Методические рекомендации по использованию методического пособия — маркера игрового пространства «Блокадный Ленинград» для детей дошкольного возраста
Автор: Корчагина Светлана Александровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (68) октябрь 2023 г.
Дата публикации: 03.10.2023
Статья просмотрена: 118 раз
Библиографическое описание:
Корчагина, С. А. Методические рекомендации по использованию методического пособия — маркера игрового пространства «Блокадный Ленинград» для детей дошкольного возраста / С. А. Корчагина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 9 (68). — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/257/8613/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассмотрены понятия сущности, содержания, структуры и методики применения маркеров игрового пространства в свете реализации программы воспитания.
Ключевые слова : интеграция, эстетическое воспитание, художественно-творческая активность, восприятие, эмоциональное отношение, искусство.
Во исполнение Указов Президента РФ, федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «Закон о воспитании» в образовательный процесс нашей дошкольной образовательной организации «Детский сад «Рябинка» р.п. Новая Майна муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области» внесены изменения — разработана программа воспитания.
Воспитательная составляющая деятельности становится непременным атрибутом любого образовательного процесса. Для внедрения и реализации в работу дошкольной организации целей и задач программы воспитания педагоги нашей организации применяли метод коллективного проекта.
В течении 2021–2022 учебного года старшим воспитателем Корчагиной С. А. был реализован педагогический проект по теме» Дети войны». В этом году 78 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Это знаменательная дата в истории нашей страны, которая не может никого оставить равнодушным. Память о тех трудных, страшных, тяжелых временах, о стойкости наших воинов, о великом подвиге нашего народа, который сплотился в беде, необходимо передавать из поколения в поколение.
Патриотическое воспитание необходимо начинать уже в дошкольном возрасте — прививать любовь к своей Родине, своему народу. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, надо показать ему существующие вокруг него свидетельства прошлого.
Реализация проекта на практическом этапе осуществлялась в виде организации всесторонней совместной деятельности детей и специалиста по тематике проекта. Мероприятия проводились по составленному плану. Одной из форм работы с детьми было совместное создание маркера игрового пространства «Блокадный Ленинград».
Большую помощь при формирование нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста может оказать маркер игрового пространства «Блокадный Ленинград» (рисунок 1).
Создание макета направлено на воспитание у детей морально-нравственных качеств, чувства патриотизма, национального самосознания, гражданственности.
Рис. 1. Маркер игрового пространства «Блокадный Ленинград»
Про облик детей Ленинграда известно не много и чаще всего используются иллюстрации из книг, картины, изображающие людей из блокадного города. Уникальность макета «Блокада Ленинграда в том, что моделями для демонстрации военных событий, максимально приближенной к историческому аналогу, являются куклы –знакомые и любимые детьми игрушки. Экспонаты изготовили педагоги, воспитанники совместно с родителями
Цель маркера: расширить представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Образовательные задачи: Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. Расширить знания детей об истории города, о героизме людей, детей, стариков, переживших блокаду.
Развивающие задачи: Закрепить навыки речевой, музыкальной, продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалогах со сверстниками и взрослым. Развивать устную речь.
Воспитательные задачи: Воспитывать чувство уважения и благодарности к защитникам.Воспитывать гражданственность, чувство любви к Родине на основе изучения военной истории Отечества.
Маркер «Блокадный Ленинград» создан для использования детьми старшего дошкольного возраста. Маркер является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло- детской и свободной детской активности (чтение художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры).
Данный маркер «Блокадный Ленинград» состоит из трех игровых блоков: «Блокадный Ленинград», «Переправа по Ладоге», «Боевые действия при обороне Ленинграда».
Блок «Блокадный Ленинград» погружает воспитанников в атмосферу военного времени, в те события, которые пережили девочки и мальчики в те, тяжелые, опаленные горем и страданиями года. Воспитанники в доступной, игровой форме узнают об испытаниях, которые вынесли на своих плечах дети войны.
Цель: расширить представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Образовательные задачи: Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. Расширить знания детей об истории города, о героизме людей, детей, стариков, переживших блокаду. Формировать элементарные исторические представления. Учить составлять рассказ о жизни жителей Ленинграда.
Развивающие задачи: Закрепить навыки речевой, музыкальной, продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалогах со сверстниками и взрослым. Развивать устную речь.
Воспитательные задачи: Воспитывать чувство уважения и благодарности к защитникам. Воспитывать гражданственность, чувство любви к Родине на основе изучения военной истории Отечества.
Перечень игрового материала (игровые наборы-карточки, игрушки, дидактические игры: маркер «Блокадный Ленинград»; набор куклы — персонажи жителей блокадного Ленинграда; элементы архитектуры Ленинграда; элементы быта жителей блокадного города.
Блок «Переправа по Ладоге» знакомит детей с названиями и видами военной техникой Великой Отечественной войны. При выполнении игровых заданий, ребенок может использовать дидактические игры информационного блока.
Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Переправа по Ладоге в войну 1941–1945 г». Ознакомление детей с особенностями в военной терминологии.
Развивающие задачи: Развивать навыки диалогической и монологической, связной речи. Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, инициативы организаторские и творческие способности, чувство коллективизма.
Воспитательные задачи: Способствовать применению элементарных правил безопасности поведения в нестандартных ситуациях в общественных местах.
Образовательные задачи: Формировать элементарные исторические представления.
Перечень игрового материала (игровые наборы-карточки, игрушки, дидактические игры: маркер «Блокадный Ленинград»;дидактические игры «Кому это принадлежит»; «Военная техника»; «Подбери половинку»; «Найди тень» (рисунок 2); маркер «Переправа по Ладоге»; набор военной техники; куклы — модели детей, жителей Блокадного Ленинграда.
Рис. 2. Дидактические игры
Дидактическая игра «Военные профессии»
Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, уважения к Российской армии.
Задачи: закреплять знания детей о разнообразии военных профессий;
– уточнить знания о том, чем занимаются военные;
– сформировать понимание того, что работа военного нужна и ответственна;
– закрепить умение правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.
– развивать познавательные процессы.
Дидактическая игра «Военная техника»
Цель: Познакомить детей с названиями и видами военной техники. Расширение знаний об окружающем мире, пополнение пассивного словарного запаса.
В Блоке «Боевые действия при обороне Ленинграда» происходит о знакомление детей с особенностями расположения воинской позиции, с военной терминологией.При выполнении игровых заданий, ребенок может использовать дидактические игры информационного блока.
Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Боевые действия при обороне Ленинграда». Ознакомление детей с особенностями расположения воинской позиции.
Развивающие задачи: Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, инициативы организаторские и творческие способности, чувство коллективизма. Развивать когнитивные процессы мышления, внимания, память, воображение.
Воспитательные задачи : Воспитывать гордость и уважение к бойцам, защитившим нашу Родину от врага.
Образовательные задачи: Познакомить со значением слов: блиндаж, окоп, дзот, амбразура, маскировочная сеть, передовая, рубеж, оборона и мн. др. Пополнять словарный запас детей. Учить составлять рассказ о жизни бойцов на передовой.
Перечень игрового материала (игровые наборы-карточки, игрушки, дидактические игры: маркер «Блокадный Ленинград»; дидактические игры «Военные профессии»; «Кому это принадлежит»; «Военная техника»; «Одень солдата»; маркер «Боевые действия при обороне Ленинграда»; набор солдат; набор военной техники.
Дидактическая игра «Кому это принадлежит»
Цель: познакомить детей с военными атрибутами и профессиями. Расширение словарного запаса детей, расширение знаний об окружающем мире.
«Одень солдата в военную форму»
Цель: закрепить знания детей о родах войск, их особенностях (внешний вид); знать значения маркировки на одежде, формировать умения отличать разные виды ткани, необходимость сезонной сменяемости в одежде.
В перспективе материал маркера может заменяться, добавляться, интегрироваться. В игровом блоке в дальнейшем можно расширить количество логических и развивающих игр, заданий, направленных на практическую и творческую деятельность, на речевое развитие (мнемотаблицы стихотворений, пословицы и поговорки о войне, о блокаде), викторин и т. д.
Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим.
Данное методическое пособие помогает дошкольникам понять, что такое Блокада Ленинграда, Великая Отечественная война, повышает познавательный интерес к изучению этой серьезной темы, воспитывает патриотические чувства.
Литература:
- Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2020
- Тимофеева Н. В. Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками/авт.-сост. Н. В. Тимофеева.- Волгоград: Учитель, 2020.-127с.
- Тимофеева Н. В. Занятия в детском саду: современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий/авт.-сост. Н. В. Тимофеева, Ю. В. Зотова. — Изд.2-е.- Волгоград: Учитель, 2022.-131с
Ключевые слова
искусство, интеграция, эстетическое воспитание, восприятие, эмоциональное отношение, художественно-творческая активностьПохожие статьи
Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения составлению коллажа
В статье рассмотрены теоретико-методические аспекты осуществления художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Раскрыта специфика и техника «коллаж» как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошколь...
Рисунок как средство психодиагностики возрастных переживаний
В статье автор исследует возможности выявления возрастных переживаний в ходе изобразительной деятельности дошкольников 6–7 лет. Представлено итоговое резюме кейса одного из испытуемых.
Общенаучные и дидактические концепции активизации обучения школьников
В статье проанализированы общенаучные и дидактические концепции активиза-ции обучения школьников, представлен ретроспективный анализ педагогической, мето-дической и психологической литературы по исследуемой проблеме.
Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе
Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в шко...
Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
В статье раскрывается значение формирования коммуникативных навыков у современных дошкольников и возможности дидактической игры для решения данной задачи.
Проектирование коммуникативных событий на уроках математики
В статье особое место уделяется проблеме проектирования коммуникативных событий на уроках математики. Рассмотрены составляющие коммуникативных сценариев занятия, возможности взаимодействия в коммуникативном пространстве, применение дидактических игр ...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через интерактивные методы и формы обучения в театральной деятельности
В статье автор представляет свой опыт целенаправленного отбора и апробации интерактивных форм и методов, наиболее целесообразных для развития творческих способностей в театральной деятельности.
Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста
В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...
Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.
Похожие статьи
Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения составлению коллажа
В статье рассмотрены теоретико-методические аспекты осуществления художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Раскрыта специфика и техника «коллаж» как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошколь...
Рисунок как средство психодиагностики возрастных переживаний
В статье автор исследует возможности выявления возрастных переживаний в ходе изобразительной деятельности дошкольников 6–7 лет. Представлено итоговое резюме кейса одного из испытуемых.
Общенаучные и дидактические концепции активизации обучения школьников
В статье проанализированы общенаучные и дидактические концепции активиза-ции обучения школьников, представлен ретроспективный анализ педагогической, мето-дической и психологической литературы по исследуемой проблеме.
Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе
Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в шко...
Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
В статье раскрывается значение формирования коммуникативных навыков у современных дошкольников и возможности дидактической игры для решения данной задачи.
Проектирование коммуникативных событий на уроках математики
В статье особое место уделяется проблеме проектирования коммуникативных событий на уроках математики. Рассмотрены составляющие коммуникативных сценариев занятия, возможности взаимодействия в коммуникативном пространстве, применение дидактических игр ...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через интерактивные методы и формы обучения в театральной деятельности
В статье автор представляет свой опыт целенаправленного отбора и апробации интерактивных форм и методов, наиболее целесообразных для развития творческих способностей в театральной деятельности.
Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста
В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...
Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.