исследовательскую деятельность детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. В процессе наблюдений, превращений различных предметов и явлений у д...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях шахматного кружка

Данная студенческая научная статья посвящена изучению влияния занятий шахматного кружка, выстроенных с последовательным развитием операций анализа, сравнения, абстракции, классификации, синтеза, обобщения и включающих в себя игровой, речевой, театрал...

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшей группы. Организованная образовательная деятельность «Теремок на лесной полянке»

Занятие разработано для воспитателей старшей группы в детском саду и проводится в свободной деятельности. Занятие способствует развитию мелкой моторики рук, памяти, мышлению. Игры с песком способствуют развитию речевой активности ребенка, обогащению ...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Формирование словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста в системе использования ИКТ (из опыта работы)

Особенностью занятий по развитию словесно-логического мышления является игровой характер, серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает воспитанников ДОУ.

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Задать вопрос