Конспект познавательной деятельности для детей старшей группы. Квест-игра «Грачи прилетели»
Автор: Комиссарова Людмила Викторовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 13.11.2023
Статья просмотрена: 133 раза
Библиографическое описание:
Комиссарова, Л. В. Конспект познавательной деятельности для детей старшей группы. Квест-игра «Грачи прилетели» / Л. В. Комиссарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8765/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель: закрепление и систематизация знания детей о характерных признаках весны с помощью игровых заданий
Задачи:
Образовательные:
— обогащать и расширять словарный запас детей по теме;
— продолжать знакомить с традициями и праздниками русского народа;
— систематизировать знания о весенних явлениях природы; изменениях, происходящих весной в живой и неживой природе;
— совершенствовать умение определять место звука в слове;
— формировать умения делить слова на слоги;
— закреплять умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать;
— закреплять умения согласовывать слова в предложении;
Развивающие:
— развивать логическое мышление, воображение, память;
— развивать слуховое восприятие, зрительное внимание;
Воспитательные:
— воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей);
— воспитывать любовь к природе, к птицам, бережное отношение к ним.
Предварительная работа:
— наблюдения на прогулке за весенними признаками;
— рассматривание картин и иллюстраций на тему «Весна»;
— чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, примет, пословиц о весне, о птицах;
— просмотр обучающих мультфильмов о весне;
— работа в календаре погоды;
Материалы и оборудование: грачонок игрушка, картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели», конверты с заданиями, предметные картинки с изображением весенних признаков.
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем заходят в группу и находят у окна птичку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам прилетел, как вы думаете, что это за птичка?
Дети отвечают, если нет правильного ответа, то воспитатель загадывает загадку:
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица … грач
Воспитатель: Наверное, ему нужна наша помощь (прислушивается)
Грачонок говорит, что он со своими друзьями летел к нам большой стаей, но долететь удалось только ему одному. А остальным птицам помешала Зима, потому что она не хочет, чтобы Весна наступила. Зима разорвала на кусочки картину великого русского художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели» и спрятала их, чтобы грачи не смогли прилететь сюда, а без них весна наступить не сможет. И грачонок прилетел к нам в детский сад, он не знает, как ему помочь своим друзьям. И действительно, ребята с давних пор люди связывали прилет грачей со скорым наступлением весны. «Ещё в старину люди заметили, что прилёты грачей приходятся на середину марта, и посвятили этому событию особый день: 17 марта. Он в народном календаре так и называется: Герасим-Грачевник. В этот день деревенские ребята бегали к роще, в которой были прошлогодние грачиные гнезда — «грачей следить». Старики говорили: «Увидел грача — весну встречай!». «Грач на горе — весна на дворе». В этот день в старину даже пекли хлеб в виде птицы-грача и радовались — «грач зиму расклевал». После выпечку «хлеба-грача» садили на спицу и выходили на улицу, поднимали вверх «птицу» и кричали закличку:
— Грачи-киричи:
Летите, летите.
Дружную весну
Несите, несите!
( Дети вместе с воспитателем повторяют закличку.)
Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь грачонку? (ответы детей)
Правильно, нужно собрать все четыре части картины, а для этого нам нужно пройти испытания, выполнить задания от Зимы. За каждое правильно выполненное задание, мы будем получать один фрагмент картины.
Вот первая подсказка:
Есть в группе вашей уголок,
Он вам многое понять помог
Как время года распознать,
И день недели как узнать,
Цветы в горшках как поливать
И о природе все-все знать
( уголок природы )
Идем в уголок природы и находим там конверт.
Воспитатель читает: «Если вы пришли сюда, значит вы на верном пути. И вы получаете первое задание, выполнив которое, вы найдете первый пазл картины»
В конверте лежат карточки с изображением признаков весны.
Задание : Назовите весенние месяцы и расположите картинки в правильной последовательности (март, апрель, май)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Выполнили верно задание и получаете первую часть картины и подсказку, куда нам надо идти дальше.
Снаружи смотришь –
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай...
Как называют этот дом?
Попробуй угадай!
Идем к книжному уголку. Там лежит конверт.
Ребята, а теперь нам надо отгадать загадки:
1. Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла. ( весна )
2. Дни погожие нередки,
Греются на солнце ветки.
И, как маленькие точки,
На ветвях набухли. ( почки )
3. Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап-кап-кап — звенит. ( капель )
4. В теплый день из-подо льда
Мчится талая вода.
И шумит всех птиц звончей
Этот озорной. ( ручей )
5. Белоснежною горой
Во дворе стоял зимой.
Где он был, теперь потоп
Стал водицею. ( сугроб )
Воспитатель: Правильно, ребята!! Все загадки отгадали, а вот и вторая часть картины, и следующая подсказка, куда мы отправимся дальше:
Очень весело поет,
Если дуете в нее,
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.
Ду-ду, ду-ду-ду,
Да-да, да-да-да!
Так поет она всегда!
Не палочка, не трубочка,
А что же это?
…. дудочка.
— Где мы можем найти дудочку у нас в группе? (дети и воспитатель отправляются в музыкальный уголок, там находят следующий конверт с заданием.)
В конверте лежат картинки с предметами которые относятся к весне.
Задание: назовите предмет, определите первый звук в слове и поделите слово на слоги. Дети выполняют задание, получают третий фрагмент картины и подсказку.
Ребята, давайте с вами отдохнем. Послушаем мелодию весны и сделаем упражнения.
Физкультминутка:
«Грачи летели»
Как на мартовской неделе
С юга к нам грачи летели (машут руками — крыльями).
В поле отдыхали, (присели)
Корм себе искали.
Грачи прилетели, (машут руками — крыльями).
На деревья сели (качают руками)
Свои гнёздышки нашли (присели)
В них порядок навели.
Будут птицы играть — («пружинки»)
Будет солнышко сиять
Если раскричатся — (ладони вместе открывают как клюв)
Нам дождя боятся (часто хлопают по ладошке)
Грач на горе — весна на дворе (хлопают над головой).
Подсказка:
Где же сделаем прическу,
Феном, щеткой и расческой,
Пышно локоны завьем,
Челку щеткою взобьем. (парикмахерская)
Воспитатель с детьми идут в уголок парикмахерской. Там находят конверт с заданием.
Игра «Четвертый лишний»
Чтобы выполнить это задание вам нужно сесть за столы (следим за осанкой) На картинке в каждом ряду нужно определить (обвести простым карандашом в кружок) лишний предмет и объяснить почему?
Молодцы, ребята, выполнили все задания и получаем последний заветный пазл картины.
Дети собирают картину «Грачи прилетели». Теперь все грачи прилетят в родные края и наступит долгожданная весна.
Давайте вспомним как называется эта картина? Кто написал эту картину? Какое время года изобразил Алексей Кондратьевич Саврасов? Какую весну изобразил художник, раннюю или позднюю? Докажите, что это ранняя весна. Молодцы! Понравилось вам занятие?
Спасибо вам ребята. Вы так много знаете. Были внимательными, сообразительными, помогали друг другу. На этом наше занятие закончилось.