Авторское дидактическое пособие по правилам дорожного движения «Мой друг — Светофор!»
Авторы: Савельева Яна Ивановна, Глухова Ольга Александровна, Девяткина Елена Витальевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.
Дата публикации: 29.04.2024
Статья просмотрена: 19 раз
Библиографическое описание:
Савельева, Я. И. Авторское дидактическое пособие по правилам дорожного движения «Мой друг — Светофор!» / Я. И. Савельева, О. А. Глухова, Е. В. Девяткина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9181/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье даётся подробное описание авторского пособия «Мой друг — светофор». Пособие помогает воспитателям группы и учителю-логопеду в игровой форме сформировать у дошкольников представление о правилах дорожного движения, показать важность их соблюдения.
Ключевые слова: правила дорожного движения, безопасность на дороге, светофор, дошкольники, дидактическое пособие.
Правила дорожного движения должен знать каждый человек. Они очень важны. Ведь эти правила помогают нам сохранить самое главное — ЖИЗНЬ!
Одной из серьезнейших проблем любого города является дорожно-транспортный травматизм. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятности нежелательных происшествий с ним на дороге.
Обучение маленького человека начинается с детства, когда рядом с малышом находятся родители, воспитатели детского сада. Взрослые несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка, обязаны научить малыша жизненно важным правилам, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Известно, что обучение детей ПДД и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма являются неотъемлемой частью образовательного процесса в ДОО, но дословная трактовка ПДД недоступна для детей дошкольного возраста, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на непонятной для них дорожной лексике, требует от них абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Для решения этой проблемы нами было изготовлено дидактическое пособие «Мой друг — Светофор».
Данное дидактическое пособие помогает реализовать принципы ФГОС:
— насыщенность — наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей,
— вариативность — наличие разнообразных вариантов игры,
— трансформируемость — возможность изменения элементов,
— смены дидактического материала в зависимости от образовательной
задачи,
— доступность — свободный доступ всех детей к пособию,
— мобильность — лёгкое не большое пособие можно использовать в любой деятельности и в любом помещении;
— повышение эффективности образовательного процесса.
Цель разработки пособия: формирование системы знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.
Задачи:
— закрепить знания о светофоре и его сигналах, донести до детей важность сигналов светофора,
— познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу,
— закреплять знания о дорожных знаках, умение различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки,
— развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах,
— формировать навык предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать.
Описание пособия: дидактическое пособие «Мой друг — Светофор» представляет собой объемную мягкую игрушку в виде светофора, разные стороны которой выполняют определенные задачи. Выполнен из мягкого флиса и фетра, приятен на ощупь. Дополнен маленькими игрушками (машинки, человечки, жезл, свисток).
Место использования в педагогическом процессе: вобразовательной и игровой деятельности, в утреннее и вечернее время, в свободной игровой деятельности детей.
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей. В организованной образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.
Следовательно, педагогом дидактическое пособие «Мой друг — Светофор» в течении дня может применяется:
1) как игровой приём обучения;
2) как игровая совместная деятельность детей под руководством воспитателя;
3) как самостоятельная игра детей.
Пособие разработано с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Оно удобно в использовании, имеет яркий дизайн, чем привлекает внимание детей. Все игровые упражнения, дидактические игры и т. д. легки в изготовлении, имеют несколько вариантов проведения.
Содержание дидактического пособия «Мой друг — Светофор»
Фронтальная сторона пособия — это друг светофор, который улыбается, насторожен или хмурится, и обозначает жестом ладони соответствующий сигнал ( рис. 1).
Рис. 1
Тыльная сторона пособия представляет собой светофор, на котором возможно изменять цвет сигнала, и проезжую часть с пешеходным переходом. С помощью машин и человечков дети самостоятельно или совместно с взрослым проигрывают и разбирают различные ситуации ПДД ( рис. 2,3,4 ).
Рис. 2, 3, 4.
На левой боковой стороне пособия находятся вспомогательные материалы, предназначенные для самостоятельных игр детей или разыгрывания образовательных ситуаций: жезл и свисток, машины, человечки (рис. 5).
Рис. 5.
На правой боковой стороне светофора нашиты кармашки в виде машин. В кармашках педагог размещает карточки с разными заданиями по ПДД (дорожные ловушки, разрезные картинки, стихи и загадки, дорожные знаки, картинки-раскраски и т. д.) (рис. 6).
Рис. 6.
Заключение.
Данное пособие разработано, чтобы научить детей правилам дорожной безопасности в интересной форме. Вместо скучного заучивания правил, дети с помощью светофора изучают опасные ситуации на дороге и решают, как нужно действовать.
Ключевые слова
дошкольники, правила дорожного движения, безопасность на дороге, светофор, дидактическое пособиеПохожие статьи
Методическая разработка «Формирование основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста»
Дорожная безопасность — это мера безопасности, снижающая риск дорожно-транспортных происшествий и травм на дороге из-за ошибок людей во время движения по дороге. Формирование основ безопасного поведения одна из главных задач современного дошкольного ...
Организация совместной работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в рамках детско-родительского клуба «Правила дорожные — знать каждому положено!»
В статье авторы делятся опытом о совместной планомерной и систематической работе с родителями по актуальной на сегодняшний день проблеме, по профилактике ДДТТ в рамках детско-родительского клуба «Правила дорожные — знать каждому положено!»
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в освоении культуры безопасности дорожного движения
В статье рассматривается опыт организации работы по формированию у дошкольников основ культуры безопасности дорожного движения. Раскрыты актуальность вопроса, особенности взаимодействия детского сада и семьи, а также представлена структурная модель о...
Проект для детей среднего дошкольного возраста «Красный, жёлтый и зелёный»
Проект посвящен Правилам Дорожного Движения. К сожалению, дети очень мало знают о правилах дорожного движения, как себя вести на дороге. Возникает необходимость рассказать детям о правилах дорожного движения.
Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
В данной статье поднимается вопрос организационного и содержательного аспектов построения процесса обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. В нашей стране уже выстроена общая концепция образовательных стандартов, закрепленная ...
Как научить ребёнка правилам дорожного движения?
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена ро-стом дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение — дети. Именно в дошкольном возрасте закладывается фунд...
Детско-родительский клуб как эффективная модель организации взаимодействия с родителями по развитию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города
В статье рассматривается проблема обучения детей дошкольного возраста основам безопасного поведения на улицах и дорогах города. Особое внимание уделяется вопросу создания детско-родительского клуба в образовательном учреждении как эффективной модели ...
Формирование экологических представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством деятельности детского движения «Эколята-дошколята»
В статье авторы описывают использование новых форм и приемов в экологическом воспитании дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с целью формирования правильного отношения к окружающему миру, к людям, к природе и к самому себе.
Наглядно-дидактическое пособие «Живая музыка» и его применение в музыкальном воспитании слабовидящих детей
Автор приводит конкретный пример дидактического пособия, стимулирующего слабовидящего ребенка к активности в музыкальной деятельности. Предложенное пособие является самодельным и предполагает вариативное внедрение в педагогический процесс. Опора на д...
Методическое обеспечение обучения дошкольников английскому языку
Статья посвящена аналитическому обзору учебно-методических комплексов (УМК), предназначенных для обучения дошкольников английскому языку. Обозначены основные особенности зарубежных и отечественных изданий, ключевой подход в обучении детей английскому...
Похожие статьи
Методическая разработка «Формирование основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста»
Дорожная безопасность — это мера безопасности, снижающая риск дорожно-транспортных происшествий и травм на дороге из-за ошибок людей во время движения по дороге. Формирование основ безопасного поведения одна из главных задач современного дошкольного ...
Организация совместной работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в рамках детско-родительского клуба «Правила дорожные — знать каждому положено!»
В статье авторы делятся опытом о совместной планомерной и систематической работе с родителями по актуальной на сегодняшний день проблеме, по профилактике ДДТТ в рамках детско-родительского клуба «Правила дорожные — знать каждому положено!»
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в освоении культуры безопасности дорожного движения
В статье рассматривается опыт организации работы по формированию у дошкольников основ культуры безопасности дорожного движения. Раскрыты актуальность вопроса, особенности взаимодействия детского сада и семьи, а также представлена структурная модель о...
Проект для детей среднего дошкольного возраста «Красный, жёлтый и зелёный»
Проект посвящен Правилам Дорожного Движения. К сожалению, дети очень мало знают о правилах дорожного движения, как себя вести на дороге. Возникает необходимость рассказать детям о правилах дорожного движения.
Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
В данной статье поднимается вопрос организационного и содержательного аспектов построения процесса обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. В нашей стране уже выстроена общая концепция образовательных стандартов, закрепленная ...
Как научить ребёнка правилам дорожного движения?
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена ро-стом дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение — дети. Именно в дошкольном возрасте закладывается фунд...
Детско-родительский клуб как эффективная модель организации взаимодействия с родителями по развитию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города
В статье рассматривается проблема обучения детей дошкольного возраста основам безопасного поведения на улицах и дорогах города. Особое внимание уделяется вопросу создания детско-родительского клуба в образовательном учреждении как эффективной модели ...
Формирование экологических представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством деятельности детского движения «Эколята-дошколята»
В статье авторы описывают использование новых форм и приемов в экологическом воспитании дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с целью формирования правильного отношения к окружающему миру, к людям, к природе и к самому себе.
Наглядно-дидактическое пособие «Живая музыка» и его применение в музыкальном воспитании слабовидящих детей
Автор приводит конкретный пример дидактического пособия, стимулирующего слабовидящего ребенка к активности в музыкальной деятельности. Предложенное пособие является самодельным и предполагает вариативное внедрение в педагогический процесс. Опора на д...
Методическое обеспечение обучения дошкольников английскому языку
Статья посвящена аналитическому обзору учебно-методических комплексов (УМК), предназначенных для обучения дошкольников английскому языку. Обозначены основные особенности зарубежных и отечественных изданий, ключевой подход в обучении детей английскому...