Использование внутрисистемных связей логопедии при коррекции и развитии речи дошкольников в условиях детского сада
Авторы: Устинова Юлия Евгеньевна, Курбанова Ольга Ивановна, Сенченко Татьяна Александровна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.
Дата публикации: 03.02.2024
Статья просмотрена: 92 раза
Библиографическое описание:
Устинова, Ю. Е. Использование внутрисистемных связей логопедии при коррекции и развитии речи дошкольников в условиях детского сада / Ю. Е. Устинова, О. И. Курбанова, Т. А. Сенченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/8967/ (дата обращения: 16.12.2024).
Поднимается проблема коррекции и развития речи дошкольников в условиях детского сада при интегрированных и дифференцированных занятиях. Показана система взаимодействия педагогов и других специалистов с учетом межсистемных связей логопедии .
Ключевые слова: логопедия, дошкольники, речь, коррекция, развитие, воспитатель.
Описание актуальности темы исследования. Впериоддошкольного детства в семье, а также близкие люди ребенка часто не придают значения особенностям его речевого развития, считая их индивидуальными вариантами нормы (в семье у кого-то были нарушения речи и сами исправились). Осознание того, что проблемы есть, и в пять лет ребенок не выговаривает «Л», у ребенка в речи происходит эпизодическая замена, вариативность в произношении одного и того же звука, ребенок не воспринимает звуки на слух, не способен установить их последовательность и вычленить в словах, происходит с опозданием. С такими нарушениями, ребенок, поступивший в первый класс, начинает испытывать трудности в овладении чтением и письмом, с трудом осваивает школьную программу. Родители начинают бить тревогу, но время бывает упущенным. В настоящее время многие ученые в области психолингвистики, логопедии, педагогики и психологии наблюдают общее снижение речевых возможностей и языковых способностей у детей. Процессы формирования речевых навыков, коммуникативных умений, сформированность лексико-грамматической стороны речи у многих детей происходит с опозданием или оказывается нарушенным.
Степень разработанности проблемы
Цель исследования С. В. Волковой определить и систематизировать феноменологию фонематических нарушений у старших дошкольников на основе интеграции данных логопедической и нейропсихологической диагностики. Автором описаны различные варианты фонематических нарушений у дошкольников при афазии [3].
Педагог Е. И. Асеева разработала технологическую модель развития речи у дошкольников. Для развития речи дошкольников подобраны и обоснованы педагогические технологии, определены содержание, средства и приемы [1].
По мнению Е. М. Беспаленко развитие речи дошкольников опираясь на внутрисистемные связи — важный аспект, так как «…речь является средством, при помощи которого человек создает и регулирует свои отношения с окружающим миром». Значимость исследования Е. М. Беспаленко — в создании условий диагностирования личностных качеств человека при изучении речевого поведения, что относится к психолингвистике [2].
Анализ учебников по логопедии определяет внутрисистемные связи с педагогикой, логопедической ритмикой, психологией, сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой. Основой логопедии является учение о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учение о динамической локализации психических функций (П. К. Анохина, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия). Большое внимание отводится психолингвистике и психологии мышления и речи.
Цель нашего исследования — рассмотреть возможность и подтвердить эффективность использования внутрисистемных связей логопедии при коррекции и развитии речи у дошкольников в условиях детского сада.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 16» города Воронежа.
Для комплексного подхода разработана система коррекции и развития речи дошкольников с учетом внутрисистемных связей. Также была разработана дорожная карта для каждого ребенка, нуждающегося в логопедической помощи.
Рис. 1. Внутрисистемные связи логопедии при проведении коррекции и развитии речи дошкольников
Успех в реализации конкретных задач, поставленных в дорожной карте, зависит от наличия у педагогов (воспитателей), логопеда, педагога-психолога, дефектолога, профессиональных знаний и навыков, ориентации в современных достижениях смежных с логопедией наук. Профессиональная компетентность педагогического коллектива, работающего с детьми, включает знание Федеральной образовательной программы дошкольного образования, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Стратегии развития воспитания, а также программ и пособий по логопедии, психологии, дефектологии.
Первостепенное значение для эффективности работы по коррекции и профилактике нарушений речи детей имеет личность логопеда. Однако, если работу не проводить в системе, высоких результатов можно не добиться.
Воспитателями используются следующие сенсомоторные занятия, направленные на развитие речи:
— подвижные со специально заданной траекторией выполнения и движениями;
— игры, улучшающие межполушарное взаимодействие (выкладывание узоров, распределение на ковре и др.);
— игра «Центр для развития сенсомоторных навыков» и др.
Логопедические игры: «Корабельные состязания» (дыхательные упражнения», «Золушка» (развитие мелкой мускулатуры пальцев рук), изготовление картин из природного материала и крупы, проговаривание поговорок, пословиц, заучивание стихов с расстановкой логических ударений и др.
Таблица 1
Сравнительный анализ развития речи с разницей 6 месяцев (4-балльная система)
Методики |
Внимание |
Движения |
Речь |
|||
0 |
1 м |
0 |
1 м |
0 |
1 м |
|
«Кто в тереме живет?» |
2,56 |
3, 43 |
2,07 |
3,04 |
2,53 |
3,02 |
Сортер «Строительство» |
3,09 |
3,58 |
2,65 |
3,16 |
3,21 |
3,46 |
«Слышу, вижу, говорю» |
3,32 |
3,54 |
2,51 |
2,77 |
3,65 |
3,82 |
Проведенный анализ нулевых и первых мониторингов, проходящих с разницей в 6 месяцев, показал разницу в показателях. Отмечено, что синхронности в движениях дети с нарушением речи достигают позже, чем дети, не имеющие речевых патологий.
Таким образом, правильная речь является одной из важных предпосылок дальнейшего развития ребенка, процесса социализации и самоактуализации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить с учетом внутрисистемных логопедических связей, что даст более качественный результат.
Литература:
- Асеева, Е. И. Технологическая модель развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / Е. И. Асеева, И. Г. Дорожинская, Е. В. Богданова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 13–15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6213/ (дата обращения: 02.02.2024).
- Беспаленко, Е. М. Прагмалингвистика как средство диагностирования личностных качеств человека / Е. М. Беспаленко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 178–181. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46493/ (дата обращения: 02.02.2024).
- Волкова С. В. Феноменология фонематических нарушений при афазии у детей старшего дошкольного возраста на этапе восстановительного обучения. Дисс...канд. пед. наук. — Москва, 2017, — 162 с.
Похожие статьи
Развитие речи у детей старшого дошкольного возраста в логопедической группе детского сада
Обсуждаются проблемы речевых нарушений у дошкольников. Демонстрируется опыт работы по развитию речи у старших дошкольников в условиях логопедической группы детского сада. Показаны межсистемные связи в коррекции и развитии речи.
Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду
В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...
Включение психологических методов и приёмов в повышение эффективности логопедической работы при коррекции и автоматизации звуков речи у дошкольников
В статье автор анализирует положительное влияние использования современных психологических методов и приёмов на повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда ГБДОУ.
Эффективность логопедической ритмики в коррекции тяжёлого недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассказывается о том, что при умелой организации коррекционно-воспитательного процесса в соответствии с возможностями старших дошкольников с речевой недостаточностью, при обеспечении разнообразных игровых заданий и упражнений с соблюдением в...
Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения
Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...
Рекомендации по использованию методов диагностики и мониторинга воспитанности в школах-интернатах для обучающихся с ОВЗ
Своеобразие обучения детей с нарушением слуха требует особых условий, подбора специальных методов, средств, создание специальной среды с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ для их полноценного развития, обучения и воспитания. Процесс...
Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ
В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.
Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...
Похожие статьи
Развитие речи у детей старшого дошкольного возраста в логопедической группе детского сада
Обсуждаются проблемы речевых нарушений у дошкольников. Демонстрируется опыт работы по развитию речи у старших дошкольников в условиях логопедической группы детского сада. Показаны межсистемные связи в коррекции и развитии речи.
Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду
В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...
Включение психологических методов и приёмов в повышение эффективности логопедической работы при коррекции и автоматизации звуков речи у дошкольников
В статье автор анализирует положительное влияние использования современных психологических методов и приёмов на повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда ГБДОУ.
Эффективность логопедической ритмики в коррекции тяжёлого недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассказывается о том, что при умелой организации коррекционно-воспитательного процесса в соответствии с возможностями старших дошкольников с речевой недостаточностью, при обеспечении разнообразных игровых заданий и упражнений с соблюдением в...
Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения
Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...
Рекомендации по использованию методов диагностики и мониторинга воспитанности в школах-интернатах для обучающихся с ОВЗ
Своеобразие обучения детей с нарушением слуха требует особых условий, подбора специальных методов, средств, создание специальной среды с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ для их полноценного развития, обучения и воспитания. Процесс...
Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ
В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.
Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...