Вовлечение родителей в образовательный процесс | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (79) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 10.09.2024

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Калачева, А. В. Вовлечение родителей в образовательный процесс / А. В. Калачева, И. В. Козина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 9 (79). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/273/9402/ (дата обращения: 16.12.2024).



Девизом сотрудничества детей, родителей и педагогов являются слова Генри Форда: «Собраться вместе — это начало. Оставаться вместе — это прогресс. Работать вместе — это успех».

Основной целью вовлечения родителей в образовательный процесс является создание единого пространства семья — детский сад, как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (то есть детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Эффективность образовательного процесса повышается, если взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских отношений. Вовлечение родителей в совместную деятельность ДОУ идет по следующим направлениям: информационно–аналитическое, творческо- досуговое и наглядно- информационное.

Одной из наиболее интересных и эффективных форм взаимодействия детского сада и родителей воспитанников являются совместные детско-родительские образовательные события. Эти совместные мероприятия направлены на то, чтобы показать родителям, как правильно организовать детский досуг, научить их общаться не только со своим ребенком, но и с его сверстниками. Такая форма взаимодействия помогает сплотить детско-родительский коллектив группы, дает возможность увидеть и оценить уровень социальной уверенности поведения ребенка в коллективе сверстников и взрослых, познакомить родителей и вовлечь их в жизнь детей в условиях образовательного учреждения, оптимизировать детско-родительские отношения.

Мероприятия могут быть разных видов: праздники, досуги, театрализованные развлечения, спортивные мероприятия, квест- игра, игротренинги, батлы, турниры знатоков, совместные прогулки и т. д. где родители являются полноценными участниками, вместе с детьми танцуют, играют, выполняют задания творческого и технического характера.

Хорошей традицией нашей группы стало проведение совместных с родителями и детьми праздников: «День матери», «День Защитника Отечества», «8 Марта», «Новый год». Сценарии составлены так, что родители являются непосредственными участниками этих мероприятий. Дети, мамы, папы, бабушки, дедушки принимают активное участие в играх, конкурсах; поют песни, частушки, читают стихи, танцуют, вместе делают поделки, конструируют. Эти мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях воспитателей и родителей. Много интересного узнаешь о семьях своих воспитанников, об их традициях, увлечениях, о системе воспитания детей в семье, а самое главное — родители раскрывают свои таланты и творческие способности, о которых они даже и не догадывались. Каждый праздник заканчивается чаепитием, а каждый участник праздника получает подарки, сделанные своими руками.

Интересно прошло в группе развлечение, посвященное Дню матери «Детки- конфетки». Ребята выучили для мам стихотворения и песни. Мамы вместе с детьми не только играли в предложенные игры, но попробовали сделать из фантиков поделки (цветы, бабочек). На Новогоднем празднике все родители воспитанников стали участниками представления. Они надели карнавальные маски, выполняли свои роли. В заключение праздника вместе с детьми танцевали вокруг елки. Такой праздник как День защитника Отечества не обходится без участия пап. Папы вместе с детьми, соревнуются в ловкости, смекалке, участвуют в играх и конкурсах.

Этот праздник всегда проходит на большом эмоциональном подъеме. Родители хорошо узнают друг друга в совместных играх, соревнованиях, эстафетах. Взрослые и дети учатся лучше понимать друг друга, воспитывается чувство взаимопомощи. Дети видят положительный пример общения и отдыха.

Интересно и увлекательно для детей прошла квест-игра с участием пап и дедушек, посвященная дню защитника Отечества. Команда родителей и детей выполняя различные задания (интеллектуального (разгадать загадки, собрать технику по схеме, собрать схему электрического вентилятора, спортивного характера- забить шайбу в ворота, станцевать танец), перемещалась по детскому саду в поисках подарков, которые спрятала баба Яга. Подарки были найдены. Все участники остались довольны.

Одной из современных форм взаимодействия являются баттлы. Баттл — это соревновательная игра. А элемент соревнования, часто присутствующий в баттлах, способствует стимулированию познавательной активности детей и родителей. Состязания проходят весело и азартно, участники показывают себя активными творческими личностями, продемонстрировав свои способности в вокальном, танцевальном, интеллектуальном, техническом конкурсах.

На базе нашей группы идет апробация программы «От Фрёбеля до робота: Растим будущих инженеров». Нами было реализовано множество проектов. Дети участвовали в конкурсах «Космофест», «Икаренок», «Будущие профессионалы 5+». Мы решили, что наши воспитанники могут показать и доказать своим родителям, что они хорошо разбираются в технических терминах и владеют техническими навыками. Был проведен технический баттл между детьми группы и их родителями. В ходе соревнований родители увидели, что дети могут ответить на вопросы что такое электричество и где оно живет, составить электрическую цепь, собрать модель радио.

Разностороннее развитие личности ребенка невозможно без получения знаний о разных сторонах жизни человека. Базовые знания о культуре, истории, географии, биологии и других науках помогают детям дошкольного возраста формировать цельную картину мира, чувствовать себя уверенно в разных ситуациях. Простые знания о культуре, природе, истории, особенностях земли и климата дошкольники получают в детском саду.

С целью закрепления полученных знаний о географии своей страны был проведен Турнир Знатаков «Россия-Родина моя». Сборные команды родителей и детей одевали кукол в национальные костюмы, собирали из разрезных картинок дома народов разных национальностей, расселяли животных и растения по среде их обитания, играли в подвижные игры.

Наиболее эффективной формой взаимодействия с родителями воспитанников стали игротренинги в Клубе выходного дня. Целью стало развитие у детей и родителей интереса к различным видам спорта и потребности в здоровом образе жизни. В ходе мероприятий мы предлагали родителям вместе с детьми поиграть в подвижные игры с мячом, городками, скакалками, лыжами, санками. Каждая такая встреча заканчивается пикником на свежем воздухе. Такие мероприятия создавали атмосферу доброжелательности и хорошего настроения у всех участников. Родители охотно и с большим желанием принимали участие именно в таких досуговых мероприятиях.

Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия, на наш взгляд, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

Таким образом, можно смело утверждать, что использование детско-родительских мероприятий в работе с семьями воспитанников способствует раскрытию творческого потенциала детей и их родителей, единению и сплочению семьи, установлению взаимопонимания между детьми, родителями и педагогами, возрождению семейных традиций и духовно‐ нравственных ценностей.

Литература:

  1. Емельянова М. От сосуществования — к сотрудничеству и партнерству // Дошкольное воспитание. — 2009 — № 7 — С. 118–122.
  2. Пастухова И. О. Создание единого пространства развития ребенка. — М.: Сфера, 2007
  3. Павлова Ф. И. Как я организую сотрудничество в проекте [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/esse_kak_ya_organizuyu_sotrudnichestvo_v_proekte-159513.htm)
Задать вопрос